Смекни!
smekni.com

Русская культура в период Киевской Руси и удельных княжеств (IX–XIII вв.) (стр. 5 из 5)

Литература. Выдающимся памятником древнерусской литературы является, бесспорно, уже упоминавшееся выше «Слово о полку Игоревен. Несмотря на феодальную раздробленность, идея единства всегда жила в сознании народа. «Слово о полку Игореве» – лучшее воплощение мечты о единой Русской земле. В поэме повествуется о неудачном походе князя Игоря Святославовича против половцев. Но это лишь повод для размышлений о судьбе Руси. Безымянный автор великой поэмы осуждал вражду русских князей, их эгоцентризм и призывал к воскрешению старых идеалов «братолюбия», иначе погибнет Русь и «врази наши половци, пришедши, возьмуть земьлю Руськую».

Замечательным памятником художественной культуры удельных княжеств является «Киево-Печерский патерик» – сборник из десяти сказаний о знаменитом Киево-Печерском монастыре и его монахах, написанный епископом Симоном и монахом Поликарпом. Литературное и социокультурное значение «Киево-Печерского патерика» исключительно велико. Он не только подытоживал развитие русской агиографии XI–XII вв., но и, повествуя о славном прошлом знаменитого монастыря, пробуждал чувство общерусского патриотизма, в страшные годы ига напоминал о временах процветания и могущества Киевской Руси и вселял в читателей духовную силу, укреплял веру в грядущее возрождение могучего государства. В XII–XIII вв. развивались местные летописные центры со своими отличительными особенностями.

Летописание периода феодальной раздробленности проявляло интерес к повседневным событиям. Общерусские проблемы по-прежнему находили свое отражение, но освещались в новых ракурсах в местных материалах. Вырабатывались региональные литературные традиции и приемы, благодаря этому более полно и многообразно отражалась жизнь русских земель.

Церковная, житийная литература XII–XIII вв. соразмерялась с реальной жизнью. Сочинения вышеупомянутых религиозных мыслителей Кирилла Туровского и Климента Смолятича в этом плане представляют собой смелые интерпретации библейских текстов.

Яркий памятник древней публицистики рубежа XII– XIII вв. – «Слово» и «Моление» Даниила Заточника (соответственно ок. 1119 и 1229). Автор, обращаясь из заточения к князю, выступал за сильную княжескую власть. Описывая социальные противоречия, он использовал едкие афоризмы, прибегал к поучениям. «Всяк человек мыслит о своей беде», «Ржа ест железо, а печаль ум человека». Заключительные части «Слова» и «Моления» призывают к единству Руси и в этом отношении перекликаются со «Словом о полку Игореве» и летописями.

Распад древнего Киевского государства на «самостийные» княжества заметно изменил характер развития русской культуры и цивилизации и повлек за собой известные последствия. Тем не менее эпоху удельных княжеств, или феодальной раздробленности Руси вряд ли можно однозначно трактовать как время всеобщего кризиса и упадка. Конечно, удельная вражда, приводившая к разрушительным военным столкновениям, приводила к серьезным материальным потерям. Отсутствие организующего государственно-политического центра отрицательно сказывалось на развитии внутренних и внешних экономических связей в Древней Руси, снижало ее вес на международной арене. Древнерусская культура в эпоху феодальной раздробленности как бы автономизировалась в крупных и средних территориальных общностях соответственно размежевавшимся княжествам. Но, несмотря на удельные барьеры, продолжало развиваться хозяйство, росла сеть торговых связей, расширялось городское строительство, возводились храмы, писались иконы и книги. Более того, рядом с небольшими княжествами на территории раздробленной Руси во второй половине XII – первой трети XIII в. складывались достаточно крупные государственные образования. В частности, динамично развивалась экономика и культура Новгородской республики, отличавшейся демократическим строем и развитыми формами самоуправления, укреплялось самостоятельное Полоцкое княжество, в конце XIII в. вошедшее в состав Великого Княжества Литовского.

В области храмовой архитектуры и изобразительного искусства усилились декоративные тенденции и стремление к созданию синтетических художественных образов, целостных стилей. Наблюдалось подспудное обмирщение церковной вокальной музыки. По мере профессиональной обработки музыкального фольклора совершенствовалось инструментальное исполнительское мастерство. Усиливались светские мотивы и реалистические тенденции в художественной литературе (обновленные летописи, «Слово о полку Игореве»). Началась дифференциация общерусского языкового единства, проявились отличительные фонетические черты, которые позднее составили особенности русского, белорусского и украинского языков. Эту дифференциацию, как уже говорилось в первой главе пособия, детально описал в своих работах Н.С. Трубецкой.

В середине XIII в. раздробленную Русь постигла страшная беда, которая почти на полтора века задержала закономерный процесс объединения отдельных русских княжеств в единую державу. Разрушительное монголо-татарское нашествие затормозило прогресс древнерусской культуры и цивилизации и уничтожило немало достигнутого. Однако Древняя Русь мужественно выдержала тяжелейшее историческое испытание, сохранив свою культуру, веру, духовные и цивилизационные основы.


Список использованных источников

1. Эренгросс Б.А. Культурология. Учебник для вузов / Б.А. Эренгросс, Р.Г. Апресян, Е. Ботвинник – М.: Оникс, 2007.

2. Булгакова С. В. Культурология / Булгакова С. В. – М.: Эксмо, 2009.

3. Ширшов И.Е. Культурология – теория и история культуры: учебное пособие / Ширшов И.Е. – Мн.: Экоперспектива 2010.

4. Культурология: Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана – Мн.: Высшее образование, 2005, 566 с.

5. Культурология. Учебное пособие Под редакцией А. А. Радугина – М., 2001.