Смекни!
smekni.com

Теоретические основы культурологии (стр. 17 из 22)

Способы обработки металлов удивляют своим разнообразием: наряду с тонкими ювелирными технологиями, такими как ковка, скань, зернь, эмаль, применявшимися для изготовления штучного товара, единичных экземпляров особо ценных украшений, уже в те далекие времена существовали способы производства продукции массовой, «ширпотреба»: штамповка, литье, позолота.Гончарное ремесло обособилось несколько позже кузнечного. В XI в. появляется ножной гончарный круг. Помимо самой разнообразной посуды гончары изготовляли кирпичи (плинфу). Умели в Древней Руси делать стекло. Однако использовали его, в основном, для производства украшений. Стеклянных оконных стекол или посуды почти не было. Непревзойденным мастерством отличались русские мастера деревообработки. Дерево – универсальный материал: от мисок и ложек до храмов и крепостных стен – таков был диапазон возможного его использования.Многие вещи для повседневного использования люди делали себе сами, например ткань для будничной одежды (холсты, грубые сукна) изготовлялась в домашних условиях в каждой семье.


45.Формирование культуры великорусской народности (вторая половина ХIII-ХV вв.)

С 14в. восстанов. русских земель. 14-15 в. –развивается различие в кул-ре юго-запад. Руси, северо-восточ.1299 –центр руск. правосл. церкви переместился в Вл.; 1326 – в Москву. На Руси по-прежнему разв-ся кул. по княжествам. В 14в. успешно раз-ся новгород. земля. Построена церковь Спаса Преображения на Ильине улице, церковь Петра и Павла. Из камня, нет резьбы, появилось др. окончание с использованием 2хскатной крыши. В сев.-восточ. Руси строительство Кремлей. 1326 – 1ые камен. здания в Москве, Успенск. собор. При Иване Калите – деревян. стены; при Д. Донском – бело-камен. кремль; при Ив. 3 Вас. (конец 15в.) –соврем. кремль. Построены: Архангельск. собор, новый Успенск. собор, Благовещенский собор (русскими мастерами построен). Грановитая палата построена. Большой дворец в Кремле. Строятся крепости в: Новгор., Пскове, Изборске. Успеш. раз-ся живопись. Худ. Феофан Грек (фрески, иконы). После завоевания рус. земель т.-м. – живопись в красно-корич. тонах. Феофан расписал в Новгор. церковь Спаса на Ильине ул. Андрей Рублев (жил в конц. 14-нач. 15 в.). Совершил прорыв: применил полутона, чистые, светлые (голуб., розовый); отошел от типа лица.

Был тип визант., стал рус. тип лица (Успенск. собор); исполь-ет многофигур. композиции; передает выраж-е лица и глаз; в иконе «Троица» изобразил 3х юношей. Он расписал Успен. собор во Влад., Звенигороде,написал иконы для Троице-Сергеевской Лавры. Осн. тема литер-х произведений – борьба рус. людей с инозем. захватчиками «Повесть о взятии Батыем города Влад», «Пов-ть о разорении Рязани Батыем». Соз-ся нрав.-религиозные повести: повесть о Петре и Феврони Муромских. Повести философ. плана в Новгород. княж-ве «Повесть о белом клобуке». При Ив. 3 возвр-ся кирпич. строительство.


46.Русская культура позднего средневековья (XVI-XVII вв.)

Рус. кул. 17 в. хар-ся отходом свет. кул. от религиозной. С одной ст. установ. кр. право, с др. раз-ся капиталистич. отн-ния. В лит-ре нов. жанры: повести религиоз. –философ. плана, нравств. плана (вымышлен. герои). Н-р «Повесть о Фрале Скопееве» -любов. сюжет; герой –свобод чел., немного авантюрист. Появ-ся сатирические произ-я, стихи. Нов. жанр демократич. сатира –«Повесть о Ерше Ершовиче». Рус. поэзия: Квашник, Карций – досилабические стихи (рифма есть, ритмич. ударение нарушено). Силлабические стихи (Симеон Полоцкий -1ый сборник стихов «Ветроган …», «Салтый» в стихи переложил. Соз-ся школы при монастырях, при мануфактурах (при пушкарском дворе, оружей. палате, печатн. дворе). Соз-ся учебники. 1ый букварь Бурцева и Истомина. Грамматика Смотрицкого, 1687 г. –«Считание удобное» -таблиц. умножения.

