Смекни!
smekni.com

Теоретические основы культурологии (стр. 2 из 22)

Например, к малым социальным группам относятся добровольные профессиональные ассоциации ,круг поклонников, культурные срезы (интеллигенция осуществляет духовную поддержку культуре в целом или ее отдельным видам и направлениям), семьи.

К большим же социальным группам относятся этносы (племена, народности нации - устойчивые межпоколенные общности людей, объединенные общей исторической судьбой, общими традициями и культурой, особенностями быта, единством территории и языка), профессиональные группы (создатели, исследователи, хранители и исполнители художественных произведений), непрофессиональные группы (зрители, читатели, поклонники - также приобщены к культуре), аудитории (читательская зрительская). Только в обществе человек получает все, что необходимо для его развития. Культура - это продукт деятельности человека. Она не существует вне человеческих общностей, но всегда доступна этим общностям. Процесс формирования личности ребенка и его приспособление к жизни в обществе называется социализацией.

Социализация - это процесс выработки человеком социальных норм и правил общества, чтобы стать активным, полноценным членом общества, сформировавшейся личностью. В процессе социализации происходит постепенное вовлечение индивида в жизнь общества, приобщение его к истории и традициям, передача ему основных форм социокультурного опыта.

Одним из важнейших способов, влияющих на формирование личности, является установившаяся в культуре система ценностей. Опираясь на систему ценностей, человек ведет себя в определенных ситуациях и обстоятельствах, опираясь на принятые "образцы" действий, "образцы" поведения, установленные в рамках культуры.

4.Культурология как наука

(лат. cultura — возделывание, земледелие, воспитание, почитание; др.-греч. λόγος — мысль, причина) — наука, изучающая культуру, наиболее общие закономерности её развития. В задачи культурологи: осмысление культуры как целостного явления, определение наиболее общих законов её функционирования, а также анализ феномена культуры как системы. Оформилась в самостоятельную дисциплину культурология в XX веке.

В сферу культуры входят:

Наука, религия, искусство, система права, сфера образования

Методы исследования культурологии – сравнительный,системный.

Гендор – набор или совокупность психологических, небиологических, культурных обществ (качеств), которые сочетаются в данном обществе.

Культурные символы – это условно – вещественный опознавательный знак, существующий для членов определенного общества или социальной группы.

Культурный код – совокупность символов, знаков и смыслов, заключенных в любом предмете культурной деятельности человека.

Культурогенез – это комплекс теорем, объясняющий возникновение человека и его культуры.

Теории возникновения:

1.Эволюционизм (Ч. Дарвин)

2.Креационизм (учение о сотворении мира Богом).

3.Орудийно-трудовая (Энгельс).

4.Игровая теория Хейзинга (источник культуры – в природной способности человека в игре).

1. Окружающая среда, социальные институты бытовой уклад преображаются современной цивилизацией. Культура выступает источником общественных нововведений. Появляется стремление выявить потенциал культуры, возможности ее активации.

2. Актуальными остаются вопросы о соотношении понятий культура и общество, культура и история, о воздействии культуры на общественную динамику. Культурные цели современности меняются настолько быстро, что это ставит человека в трудное положение. Особую значимость в связи с этим приобретает изучение наиболее существенных особенностей культуры прошлых веков для избежания примитивизации современной культуры.

Основные составные компоненты культурологии – философия культуры и история культуры. Вместе они составляют основу культурологии. Исторические факты подвергаются философскому анализу и обобщению.

Философия культуры– раздел культурологии, изучающий концепции происхождения и функционирования культуры.

История культуры – раздел культурологии, изучающий специфические черты культур различных культурно-исторических этапов.

Предмет культурологии — исследование феномена культуры как исторически-социального опыта людей, который воплощается в специфических нормах, законах и чертах их деятельности, передаётся из поколения в поколение в виде ценностных ориентиров и идеалов, интерпретируется в «культурных текстах» философии, религии, искусства, права..

