Смекни!
smekni.com

Дерево в народных промыслах России (стр. 6 из 10)

Среди наиболее интересных явлений ажурного декора бытовых предметов можно привести поморские и ярославские прялки, чьи лопаски, а иногда и ножки, с разной степенью интенсивности покрыты сквозным узором; удлиненные ручки козьмодемьянских, тверских, вологодских ковшей, покрытые прорезным орнаментом; солонки из Костромской губернии. Резные наличники.

3.4 Корнепластика

Природа сама давала человеку орудия труда или предметы повседневного обихода: дуплистое дерево — кадочку, дубок — цеп для молотьбы, вывернутый пень — сиденье, ореховая развилка — рогатину, вилы для ворошения сена. Эти вещи конструктивно были прочны, удобны в пользовании.

Более трех веков стоит изба Ивана Александровича Скобелкина, что под Костромой (деревня Стрельниково) на пнях — «курьих ножках». Она срублена из сосновых бревен, где пол и потолок — тесаные топором бревна. В стенах вырублена мебель (лавки, шкафчики и т. п.).

На русском Севере над фронтоном избы еще и сейчас можно увидеть вытесанный топором из корневища и части ствола так называемый охлупень в виде изображения головы и верхней части корпуса коня (отсюда и название «конек»), оленя с ветвистыми рогами или петуха. Охлу-пень — конек надежно скреплял тесовый настил кровли.

Крестьянин, слегка обработав топором корень, создавал образ какого-либо животного. Мелкие детали не про- рабатывались и это естественно, так как фигура рассматривалась с большого расстояния. Из тонких елей выру-бались «курицы» — скульптурно обработанные крюки, которые поддерживали водосточный желоб.

При раскопках древнего Новгорода была найдена «курица» в виде дракона. Использовав естественное строение ели, минимальными техническими приемами создавался образ. В старину в каждой церквушке через луковку купола I непременно выводилось «древо жизни», то есть из верхней ; части дерева рубился крест, а из очищенных корней изготовлялась большая люстра, к которой прикреплялись деревянные подсвечники. В этом обычае виден не только явный отсвет языческой древности, когда славяне поклонялись жизненной силе в образе могучих дубов, лип и сосен, в которых якобы жили божества, но и рациональное использование природной формы дерева. Кому не приходилось, гуляя в лесу, наблюдать причудливые формы стволов, сучьев или пней, напоминающие фигуры человека, животных, т. е. лесную скульптуру. Некоторые профессиональные скульпторы (С. Т. Коненков, В. А. Ватагин, С. Д. Эрьзя) удачно применяли корни, стволы, сучья и наросты деревьев в своих произведениях.

Люди, посвятившие себя этому виду художественного творчества, видят в пнях, сучьях, корнях, усохших стволах, наростах, сколах, срезах, отходах лесопиления, плодах созданные природой формы, красивую текстуру и оригинальную фактуру, естественную окраску древесины и используют все это для воплощения своего художественного замысла.

Лесной скульптуре присущи обобщенность и некоторая условность образа. Мастер, используя естественность и пластичность форм, мягкость линий, искусно выявляет красоту природного материала, усиливает композиционную целостность, сочетающуюся с авторским замыслом, сохраняя образ, подсказанный самой природой, творчески завершая его.

4. Деревянное зодчество

В Древней Руси дерево было наиболее широко применяемым материалом. На протяжении столетий мастера познавали секреты работы с деревом и передавали их из поколения в поколение возводя подчас настоящие шедевры деревянного зодчества. Вследствие относительной дешевизны и слабой стойкости материала, к сожалению, до наших дней дошла лишь незначительная часть древних произведений декоративно-прикладного искусства, изготовленных из дерева. На основании письменных источников и по немногим сохранившимся памятникам можно судить об искусстве древнерусских столяров и плотников, чье мастерство своими истоками восходит к искусству древних славян и других народов, населявших территорию современной России, что нашло свое отражение в приемах резьбы и рисунке наиболее архаичных орнаментов. В русском народном творчестве издавна особое место занимала домовая резьба. Издревле люди стремились иметь надежное, добротное жилье. Повсюду, от средневекового замка до яранги северных народов, от наскальной живописи до роскошной отделки фешенебельных отелей, везде прослеживается стремление человека украсить свое жилище, придать ему неповторимый, запоминающийся вид. В зависимости от имеющихся в распоряжении строителей материалов и технологий различались и способы декорирования жилья. Деревянной резьбой украшали карнизы фронтонов, слуховые окна, фризовые доски, наличники и ставни окон, крыльцо, ворота, калитки. Она стала неизменной спутницей архитектуры крестьянского и городского жилища. И сейчас отчётливо видно пристрастие наших предков к украшению своего дома деревянным кружевом. Оно делало его ценным памятником архитектуры, в котором сочетались простота форм, естественность с разнообразием приёмов выполнения различных видов резьбы. И если на севере России художественно-конструктивное решение деревянного убранства отличалось лаконизмом и суровостью, то в Поволжье полёт фантазии художников не сдерживался ничем. Здесь смело и раскованно использовали весь многовековой опыт народного художественного творчества, заимствования у оригинальной архитектуры. Русский Север и Поволжье - это заповедники резьбы по дереву, музей и мастерская, где любой может полюбоваться и научиться у мастера старинному почётному ремеслу - резьбе по дереву.

