Смекни!
smekni.com

Теоретические основы культурологии (стр. 3 из 22)

Широкое распространение получил принцип дифференциации культурных форм на основе анализа конкретной направленности их общественного применения. Согласно этому принципу, рассматриваются три уровня связи субъекта социокультурной жизни с окружением: специализированный, трансляционный и обыденный. Особо выделяется культура социальной организации и регуляции (хозяйственная, правовая, политическая культура); культура познания и рефлексии мира, человека и межчеловеческих отношений (философская, научная, религиозная, художественная); культура социальной коммуникации, накопления, хранения и трансляции информации (культура массовой информации, культура трансляции социального опыта, культурной компетенции и знаний). В рамках каждого обозначенного функционального блока различается специализированная деятельность человека и ее обыденные аналоги.

К ведущим формам культуры относят, в частности, материальную и духовную культуру; доминирующую культуру, субкультуру и контркультуру; элитарную и массовую культуру и другие.

7.Искусство как элемент культуры

Искусство — это сфера духовно-практической деятельности людей, которая направлена на художественное постижение и освоение мира. Оно призвано удовлетворять универсальную потребность человека, воссоздавать окружающую действительность в развитых формах человеческой чувственности.

Специфика искусства, позволяющая отличать его от всех других форм человеческой деятельности, заключается в том, что искусство осваивает и выражает действительность в художественно-образной форме. Художественный образ — это суть искусства, это чувственное воссоздание жизни, сделанное с субъективных, авторских позиций. художественный образ может быть воплощен в глине, краске, камне, звуках, фотографии, слове и в то же время реализовать себя как музыкальное произведение, картина, роман, а также фильм и спектакль в целом.

Виды искусства — это исторически сложившиеся, устойчивые формы творческой деятельности, художественно реализующие жизненное содержание и различающиеся по способам его материального воплощения: - изобразительное искусство раскрывает многообразие мира с помощью красок, мрамора, глины и т. д. (т. е. с помощью пластических и колористических материалов); - литература включает в себя все оттенки творчества, реализуемые в слове; - музыка имеет дело не только со звучанием человеческого голоса, но и с разнообразными тембрами, созданными природными и техническими приспособлениями (речь идет о музыкальных инструментах); - архитектура и прикладное искусство — через существующие в пространстве материальные конструкции и вещи, удовлетворяющие практические и духовные нужды людей, — сложно и многообразно выражают свою видовую определенность.

В ходе функционирования мировой художественной культуры система видов искусства постоянно изменялась, проявляя при этом различные, порой взаимоисключающие тенденции:

— из древнего синкретического искусства произошла дифференциация всех его видов,

— в процессе исторического развит ия образовались синтетические виды искусства (театр, архитектура),

— влияние научно-технического прогресса стимулировало появление новых видов искусства (кинематограф, телевидение, видео).

В современном развитии взаимодействия видов искусства четко обозначились тенденции:

— сохранения суверенности каждого отдельного его вида искусства;

— тяготения к синтезу искусств.

Обе тенденции на сегодняшний день актуальны и плодотворны, ибо существующее между ними противоречие ведет не к поглощению одних видов искусства другими, а к взаимовлиянию и взаимообогащению, но в то же время еще раз подчеркивая их право на самостоятельное функционирование в системе художественной культуры.

Взаимоотношение различных видов искусства — явление весьма полезное, прежде всего для самого развития искусства.Искусство — явление социальное. Оно участвует в социальном преобразовании общества, оказывая эстетическое воздействие на личность.

Искусство полифункционально. Искусство вовлекает человека в круг социальной жизни, влияя на самые личные стороны человеческого существа.

8.Наука как элемент культуры

Наука – это особая совокупность знаний; особый вид деятельности; отрасль общественного труда.

Важнейшие отличительные черты научного знания следующие:

Рациональность всех содержащихся в научном знании положений и выводов. В научном знании не может быть ничего недоступного человеческому пониманию, ничего магического, необъяснимого, опирающегося только на веру, эмоции, инстинкт.

Объективность, общезначимость, безличность:в научном знании должна выражаться объективная истина в максимально очищенном от личных симпатий и антипатий, убеждений и предубеждений виде.

Воспроизводимость проверяемость:любой исследователь, воссоздав условия, в которых получен какой-либо научный результат, должен быть в состоянии убедиться в его истинности или, если он не подтверждается, отвергнуть его.

Логическая строгость, точность и однозначность.

Логическая взаимосвязь различных элементов научного знания, наука - логически упорядоченная система.

Периодизация развития науки

1. Iвек до н.э. – XVI век н.э. – период преднауки. Накопление знаний, первые философские представления о природе.

2. XVI – XVII – эпоха научной революции. Формирования основ современного естествознания. Возникновение научной методологии. Выделение науки как отдельной сферы деятельности, возникновение научного сообщества.

3.XVIII – XIX века – классическая наука. Образование отдельных дисциплин. Возникновение технических наук. Наука становится двигателем прогресса.

4. XX век – постклассическая наука. Революционные открытия на рубеже XIX – XX веков потрясают основы ряда наук (теория относительности, квантовая механика, генетика). Со второй половины XX века – огромные масштабы внедрения открытий в практику, сокращения сроков от открытий до применений. Наука – один из новых институтов в структуре культуры. Однако значение ее быстро растет, а современная культура испытывает глубокие изменения под влиянием науки. Наука, давая знания человеку, вооружает его, дает ему силы. «Знание – сила!» - утверждал Ф.Бэкон. Но для каких целей и с каким смыслом употребляется эта сила? На этот вопрос должна отвечать культура.Гуманистическая ценность науки неоднозначна. Если ценность науки измерять практическими последствиями, то она, с одной стороны, дала компьютер, а с другой - ядерное оружие. Высшая ценность для науки – истина, в то время как высшая ценность для культуры - человек.


9. ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Материальные и духовные ценности и знания, накопленные человечеством, необходимо передать новым поколениям, поэтому поддержание достигнутого уровня развития, его совершенствование невозможны без овладения культурным наследием. Образование является существенным компонентом процесса социализации личности.
Принято различать формальное и неформальное образование. Термин формальное образование подразумевает существование в обществе специальных учреждений (школ, вузов), осуществляющих процесс обучения. Функционирование системы формального образования определяется господствующими в обществе культурными стандартами, политическими установками, которые находят воплощение в государственной политике в области образования. Под термином неформального образования понимается несистематизированное обучение человека знаниями и навыками, которые он стихийно осваивает в процессе общения с окружающей социальной средой или путем индивидуального усвоения информации.

При всей своей значимости неформальное образование играет вспомогательную роль по отношению к системе формального образования.

Наиболее существенными особенностями современной системы образования являются: - превращение ее в многоступенчатую (начальное, среднее и высшее образование); - решающее воздействие на личность (по существу образование является основным фактором ее социализации); - предопределение в значительной степени возможностей карьеры, достижения высокого социального положения. Институт образования обеспечивает социальную стабильность и интеграцию общества, выполняя следующие функции:- трансляция и распространения культуры в обществе (ибо именно посредством образования происходит передача от поколения к поколению научных знаний, достижений искусства, моральных норм и т.д.); - формирование у молодых поколений установок, ценностных ориентаций и идеалов, доминирующих в обществе; - социальная селекция, или дифференцированный подход к обучающимся (одна из важнейших функций формального образования, когда поиск талантливой молодежи в современном обществе возводится в ранг государственной политики); - социальное и культурное изменение, реализуемое в процессе научных исследований и открытий (современные институты формального образования, в первую очередь вузы, являются основными или одними из важнейших научных центров во всех отраслях знания). Модель социальной структуры образования можно представить как состоящую из трех основных компонентов: - учащихся; - преподавателей; - организаторов и руководителей образования.

В современном обществе образование является важнейшим средством достижения успеха и символом социальной позиции человека. Расширение круга высокообразованных людей, совершенствование системы формального образования оказывают воздействие на социальную мобильность в обществе, делают его более открытым и совершенным.