Смекни!
smekni.com

Дерево в народных промыслах России (стр. 9 из 10)

Конек. Игрушка. Начало 20 века. Архангельская область, Лешуконский. район, село Палащелье на реке Мезень. Резьба. 16 х 6 х 19,5. Привезен экспедицией Загорского музея (1961, О. В. Круглова). Очень скупыми средствами создает резчик образ сильного, могучего коня, несмотря на маленький размер игрушки. Небольшая головка, крутая шея, широкая грудь и широко расставленные прямые ножки подчеркивают впечатление монументальности скульптуры. Сбруя передана резьбой. Конек. Игрушка. Начало 20 века. Архангельская область, Лешуконский. район, село Палащелье на реке Мезень. Резьба, окраска. 22x5,5x23,5. Привезен экспедицией Загорского музея (1961, О. В. Круглова). Конек вырезан вместе со всадником из одного куска дерева. Видимо, он стоял на подставке с колесиками. Сбруя сделана из пистонов, вбитых в дерево. В решении образа много общего со стилизованными коньками в росписи мезенских прялок.

Архангельская область, Красноборский район, деревня Парфеновская на реке Северная Двина. Рублен топором. 73 х 39 х 51. Привезен экспедицией Загорского музея (1959, О. В. Круглова). Этот охлупень-утица украшал дом, фасад которого выходил на берег Северной Двины и был виден с реки. Очень четкий и выразительный силуэт скульптуры являлся прекрасным завершением постройки. При обработке корневища мастер превосходно использовал естественную форму пня: один из отростков корня он предназначил для шеи утицы и, завершив его головкой с длинным клювом, тоже решенной очень обобщенно, он достиг предельной характерности силуэта. Подобной формы охлупни встречаются на Севере крайне редко.


Архангельская область, Верхнетоемский район, деревня Наволоцкая на реке Нижняя Тойма. Рублен топором. 73 х 92 х 50. Привезен экспедицией Загорского музея (1969, О. В. Круглова). Скульптурным изображением коня завершается массивное бревно из ствола лиственницы, которым пригнетался тес кровли. Оно вырезалось из огромного корневища дерева. Северный, большого размера дом имел обычно два охлупня. Их концы нависали над передним и задним фасадами дома. Вплоть до наших дней сохранилась традиция придавать охлупням облик коня, утицы или оленя. В древние времена эта скульптура имела смысл обереги дома. Данный охлупень снят с огромного старинного северного дома, срубленного в середине 19 века. Большая высота дома оправдывала очень обобщенные формы конька. Кажется, что он срублен несколькими очень точными взмахами топора. Конь-охлупень поражал выразительностью горделивого силуэта.


Московская область, Егорьевский район, деревня Тимирево. Мастер Савинов Василий Тимофеевич Резьба, роспись. 112 х 47 х 77. Инв. № 381 д; 99 х 47 х 52. Поступили из ГТГ в 1939 году. Один скворечник сделан в виде скульптуры, изображающей старика. Рот служил летком для скворцов. Это уникальное произведение искусства, не типичное для быта крестьян 19 века. Как удалось выяснить сотрудникам Государственного Исторического музея, их автор, крестьянин Савинов Василий Тимофеевич, за свою жизнь сделал очень много подобных деревянных скульптур и массу предметов быта с рельефными и объемными изображениями человека. Многие из них хранятся в фондах ГИМ и поступили туда в 1895 году. Второй скворечник сделан в виде старухи с ведром и с палкой в руках, вероятно, задуман как парный к первому. Леток для скворцов устроен под подбородком. И в том и в другом скворечниках до сих пор сохранились гнезда их бывших жильцов.

Резьба, роспись. 123 х 64x55. Поступил из ГТГ в 1939 году. Улей в виде медведя вырезан из огромного толстого бревна. Мастер сохранил его форму, поэтому фигура выглядит тяжеловесно, статично, монументально. На груди два летка для пчел. Опущенная лапа словно прикрывает отверстие, из которого вынимали мед. Образ мишки-лакомки передан с юмором.

6. Лозоплетение

Лозоплетение является одним из основных способов обработки дерева. Еще в эпоху каменного века, человек в совершенстве овладел плетением корзин, сосудов, циновок, сетей. И главную роль здесь сыграла ивовая лоза.

Исторически сложилось множество приемов переплетения, использование различных форм и узоров.

Лозоплетение развивалось в тех районах, где было мало ресурсов. Одним из таких мест является Одинцовский район Московской области, где есть целые деревни и посёлки, названия которых связаны с плетением корзин. Это Большие и Малые Вязёмы (там плели, то есть вязали корзины), названные по имени речки Вяземки, вдоль которой растут разные виды лозы. Это и Петелино, где жили и работали петельщики — так называли в старину людей, которые плели корзины.