История «Синопсис» -ав. Гизель. 1687 -1ое учеб. заведение (славяно-греко-латин. академия).1ые книги науч. или практич-го знания «Пособие по пушечному делу». «Соляные промыслы» - ав. Семен. 1ый мед. справочник. «Травник» -созд. Афанасий. Фармокопея –учеб. по фармакологии; Иван Беннидиктов. По анатомии учебник переведен. Заимств. с запада сис-му цифр; сис0ма Декарта. Истор. успешно раз-ся. Созд-ся книги –истор. сочинение «Казанский летописец». Ист. повести об Азовских походах. Сущ-ет театр: театр скомарохи (передвижной); кукольный т. (т. Петрушки –куклы на пальцах; т. вертеп –рисован. театр; т. райок –деревян. куклы на ниточках). Появ. театр актера. Появ. наши актеры. Известно ок. 30 пьес. «Лодка». Театры при учеб. заведениях, при духов. семинариях. Живопись: Семен Ушаков, Бажен Огурцов, Зиновьев, Константинов. Распр-ся парсунная живопись (бытов. жанр, портретный –Ушаков возгл. направление). Патриарх Никон принял решение, что церкви строятся только 5главые («Церковь Воскресенья на Дебре»). Широко распрс-ся кирпичное строительство (2-3этажные дома); красив. здание приказов. Нов. стиль арх-ры: москов. (нарышенское) барокко – церковь Покрова в Филях. Муз. искусство – церков. пение по нотам; многоголосие.

48.Русская культура XVIII в. основные тенденции и черты развития

Петровские реформы затронули все стороны российской жизни, включая культуру и быт. Просвещение, образование, наука, искусство, быт развивались на протяжении 18-19 вв. под знаком преобразований, начатых Петром 1. Он – герой своего времени, и таких героев петровская эпоха породила немало. Петр 1 и его сподвижники совершили невероятное – за короткий исторический отрезок времени неузнаваемо преобразили Россию : построили новые города, создали развитую промышленность, сильную армию и флот, разгромили непобедимых шведов, добились выхода к морю, вырвали Россию из средневековой тьмы и направили нашу страну по пути европейского развития.При Петре 1 появился и первый российский музей – Кунсткамера 1719 г.

Ее экспонатами поначалу служили различные древние предметы и редкости, собранные царем во время заграничного путешествия. Во время второго путешествия царь приобрел в Данциге для Кунсткамеры коллекцию минералов и раковин, в Амстердаме – заспиртованных животных, рыб, змей и насекомых.В 1702 голу открылся общедоступный театр в Москве, в здании. Построенном на Красной площади. Играли там немецкие актеры группы И.Купста, О. Фюрста. Репертуар состоял из немецких, французских, испанских пьес.Петровское время характеризуется значительным развитием жанра гравюры. Это был жанр близкий к повседневности и имевшими широкий круг ценителей. Книги украшались гравюрами, гравюры украшали дома26 августа 1698 года, на следующий день после прибытия из-за границы, царь выступил в роли цирюльника. Он велел подать ему ножницы и самолично обрезал бороды у шокированных этой выходкой бояр.Подобную операцию Петр повтори несколько раз, решив покончить со старой русской бородой. О бритье бороды были изданы специальные указы.Законодательно было установлено обложение налогом тех, кто носил бороду. Знатные и богатые платили по 50 руб. за бороду, остальные по 2 гривны. Сохранившийся до нашего времени указ 1705 года обязывал все население страны, за исключением священников, монахов и крестьян брить бороды и усы.

Тем, кто не желал этого делать надлежало платить большие налоги с учетом положения в обществе. Во времена Петра1 появились и первые модники. Наряд русского дворянина изменился до неузнаваемости, неизменным элементом мужского платья стала белая рубашка и галстук в виде ленты, поверх одевался камзол и кафтан. Кафтан носили незастегнутым - нараспашку. В те времена законодательницей мод считалась Франция, поэтому многие предметы туалета имели французские названия, например “кюлоты” – короткие мужские штаны, к ним полагались белые шелковые чулки. Модной обувью считались тупоносые туфли на небольшом каблуке с большими металлическими пряжками, или сапоги – ботфорты - с широкими раструбами в верхней части голенищ. В Оружейной палате Московского Кремля среди предметов одежды хранится пара грубых кожаных ботфорт, принадлежавших Петру .

Существует мнение, что царь, владевший многими ремеслами в совершенстве, сшил их собственноручно.Тогда же вошел в моду и парик. При всем своем неудобстве он имел и немалые преимущества: долго сохранял форму, скрывал лысину, и придавал своему владельцу представительный вид.Однако, как ни богаты и красивы были мужские наряды, им было трудно тягаться с женскими. Дама, одетая в нарядное платье, напоминала изящную фарфоровую статуэтку. В такой же ФОРМЕ Петр I организовал борьбу с долгополым платьем. 12 февраля 1699 года состоялось шуточное освящение у Лефортова дворца.Гости прибыли на пир разряженные в традиционную русскую одежду — в шелковых зипунах яркого цвета, поверх которых были надеты кафтаны с длинными рукавами. Поверх кафтанов была ферязь — длинное широкое платье из бархата, затем шуба и меховая шапка с высокой тульей. Царю не нравилась эта пышная одежда, стеснявшая движения, и мешавшая работе. На пиру Петр I взял ножницы и принялся укорачивать рукава.

49.ХIХ столетие – «золотой век» русской культуры. “ ЗОЛОТОЙ ВЕК ” РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Классицизм — европейское культурно-эстетическое течение, которое ориентировалось на античное (древнегреческое и древне-римское) искусство, на античную литературу и мифологию. В русской литературе век классицизма был сравнительно короток и неярок, в русской музыке почти не было классицизма, зато в живописи и особенно в архитектуре он оставил подлинные шедевры.