Смекни!
smekni.com

Москва. Две столицы: Духовное величие (стр. 2 из 4)

После того, как в 1983 г. монастырь был возвращен Русской Православной Церкви, здесь были сооружены резиденция патриарха и Святейшего Синода, Поминальная часовня, надкладезная часовня в память 1000-летия Крещения Руси, а также памятник святому князю Даниилу Московскому.

Новоспасский в честь Преображения Господня мужской монастырь ведет свою историю от Спасского монастыря, основанного в Московском Кремле в 1330 г. В 1490 г. обитель перенесли из Кремля на левый берег Москвы-реки на Крутицкий холм. С тех пор монастырь и получил свое именование — «Спас Новый» или Новоспасский.

Нынешний облик Новоспасского монастыря сложился в XVII–XIX вв. Центральный Спасо-Преображенский собор (1645–1649) построен по образцу Успенского собора Московского Кремля — пятикупольный, четырехстолпный, трехапсидный. В подклети собора — усыпальница рода Романовых с храмом преподобного Романа Сладкопевца. До 1812 г. здесь насчитывалось 70 гробниц Романовых, после французского нашествие осталось 28. В 1995 г. в монастыре был захоронен прах великого князя Сергея Александровича, убитого эсером-террористом.

В конце XVIII в. была построена церковь Знамения Божией Матери как усыпальница князей Черкасских и графов Шереметевых и четырехъярусная надвратная колокольня. В северо-восточном углу монастыря расположен храм св. Николая Чудотворца (1658 г.). Закрытый в 1918 г., монастырь возрожден в 1991 г.

Донской монастырь был основан в 1591 г. у Калужской заставы в Москве царем Федором Иоанновичем в честь Донской иконы Божией Матери, даровавшей чудо избавления Москвы от войск крымского хана Казы-Гирея. Архитектурный ансамбль обители сложился в основном между 1680–1730 гг. Прямоугольный в плане, монастырь обнесен кирпичными стенами с 12 башнями. Над воротами возведены надвратные храмы: над северными Святыми воротами — храм Тихвинской иконы Божией Матери; над западными — храм святых Захарии и Елисаветы с колокольней. От первоначальных строений сохранился одноглавый Малый собор Донской Божией Матери, с которым соединены трапезная и шатровая колокольня. Пятиглавый, в стиле нарышкинского барокко, Большой собор Донской Божией Матери построили в 1684–1689 гг. В иконостасе этого собора находится чтимый список XVI в. с Донской иконы Божией Матери. Росписи на стенах относятся к концу XVII в. На территории монастыря находятся также храмы преп. Александра Свирского, св. Иоанна Златоуста, св. великомученицы Екатерины, св. Архангела Михаила, построенные в XVIII–XIX вв.

На Старом и Новом кладбищах Донского монастыря покоятся останки выдающихся деятелей русской культуры П.Я. Чаадаева, С.Н. Трубецкого, И.И. Дмитриева, О.И. Бове, В.О. Ключевского, В.Г. Перова, В.А. Серова, Н.Е. Жуковского и многих других.

Сретенский монастырь возник на месте встречи (сретения) в конце XIV века чудотворной иконы Владимирской Божией Матери, доставленной в Москву из Владимира. Главный собор монастыря в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери был построен в 1679 г. по повелению царя Федора Алексеевича. Облик этого пятиглавого храма строг и монументален. На территории монастыря находился один из древнейших храмов Москвы — церковь во имя преп. Марии Египетской, снесенный в 1930 г. Закрытый во второй половине 1920-х гг., Сретенский монастырь возобновил свою деятельность с 1995 г. и с тех пор считается одним из крупнейших центров православного просвещения в России. При монастыре действует Сретенское высшее православное училище.

Женский Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь был основан в 1524 г. великим князем Василием III в Москве на Девичьем поле. Он был построен в память взятия Смоленска в 1514 г. Новая обитель была основана во имя Смоленской иконы Божией Матери, главной святыни Смоленска.

Смоленский собор строили в течение 14 месяцев и закончили к престольному празднику 28 июля 1525 г. Имя архитектора точно не установлено. Предполагают, что это был Алевиз Фрязин Новый, по другой версии им был Нестор, погибший в числе 56 каменщиков при обвале сводов собора. Внешне Смоленский собор напоминает Успенский и Архангельский соборы Кремля. Это монументальное сооружение строгих линий с пятиглавым завершением. Собор был расписан фресками, которые крайне редки для XVI в.

Основные здания Новодевичьего монастыря построены при деятельном участии царевны Софьи. В 1690 г. сооружена колокольня, которую называли «самой выдающейся из всех московских колоколен». На средства Софьи построена трапезная с Успенской церковью и обе надвратные церкви Покрова Богородицы и Преображения Господня в стиле московского барокко. Крепостные стены с 12 башнями соорудили в самом конце XVII века.