Во второй половине XIX - начале XX вв. мода на плетенные вещи распространилась во многих регионах России. Первым большим центром создания новых плетеных изделий стал Звенигородский уезд Московской губернии, где в селах издавна существовал промысел корзиноплетения. Татьяна Васильевна Голицына в 30-е годы XX в. способствовала созданию мастерской по корзиноплетению, в которой трудились местные крестьяне-кустари. Изделия вяземской земской мастерской, просуществовавшей до

1899 г., пользовались большим спросом. В ассортименте была представлена мебель: стулья. Столы, кресла, диваны, кушетки, качалки, шезлонги, купальные будки, детские коляски и кровати, ширмы, этажерки, газетницы, цветочницы; дорожные принадлежности: сундуки, чемоданы, саквояжи, сумки, а также множество «мелкого товара» - корзиночек для бумаг, ключниц, цветов, фруктовниц, хлебниц, изящных плетеных тарелочек, красивых коробочек для кондитерских изделий, игрушек для детей. Многие из этих изделий представлены в коллекции Звенигородского государственного историко-архитектурного и художественного музея. Кроме традиционного ивового прута чищенного, колотого и шмугованного, бересты, лыка, сосновой стружки, мочала, соломки, рогозы использовались много привозных материалов, таких, например, как педдиг, кокос и листья пальмы. Все сырье обрабатывали, отбеливали, а затем красили в различные цвета. Для отделки использовались цветные шелковые и хлопчатобумажные ленты, набивные многоцветные ткани для подкладки, точенные деревянные детали.

В округе распространения традиционного голицынско-вяземского промысла располагается Кобяковская фабрика – старейшее предприятие лозоплетения. Мастерство передавалось от родителей к детям, первоначальное обучение мастерству шло в семье.

Плетенные изделия изготовлялись на дому, но кустари Кобяково состояли в промысловом Обществе, и свою продукцию сдавали на его склад. Во время Великой Отечественной войны мастера ушли на фронт. Производство легло на плечи женщин и пришедшую в артель молодежь. В те годы пришли работать в Кобяково С.П. Лучинин, позже ставший одним из лучших мастеров плетельщиков, А.С. Багно, З.П.Чернышова. Основным видом продукции было изготовление корзин для аэростатов и плетенных баллонов, которые предназначались для сбрасывания груза с самолета. После войны расширяется объем производства, становится разнообразней деятельность артелей. С момента образования до октября 1960 г. В Кобякове сохранялся древний народный промысел, секреты мастерства и технологий в изготовлении плетенных изделий. В 1960-м промколхоз был реорганизован в государственное предприятие, а с 1968 г. В Кобякове организуется экспериментальное предприятие по деревообработке и производству лоховых изделий, который в 1971 г. Переименовывается в Кобяковскую фабрику. Сохранением и развитием традиций промысел обязан своим замечательным мастерам лозоплетения: Н.В.Свелову, В.П.Запорину, А.И.Перфильеву, И.М.Резчикову, Н.П.Кузнецову, С.Ф.Одинцову, И.А Корягину, С.Н.Лучинину , В.П. Душечкину. Мастера выполняют все операции вручную. Изготовление любого изделия можно разделить на операции, когда после нарезания прута и палки выполняется каркасная работа: плетение донышек для корзинных изделий или изготовление каркасов из ивовой палки (при изготовлении мебели). В плетении основной части изделия применяются различные способы: простое, прослойное, наклонное, квадратное плетение «в шашечку» или «шахматку», плетение веревочкой из двух и более прутьев, ажурная (столбики, ромбы ит.д ), витое , простое комбинированное плетение из ленты. Завершает работу загибка кромок готового изделия, также позволяющий использовать различные приемы, что в результате обеспечивает мастеру возможность подходить к плетению художественных изделий творчески. Продукция иногда вручную лакируется бесцветным лаком или покрывается цветной краской.

Кобяковские изделия, сохраняя теплоту рук мастера, создают ощущение комфорта и уюта, привносят нарядность, легкость, и стильность в интерьер дома.

Сейчас лозоплетение утратило былую распространённость, но до сих пор является любимым занятием многих деревенских жителей от Дуная до Волги.


7. Заключение

Народные художественны промыслы являются важной частью национального наследия, самобытной культуры народа. История обработки дерева в России уходит далеко в прошлое, и связано с бытовыми традициями и укладом жизни, становлением и развитием ремесла и торговли, промышленности и культуры. Быт крестьянства издавна хранил художественные достижения народа. Он весь был пронизан искусством: от резных наличниках на окнах домов, расписной конской дуги до узорчатой утвари. Человека окружал целостный, эстетически обжитый мир вещей, поэтому сильна потребность в творчестве, традиции которого глубоки, и высока его художественная культура. Народное искусство возвышало те слои общества, которые имели возможность получить образования только в пределах церковно-приходской школы. Многие из талантливых самородков не имели и этого, оставшись безвестными для истории культуры мастерами. Но они жили, ведомые большими нравственными категориями и мыслями. Эти мысли и чувства они воплощали в настоящие маленькие шедевры художественных промыслов. Сохранение народного искусства, рассказы о нем, бережное отношение к нему – это возрождение самой народной души. «Если мы душу народную воскресим, мы воскресим и Русь», - сказал Митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай.