Смекни!
smekni.com

Понятие культуры (стр. 6 из 6)

Личность – свобода – творчество. Духовная свобода как залог социально-деятельностной свободы составляет начало передовой культуры. Личность, решившаяся на культурный подвиг, свободна в любом положении. Даниил Андреев писал неподражаемую "Розу мира" в сталинских застенках. Будучи свободной, личность осознает всю полноту персональной ответственности за творимое ею и за судьбу высокой культуры. Интеллектуальная активность личности представляет собой индивидуальную переработку воспринимаемой информации, а собственно творческая деятельность состоит в качественном приращении к ней.

Первый пласт внутренне освобожденной культуры образован формами индивидуального творчества, результаты которого приобретая широкий гуманистический размах и получая общественное признание, становятся социально-типичными (П. Флоренский). Творчество представляет собой комбинирование изменяемых элементов культуры в новые структуры, отсутствующие в окружающей природной и социальной среде.

Немецкий философ-романтик Отто Вейнингер отмечал, что всякий глубокий человек религиозен, прежде всего, в переживании внутренней нравственной жизни и отвечает за свои деяния в сфере культуры сначала исключительно перед самим собой, делая совершенно свободный выбор творческого решения: "Необходимую предпосылку всякой культуры составляет... свобода индивидуума... Полноценной в культурном отношении может быть только работа над самим собой. Как культурная ценность труд над собой полезен и для других... Социальное рабство само по себе антикультурно...". Личность "обречена" на творчество и высокое целеполагание. Теперь все чаще она находит поддержку в креативном партнерстве.

Используя образные сравнения французского поэта Поля Валери, можно сказать, что творческий порыв рождается у человека благодаря неудержимому стремлению выскочить из социального потока, несущего алгоритмы подражания, преодолеть "запрограммированный ритм" засасывающей обыденщины. Творчество представляет собой имманентную форму развития культуры.

В высшем выражении творчество – это мотивированное смыслами создание нового, изменяющее нормы и ценности существующей культуры, а порой преображающее и ее идеалы. Творчество есть "преступление" – только в культурологическом смысле (Э. Грязнов). Культура постоянно выходит за собственные границы. Это происходит благодаря глубоко осознанной готовности активной личности идти на риск, совершать ответственные поступки, принося жертвы на алтарь культуры. Выбор высокой цели совершается благодаря напряженной духовной работе, а само занятие индивида творчеством побуждается некоей непреодолимой тягой, вечным как мир внутренним зовом.

Своим развитием общество обязано творческим личностям, которых гораздо больше, чем принято думать. "Каждый человек, – писал Э. Сепир, – стремится оставить свой отпечаток на окружающей его социальной среде и хотя бы в бесконечно малой степени, но сделать так, чтобы его индивидуальность сыграла свою роль в выборе направления, избираемого никогда не прекращающимся движением, которому с неизбежностью подчинены и форма, и содержание общественной жизни. Конечно, сознание человека в такой огромной степени сформировано наследуемой им общественной традицией, что собственный, индивидуальный вклад даже заметных, оригинальных умов имеет тенденцию растворяться в толще культуры. Более того, равнодействующая компромисса, с необходимостью возникающая при столкновении тысячи воль, из которых лишь некоторые обладают неотразимой силой, в значительной степени сводит на нет социальную значимость каждой отдельной личности. Все это в основном так. И тем не менее, всегда и везде думает, и действует, и мечтает, и бунтует все та же личность". Личность (индивидуальная и социальная) является источником развития культуры.

Существуют глубокие антропологические основания, влекущие личность к творческому "преступлению" в культуре.

Первое основание – это (в терминологии Ч. Ламсдена и А. Гушурста) кулыпурогены, или паттерны, базовые схемы универсальных представлений определенной ценностной направленности. Их можно охарактеризовать как индивидуализируемые "архетипы" (термин К. Юнга), персонализированные первообразы, первомысли, выраженные с помощью мифологических символов. Например, М. Лермонтов и М. Врубель художественно воплотили в своих неподражаемых произведениях смысло-образы демона – существа, гонимого богами и людьми. Один написал замечательную романтическую поэму "Демон". Другой создал в стиле модерн потрясающие художественным гротеском картины "Демон сидящий", "Демон поверженный". Поэзия Лермонтова и живопись Врубеля по сути своей являются эталонными образцами возвышенного демонотворчества.

Второе основание интеллектуальной активности и творческой деятельности состоит сначала в предсознательном, а затем осознанном стремлении каждой незаурядной личности если не "обмануть", "победить" смерть, то, по крайней мере, компенсировать предстоящее небытие физического субстрата социальным бытием культурной субстанции и рельефно отпечатать в последней подлинную самость, свое аутентичное Я. В порядке предположения можно назвать лежащий в основе этого стремления подспудный психологический мотив окультуренным "инстинктом бессмертия" . Во всяком случае, объективно культура выступает в качестве субститута (аналога) продолжения жизни творцов в "трансфизической", "трансперсональной", информационной форме.

Уязвима для критики точка зрения немецкого философа-иррациона- листа А. Шопенгауэра ("Мир как воля и представление"). Он считал, что согласно некоему "мировому закону" индивиды умирают, чтобы продолжилось развитие общества, исчерпав не только свои физические возможности, но и культурный ресурс, определенный историческим временем. Эта спорная мысль, выпестованная спекулятивной метафизической концепцией, не воспринимается не только психологически, но и интеллектуально. Первостепенная задача цивилизованного сообщества – неуклонно увеличивать продолжительность человеческой жизни без установленного предела, что вовсе не препятствует прогрессу культуры.

Личность человека соединяет в себе свободу, ответственность, индивидуальность, творчество, самоосознание (В.П. Тугаринов). Творческий порыв и ответственный поступок, стимулированные стремлением личности продолжиться в истории, следует расценивать как атрибуты осмысленного человеческого существования, как способы заполнения информационных и экзистенциальных "брешей". Так развивается высокая культура, взятая в динамике и в аспекте своего высокого предназначения.

Творцы значительных идей и произведений культуры глубоко и остро чувствуют свою историческую роль, состоящую в том, чтобы выводить современников и потомков из тяжелого состояния смыслоутраты, "психологического затмения", ценностно-нормативной разрегулированности (anomi – в терминологии Э. Дюркгейма), вызванных девальвацией идеалов. По образному выражению А. Блока, творцы высокого искусства как бы заполняют своей духовной плотью "трещины мира". Вспомним также афоризмы У. Шекспира: "Мир вывернулся из коленной чашечки!", "Мир треснул – и трещина прошла через сердце поэта!"


Список использованных источников

1. Культурология. Учебное пособие Под редакцией А. А. Радугина – М., 2001.

2. Эренгросс Б.А. Культурология. Учебник для вузов / Б.А. Эренгросс, Р.Г. Апресян, Е. Ботвинник – М.: Оникс, 2007.

3. Ширшов И.Е. Культурология – теория и история культуры: учебное пособие / Ширшов И.Е. – Мн.: Экоперспектива 2010.

4. Давидович В.Е. Сущность культуры / Давидович В.Е., Жданов Ю.И. - Ростов н/Д., 1973.

5. Драч Г.В., Матяш Т.П. Культурология. Краткий тематический словарь – М.: "Феникс", 2001.