В вещественных памятниках древности (и на постройках) есть схематические рисунки, не являющиеся изображениями предметов среды обитания человека. Они часто выглядят как орнамент, но это символы с глубоким смыслом: в дописьменную эпоху ими фиксировались важные знания, понятия, представления о мире. Славянское язычество заключалось в прославлении жизненных сил природы, плодородия земли, прежде всего. С годами и веками символический смысл кружков, треугольников, крестов был забыт, и они превратились в орнамент, который передавался из поколения в поколение, освещённый традицией. Можно попытаться и сегодня проникнуть в прошлое, разгадать первоначальный смысл орнамента деревянного узора домов, попытаться стать ближе к предкам. В современном крестьянском искусстве архаические элементы как элементы декора практически утратили заклинательный смысл. Но орнамент мало изменился за века, по-прежнему: зооморфный, антропоморфный, геометрический и растительный.

Постепенно домовая резьба утрачивала свое культовое, оберегающее значение. Ее мотивы и орнаменты все больше наполнялись художественными элементами. В конце 19 – начале 20 веков произошел настоящий всплеск увлечения домовой резьбой

На русском Севере, в Поволжье, на Урале и в Сибири сохранились деревянные дома 18-19 веков — наиболее яркие памятники архитектурной резьбы. В этих областях до начала 30-х годов 20 века бытовали древнерусские художественные традиции декорирования жилища и утвари. Большое внимание крестьянские зодчие уделяли домовому убранству. Высокие фронтоны крестьянских домов завершают охлупни, на концах которых вырезаны монументальные головы коней или оленей. Причелины, подзоры, полотенца, украшающие фасады, покрыты растительным или геометрическим орнаментом. Внешняя скупость изобразительных средств, придает этим постройкам ощущение строгости.

В Среднем Поволжье с 18 века получила распространение так называемая барочная резьба, перенесенная с волжской корабельной резьбы на архитектурные формы. Долбленые изображения львов, русалок-фараонок, сиринов в обрамлении замысловатого растительного орнамента из виноградных лоз и листьев аканта покрывают сплошным узором доски фасадов, наличники, крыльца. Зачастую такая резьба раскрашивалась яркими масляными красками.

Домовый декор Архангельской, Олонецкой, Костромской губерний более скуп. Здесь сохранился древнерусский тип деревянного зодчества, почти не тронутый поздними влияниями, где преобладает геометрический орнамент с неглубокими выемками, в основе которого лежат архаичные солярные знаки. Резьба обычно украшает обрамление кровли, наличники и крыльца.

С середины 19 века в оформлении жилищ Верхнего Поволжья, областей Нечерноземья и Сибири начинает интенсивно использоваться пышный пропильной декор, покрывающий фронтоны и наличники. Широкий диапазон орнаментальных тем ажурной резьбы — от простейших геометрических форм до изображений людей и животных — используется в сельской местности и современными строителями. Народное деревянное зодчество Самары 19 - нач. 20 вв., как и других губернских городов, - феномен архитектуры и градостроительства.

Трудно представить деревянные дома дореволюционной Самары без резного убранства. Им не просто украшали дом, а выделяли из других. В Самаре невозможно найти двух похожих домов; целые улицы неповторимых шедевров!

Особенно самарцы украшали крышу. Но ни одного "конька" не сохранилось. Но изображение коня встречается часто и в большом многообразии. На фоне резного фриза дома №106 на Вилоновской улице расположен ритмический ряд оригинальных по рисунку фигурных кронштейнов в виде голов коней. В них - стремительность бега, сила, красота, стройность благородных животных. Или милые, сказочные коньки-горбунки на доме №22 на улице Красноармейской! У каждого мастера - свой конь.

А в деревянных квадратах под свесом кровли дома №128 на ул. Льва Толстого можно увидеть четырёх ласточек. Они расположены между изящными кронштейнами, профили которых напоминают сказочных птиц. С удивлением и радостью мы видим клюв, глаза, крыло, хвост!

Полюбоваться конём, символом добра и бессмертия, и лебедем, символом любви и красоты, можно на деревянном доме №32 на ул. Ярмарочной или на оконных наличниках дома №51 на ул. Ленинской.

От резного декора дом №106 по ул. Вилоновской кажется сказочным, воздушным и, в то же время, таким уютным, домашним! Прохожего не покидает чувство восхищения его творцом, он благодарен незнакомому мастеру за радость, которую тот доставляет уже более ста лет самарцам.