В некрополе Новодевичьего монастыря погребены многие выдающиеся люди России. В подклете Смоленского собора покоятся останки представителей известных княжеских родов: Воротынских, Голициных, Барятинских, Кубенских, бояр Дашковых. На территории монастыря похоронены герой Отечественной войны 1812 года, поэт Д.В. Давыдов, историки С.М. Соловьев и М.П. Погодин, археолог граф А.С. Уваров, философ В.С. Соловьев, генерал А.А. Брусилов. В годы советской власти сюда были перенесены с уничтоженных кладбищ останки Н.В. Гоголя, А.С. Хомякова, Н.М. Языкова, С.Т. Аксакова, А.П. Чехова. В те же годы на новом кладбище за южной стеной были похоронены видные деятели советского государства, культуры, военные.

С 1964 г. в монастыре располагается резиденция митрополита Крутицкого и Коломенского, а также Московское епархиальное управление. С 1994 г. монастырь был возобновлен как женская обитель.

Новоиерусалимский Воскресенский Истринский монастырь был основан патриархом Никоном в 1656 г. на землях села Воскресенского на холме над рекой Истрой. Монастырь был задуман патриархом Никоном как главная обитель Русской Православной Церкви по образу и подобию храма Воскресения Господня в Палестине. Отсюда и возникло название — Новый Иерусалим. И все окрестные места переименовали в соответствие с палестинскими святыми местами.

Строительство главного каменного храма, Воскресенского собора, началось в 1658 г. и шло до 1685 г. В 1681 г. в Воскресенском соборе погребли останки патриарха Никона, над его могилой висели вериги, которые Никон носил почти двадцать пять лет. В монастыре хранились келейная икона Никона и его клобук. В конце XVII в. монастырь обнесли кирпичными стенами с 8 шатровыми башнями. Огромный Воскресенский храм лишь в общих чертах повторял палестинский — была изменена планировка, вместо 14, как в Иерусалимском храме, создали 29 приделов. В XVIII в. собор сгорел, но был восстановлен в 1749–1756 гг. по проекту В. Растрелли.

Вторично Воскресенский собор погиб в 1941 году — его взорвали отступающие немецко-фашистские войска. Но в послевоенные годы собор вновь восстановили. С 1994 года в Новом Иерусалиме возобновилась монашеская жизнь.

Иосифо-Волоколамский Успенский монастырь основанв 1479 г. преподобным Иосифом Волоцким в 18 километрах от Волоколамска на берегу небольшого озера. В XV–XVI вв. монастырь играл большую просветительскую роль, был известен огромной библиотекой, ведением летописей, переписыванием книг. Основные постройки относятся к XV–XVII вв. Главный центр обители — Успенский собор, сооруженный в 1688–1692 гг. На верхнем этаже пятиглавого собора располагается храм Успения Пресвятой Богородицы, на нижнем этаже — храм во имя преп. Иосифа. Редкой красотой отличаются монастырские стены с многогранными шатровыми башнями, богато украшенными декоративной кирпичной кладкой и зелеными изразцами. Закрытый в 1920 г. и разрушенный гитлеровцами в 1941 г., монастырь был восстановлен в послевоенные годы, а возрожден как монашеская обитель в 1989 г.

***

Главный собор столицы и всей России сегодня — это храм Христа Спасителя.

Манифест о сооружении в Москве храма во имя Христа Спасителя был подписан императором Александром I в праздник Рождества Христова 25 декабря 1812 г. Храм изначально задумывался как мемориальный памятник в ознаменовании победы в Отечественной войне 1812 г. В октябре 1817 г. началось строительства храма на Воробьевых горах по проекту А.Л. Витберга.

Новый император Николай I в 1827 году принял решение остановить затянувшееся строительство, руководствуясь не только экономическими, но и вероучительными мотивами, ибо проект Витберга не отвечал канонам православия. Для храма было выбрано новое место — у Пречистенских ворот на левом берегу Москвы-реки, на месте древнего Алексеевского монастыря. В сентябре 1839 г. началось строительство по проекту архитектора К.А. Тона, выполненному в «русско-византийском стиле». Возведение и роспись храма Христа Спасителя продолжались 44 года. Работу над скульптурами и росписью храма осуществляли крупнейшие русские художники — П.К. Клодт, А.В. Логановский, Ф.А. Бруни, Г.И. Семградский, В.И. Суриков, К.Е. Маковский и др.

26 мая 1883 года храм на заново отделанной гранитной набережной был освящен в присутствие императора Александра III. В древней столице в небеса вознесся четырехстолпный, пятиглавый собор, который стал крупнейшим церковным сооружением Москвы — высота до креста центральной главы составляла 102 метра.

Храм Христа Спасителя отличался не только своими размерами, но и глубочайшим религиозно-символическим значением. Главный престол храма был посвящен празднику Рождества Христова. На стенах храма был размещен своеобразный пантеон русских святых, заступников Святой Руси — Александр Невский, Даниил Московский, Сергий Радонежский и др. Среди горельефов были изображения чудотворных икон Божией Матери — Владимирской, Смоленской, Иверской. Кроме того, были изображены сюжеты, связанные с христианскими праздниками, приходящимися на дни решающих сражений Отечественной войны. В стены были вделаны мраморные доски с различными историческими текстами времен Отечественной войны, перечислением полков и командующих, именами убитых и награжденных.