Смекни!
smekni.com

Дерево в народных промыслах России (стр. 8 из 10)

Швейка. 1893 год. Поволжье Трехгранновыемчатая резьба. 45 х 11,5 х 56. По конструкции напоминает прялку. На донце, куда у прялки вставлялся гребень, у швейки крепился столбик в виде трехъярусной башенки. Вверху у нее подушечка, на которую накалывалась ткань и закреплялась, что давало возможность натянуть ее во время шитья. Основанием башенки является кубической формы ящичек для ниток и иголок с выдвижной крышкой. Средний ярус башенки имеет витые колонки, на углах они завершаются стилизованными головками коней. Над верхним ярусом вырезана дата: «1893 года». Донце и ящик для ниток покрыты резьбой, узор которой состоит из розеток, квадратов, треугольников. Солоницу в форме кресла тоже украшает трехгранновыемчатая резьба с геометрическим узором.

Архангельская область, Красноборский район, пристань Пермогорье, группа деревень Мокрая Едома Резьба, роспись. 25x34x15. Круглой формы, с крышкой, с высокой ручкой, состоящей из декоративных завитков, и двумя носиками для слива воды в виде птичьих голов. Покрыт росписью по желтовато-охристому фону. По широкой нижней части рукомойника черным цветом, как узор, идет надпись: «ЛЮБИ МЫТСЯ БЕЛЕЙ ВОДЫ НЕ ЖАЛЕЙ БУДЕШЬ БЕЛ КАКЪ СНЕГЪ». Очень редкое, уникальное произведение искусства. Исполнен с тонким пониманием декоративных задач. Такая форма рукомойника традиционна. Об этом свидетельствуют и северные медные рукомойники с круглым туловом и носиком для слива, чем-то напоминающим клюв птицы, и рукомойники, которые делались гончарами многих областей России. До 19 века народ донес эту красивую декоративную форму из языческой культуры, когда эти скульптуры-сосуды имели смысловое значение.

Блюдо. 19 век. Архангельская область, Красноборский район, пристань Пермогорье, группа деревень Мокрая Едома. Белофонная роспись. Диам. 23. Блюдо покрыто пермогорской росписью и по краям пропильной резьбой, напоминающей подзор северной избы. Композиция узора состоит из стилизованного куста, вьющегося двумя побегами по кругу. В центре изображена женщина в яркой одежде, с повойником на голове, со штофом и рюмкой в руках. Она словно приглашает гостя отведать напитка. Прямодушно и по-детски наивно излагает художник свое представление о почтении к гостю, о хлебосольстве и гостеприимстве.

Ковш для большого праздничного стола. 18 век. Поволжье. Резьба, раскраска. 72 х 28. Ковш, вмещающий около полутора ведер меда или пива, поражает не только своими внушительными размерами, но и красотой и пропорциональностью своих форм. Круглый, с чуть поднятым носиком и плоской ручкой с прорезной петлей. Сделан из корневища лиственницы. Тулово ковша имеет следы росписи киноварью, которая когда-то плотно покрывала его, гармонично сочетаясь с желтым цветом надписи, идущей, как золотой узор, по верху ковша: «СЕЙ КОВШЪ ЧЕБОКСАРСКОГО ОУЕЗДА ДЕРЕВНИ МИНИНА МИХАИЛА ЛЕКСАНДРОВА МАСЛОВА ПРИДАННЫЙ А ДЛЯ ДОЧЕРИ АННЫ МИХАЙЛОВНЫ». Надпись свидетельствует о том, что ковш был гордостью хозяина и украшением свадебного стола.

Ковш-наливка. 18 век. Вологодская область Резьба. 25 х 11,5. Ковшом-наливкой черпали хмельные напитки, квас и воду из большого сосуда. С. К. Просвиркина считает эту форму ковшей вологодской. Округлая форма тулова пластично переходит в большую фигурную ручку с изображением утицы и фантастического животного. Ручка имеет крючок, за который «наливку» вешали на край большого ковша или кадки. На тулове ковша-наливки остались следы золотисто-охристой краски с темно-зеленоватой полосой по краю.

Скопкарь. Первая половина 19 века. Архангельская область, Красноборский район, пристань Пермогорье, группа деревень Мокрая Едома Резьба, белофонная роспись. 64 х 33 х 30. Ковшичек-утица. Первая половина 19 века. Архангельская область Резьба, роспись. 8,5 х 8,5 х 16,5. Поступила из Смоленского музея в 1941 году. Скопкарь, крупный сосуд для хмельных напитков, предназначался для праздничных столов. Долбили его обычно из корня. Ручками служили хвост и голова утицы с длинным клювом. Тулово птицы делалось почти в виде круглой чаши с низкими чуть наклонными во внутрь боками, что придает ей устойчивость. Роспись скопкаря характерна для Пермогорья. За основу взят растительный узор, который раскинулся на округлых стенках сосуда гибким побегом. Фон белый. Вписанные в узор фантастические птицы подчеркивают ритм узора. На круглом тулове сосуда расположены четыре крупные декоративные розетки. Узкий поясок геометрического орнамента из треугольников обегает сосуд по самому краю и поднимается по шейке и голове птицы. По аналогии со скопкарем из собрания ГИМ с датой «1823 года», скопкарь Загорского музея датируется также первой четвертью 19 века. Ковшичек-утица — маленький сосуд для хмельных напитков. Украшен росписью.

