Смекни!
smekni.com

Культура XIX века (стр. 3 из 6)

Конфликт гуманистических идеалов и прозаической повседневности вылился в признание научного факта. Позитивизм опирался на философию Нового времени, на программу практического господства науки как рациональной системы опытного достоверного знания, отбросив метафизические представления и став предтечей сциентизма. В развитии критических тенденций в культуре XIX в. было два этапа. Первый был связан с революционным движением, второй — с зарождением и распространением социалистических идей и духовным кризисом буржуазного общества, т. е. с неверием в возможность духовного прогресса, в осуществимость гуманистических идеалов. Все это привело к появлению пессимизма, апатии, безразличия, что нашло отражение в таких формах художественной культуры, как импрессионизм, натурализм, символизм, эстетизм и декаданс.

Натурализм – течение, в котором ярчайшим образом проявилось влияние позитивизма. Его кредо — «природа как она есть». Натуралисты отвергали произвол воображения и сравнивали творчество писателя и художника с трудом исследователей природы — естествоиспытателей. Результат такой деятельности — наблюдение сквозь темперамент. Буквальное отражение биологического аспекта человеческой жизни выразилось в профанации искусства, предопределившей ее скандальный успех в мещанской среде, в появлении эстетики «физиологического искусства». Но самым существенным сдвигом в духовной культуре XIX в. и жизни общества было формирование романтизма, претендующего на целостное мировоззрение и стиль мышления наряду с другими — классицизмом и реализмом.


3. Соотношение личности и общества в романтической и реалистической традиции. Символизм

Романтизм и реализм – два художественных метода, сложившихся в XIX веке и отражающих два важнейших типа сознания нового времени. Художественный метод – это общая основа творчества, подход к отбору жизненного материала, к изображению действительности. Это более широкое понятие, чем понятия литературного направления, течения или школы.

Романтизм — явление, порожденное буржуазным строем. Как мировоззрение и стиль художественного творчества он отражает его противоречия: разрыв между должным и сущим, идеалом и действительностью. Осознание нереализуемости гуманистических идеалов и ценностей Просвещения породило две альтернативные мировоззренческие позиции. Суть первой — презреть низменную действительность и замкнуться в скорлупе чистых идеалов. Суть второй — признать эмпирическую реальность, отбросить все рассуждения об идеальном. Исходным пунктом романтического мировоззрения является открытое неприятие действительности, признание непреодолимой пропасти между идеалами и реальным бытием, неразумности мира вещей[8].

Романтизм– явление, принципиально отличное от классического периода XVIII века. От своего времени романтики восприняли,прежде всего, главную идею эпохи – идею свободы личности.Принципы свободы и новизны реализуются в их творчестве.Романтики прокладывали новые пути в искусстве, стремились создатьсовременное, новаторское искусство. Они полемизировали с классицистами,прежде всего – с рационализмом его эстетики. В центре их картины мира –индивидуальный человек, Личность уникальная, которая не подчиняетсяСистеме, обществу, а противостоит ей. Романтики искали новые формы,художественные средства, создавая синтетическое искусство. Они ввелипонятие «универсальной поэзии», отражающей всю полноту мира и человека. Сознание и собственно эстетика романтизма строится на противоположностях, на антитезах. Главная антитеза – это противопоставление идеала (основное понятие романтизма) и действительности, Духа и реальности.

Итак, в центре романтического искусства стоит творческая личность,Художник, уникальный индивидуум, который отличается от обычных людейи находится в конфликте со всем миром. Художник – существо особое,высшая личность, стоящая над остальными людьми. Поэтому типичныйгерой романтиков – это человек с особо сильными чувствами, это герой-бунтарь, одиночка с гордым и непримиримым нравом. Такой герой обладаетуникальной интуицией, ощущает своё родство с природой, но не может (илине хочет) найти общего языка с людьми. Он презирает людей, они платятему тем же. Так как романтизм задачей и целью искусства провозглашаетЛичность, то в своих произведениях романтики особое внимание уделяютвнутреннему миру человека, страстям, настроениям. Таким образом, этолирическое искусство, предельно субъективное. Важнейшие темы, мотивы и проблемы романтизма: проблемаодиночества, мотив странничества, тема искусства и художника, темадетства, культ интуиции, культ природы, культ страсти, тема преступленияи наказания, мотив безумия, культ фантазии и воображения и др.