5.Донаучный период развития культурологической мысли

Несмотря на то, что культурология - это молодая наука, находящаяся в стадии становления, она оперирует богатейшим фактическим материалом в области истории и теории культуры, накопленным многовековой европейской традицией анализа культуры. Античные представления о культуре. В нем подчеркивается отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни. Поэтому культура понимается прежде всего как возделывание, обработка, уход. Но объектом такого ухода может быть не только земля (как считалось до сих пор), но и сам человек. Цицерон считал, что дух, разум человека необходимо возделывать так же, как крестьянин возделывает землю. Именно "обработка разума", развитие мыслительных способностей человека есть истинное призвание свободного гражданина, в отличие от рабов и низших сословий, уделом которых является физический труд, обработка земли.Важным аспектом цицероновского понимания культуры было осознание ее как идеального единства личности и государства.

Античное понимание культуры - гуманистично, в его основе лежит идеал человека (для античности - это человек-гражданин, человек-воин, человек, способный наслаждаться прекрасным). Достижение этого идеала и было целью культуры.

Представления о культуре в Средние века. Средневековье, отрицая языческое отношение к миру, тем не менее сохранило основные достижения античной культуры. Средневековье, целиком обратилось к Богу, признав его творцом мира, единственной подлинной реальностью, отказавшись от античного единства природы и богов. Таким образом, впервые появляется представление о явлениях культуры как о текстах, которое будет активно развиваться в XX веке. Тогда открылись новые измерения человека: вера, надежда, любовь, в которых он стал черпать силы для жизни. Крупнейший средневековый мыслитель Августин Блаженный вводит понятие "стрелы времени", движения истории от начала к концу, что разрывает временной круг античности. Критерием прогресса становилось соответствие культуры высшим моральным ценностям..

Развитие представлений о культуре в эпоху Возрождения и Новое время. Возрождение связано с новым открытием античности, ее идеалов и ценностей, и прежде всего отношения к человеку как к гармонично развитой личности. Именно Возрождение cтало эпохой рождения cовременного гуманизма – веры в силы человека, в то, что человек – такой же творец, как и Бог. Он сам творит культуру, и в этом он равен Богу. В этом заключалось знаменитое открытие человека эпохи Возрождения.

Так рождалось новое понимание культуры как чисто человеческого мира, отличного от мира природы( частью которого была культура в античности) и божественного мира (к пониманию которого стремилась культура Средневековья). Так появилось осознание того факта, что культура - сущностная характеристика человека.

Культ человека вызвал глубокий интерес к истории, которая должна была ответить на вопрос, кем был и кем должен стать человек. Это привело к соединению возрожденного античного интереса к человеку с христианской средневековой линеарной моделью истории, что послужило основанием для формирования современного научного принципа историзма.

Заслуга применения исторического метода к исследованию развития общества принадлежит итальянскому мыслителю Джамбаттиста Вико. В своем фундаментальном труде «Основания новой науки наций» (1725) он отмечал, что философы до сих пор исследовали природу, которая не создана человеком, и пренебрегали «миром наций», историческим миром. Вико видел свою задачу в том, чтобы восполнить этот пробел, раскрыв основы общей природы всех народов путем рассмотрения их истории.В основе культуры лежит борьба классов,сословий и социальных групп, которая либо укрепляет культуру, либо приводит ее к гибели. Культура сродни живому организму, и в своём развитии она проходит через определённые этапы.

6. Понятие морфологии культуры. Основные структурные элементы духовной жизни общества

Морфология культуры (от греч. morphe – вид, образ, форма и logos - учение) – сравнительно новая область культурологического знания, изучающая многообразные формы культурных явлений, структурные элементы культуры как сложной целостной системы, а также принципы их взаимодействия. Круг исследовательской проблематики данного научного направления достаточно широк и охватывает вопросы:

- зарождения, становления и трансформации культурных форм в зависимости от специфики окружающей среды (как природной, так и общественной);

- организации культурных форм в виде разного рода подсистем, областей, уровней культуры;

- осуществления культурной коммуникации, то есть обмена информацией между разными культурами или частями одной культуры;

- взаимодействия институтов культуры со сферами экономики, техники, политики и т.д.

Формирование культурного пространства предполагает организацию производства, хранения, распределения и потребления материальных и духовных ценностей, создание общественных институтов и системы общественных отношений, основанных на совокупности определенных норм и принципов. Современная морфологическая модель культуры представляет собой совокупность множества функциональных блоков, обладающих специфической структурой, набором кодов и языков, способов действия, механизмов общения с окружащим миром.