Набирухи для ягод. 19 век. Архангельская область, Красноборский район, пристань Пермогорье, группа деревень Мокрая Едома. Луб, береста, белофонная роспись. 12,5x31. Набирухи выгнуты из луба, дно и ручка у них из бересты. Употреблялись как кузовки для сбора ягод. Расписаны пермогорской росписью. Пластично бегут гибкие стебли с прихотливыми узорами листьев и россыпью красных ягод клюквы, на тонких, как волосок, ножках. Лошади, петухи и сирины, вписанные в растительный узор, воспринимаются как составные части орнамента. Тонкий поясок из треугольников окаймляет центральные композиции. Красный цвет, смягченный соседством желтого и зеленого, мягко звучит на белом фоне.

Архангельская область, Красноборский район, деревня Большой двор на Цивозере. Кистевая роспись. 76x41 х28. Привезена экспедицией Загорского музея (1959, О. В. Круглова). Все внешние стенки люльки расписаны. Люлька находилась в старинном доме, интерьер которого был украшен такой же росписью. Она, по-видимому, была расписана одновременно с интерьером и занимала центральное место в избе.

Горьковская область. Глухая резьба. 180 х 125. В наличнике светелки четко читаются все основные элементы классического портика. Окно светелки занимало центральную часть фронтона. Нижняя доска украшена трехчастной композицией с двумя львами и берегиней в центре. Четыре витые колонки поддерживают раскрепованный антаблемент с круглой аркой. Западающая его часть и два боковых выступа украшены изображениями птиц. Исходя из предложенной М. П. Званцевым классификации, этот наличник происходит из северных или северо-западных районов Поволжья и датируется 1880-ми годами, когда сказочные существа стали занимать основное место в декоре.

.


Горьковская область. Глухая резьба. 173 х 113. Широкая орнаментальная полоса нескольких наличников со ставнями являлась частью украшения избы в Поволжье. Исходя из порайонных различий оформления наличников окон в Поволжье, которое установил М. П. Званцев, этот наличник с удлиненными пропорциями следует отнести к северо-западным районам среднего Поволжья. Притом раскреповка карниза-навершия, нависающего над доской очелья, и наличие капителей, которыми кончаются боковые брусья, поддерживающие раскрепованные боковые части карниза, позволяют датировать его временем не ранее 1860-х годов. Доска очелья густо заполнена резьбой. Двуглавый орел, корона, птицы — все это в сплетении с завитками составляет богатый узор. На нижней доске наличника изображение птицы — ее оперение, крылья, хвост тоже орнаментированы и воспринимаются как единое целое с узором вокруг нее.

Горьковская область, Кстовский район, деревня Малые Вишенки. Мастер Михаил Малышев. Глухая резьба. Весь декор избы поступил в 1941 году из МНХР. Резной декор дома исполнен выдающимся мастером Поволжья Михаилом Малышевым. Более 140 погонных метров досок для украшения этого дома было покрыто резным узором. Под светелочным окном вырезаны инициалы автора резьбы: «М. М. М.». Светелочное окно с двух сторон окаймляет изогнутый стебель с кистью винограда наверху и спиралевидным завитком внизу. На досках фронтона, идущих параллельно крыльям крыши, в крупные декоративные завитки листьев вписаны цветы ромашки и бутоны. Наверху над светелочным окном узор заканчивается огромными кистями винограда. На лобовой доске такие же кисти замыкают с двух сторон плавное и в то же время ритмичное движение растительного узора. Резьба фронтона отличается не только пластичностью, красотой композиции, ритмичностью, а и тщательной моделировкой каждой детали. Ценность произведения возрастает оттого, что оно подписное.

различий оформления наличников окон в Поволжье, которое установил М. П. Званцев, этот наличник с удлиненными пропорциями следует отнести к северо-западным районам среднего Поволжья. Притом раскреповка карниза-навершия, нависающего над доской очелья, и наличие капителей, которыми кончаются боковые брусья, поддерживающие раскрепованные боковые части карниза, позволяют датировать его временем не ранее 1860-х годов. Доска очелья густо заполнена резьбой. Двуглавый орел, корона, птицы — все это в сплетении с завитками составляет богатый узор. На нижней доске наличника изображение птицы — ее оперение, крылья, хвост тоже орнаментированы и воспринимаются как единое целое с узором вокруг нее.