Романтизм впервые обратился к проблеме историзма вискусстве. Романтики первыми обосновали принцип стадиальногоразвития искусства в связи с изменением исторических условий. Онисделали вывод о том, что законы и эстетические принципы искусства немогут оставаться полностью неизменными, они развиваются и меняются взависимости от развития и изменения запросов общества.Романтики первыми создали системные труды по истории национальныхязыков и литератур, по истории искусств.

Расцвет романтизма приходится на период 1795— 1830 гг. — период европейских революций и национально-освободительных движений, и особенно ярко романтизм проявился в культуре Германии (Ф. Шлегель, Новалис, В. Гауф, братья Гримм, Э.Т.А. Гофман, Г. Гейне), Англии (У. Вордсворт, С.Т. Кольридж, Р. Саути, В. Скотт, Дж. Байрон, П.Б. Шелли, М. Шелли), России (В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, К.Ф. Рылеев, И.А. Крылов, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов), Америке (Ф. Купер, В. Ирвинг, Г. Бичер-Стоун, Н. Готорн, Э. По, Г. Мелвилл), Франции (В. Гюго, Ж. де Сталь, А. Дюма, Т. Готье), Испании (М.Х. де Ларра, Г.А. Бекер, Б.П. Гальдос)[9].

Одним из исходных принципов романтизма было «двоемирие»: сопоставление и противопоставление реального и воображаемого миров. Способом выражения этого двоемирия был символизм. Романтический символизм представлял органическое соединение мира иллюзорного и реального, что проявилось в появлении метафоры, гиперболы, поэтических сравнений. Романтизму, несмотря на тесную связь с религией, были присущи юмор, ирония, мечтательность. Образцом и нормой для всех областей искусства романтизм объявил музыку, в которой, по мнению романтиков, звучала сама стихия жизни, стихия свободы и торжества чувств.

На основе романтического символизма сформировался символизм как течение – «первое литературно-художественное направление европейского модернизма, возникшее в конце ХIХ века во Франции в связи с кризисом позитивистской художественной идеологии натурализма»[10]. Основы эстетики символизма были заложены двумя поколениями французских поэтов, среди которых - Поль Верлен, Артюр Рембо, Стефан Малларме. Символизм был связан с современными ему философскими воззрениями, прежде всего – с абсолютным идеализмом. Он занимается поисками высшей реальности, находящейся за пределами чувственного восприятия. Здесь наиболее действенным орудием творчества оказывается поэтический символ, позволяющий прорваться сквозь пелену повседневности к трансцендентной Красоте. Наиболее общая доктрина символизма заключалась в том, что искусство является интуитивным постижением мирового единства через обнаружение символических аналогий между земным и трансцендентным мирами. Таким образом, философская идеология символизма - это платонизм в широком смысле, двоемирие (мир вещей и мир идей), а эстетическая идеология - панэстетизм (например, "Портрет Дориана Грея" Оскара Уайльда).

Русский символизм начался на рубеже веков, впитав философию русского мыслителя и поэта Владимира Сергеевича Соловьева о Душе Мира, Вечной Женственности, Красоте, которая спасет мир (эта мифологема взята из романа Достоевского "Идиот"). Русские символисты традиционно делятся на "старших" (XIX век) и "младших". Старшие - их также называли декадентами - Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, В.Я. Брюсов, Ж.Д. Бальмонт, Ф.К. Сологуб - отразили в своем творчестве черты общеевропейского панэстетизма.

Как художественный метод реализм становился иначе.Художественной практике романтизма предшествовало развитие теориии философии творчества, они закреплялись и совершенствовались вдеятельности различных школ и кружков, а к 1810–20-ым гг. романтизмпревращается в широкое, всеохватывающее и осознанное явлениекультуры.Реалистический метод становился противоречивее, осознавался иобосновывался его последователями особо – и в противопоставленииромантическим постулатам (идеализм, отторжение реальности,«двоемирие»), и на взаимодействии с романтическим искусством,которое понималось писателями первой половины века прежде всего каксовременное.