Смекни!
smekni.com

Феномен коллекционирования (стр. 1 из 7)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена»

Факультет философии человека

Кафедра Эстетики и Этики

Курсовая работа

на тему

«Феномен коллекционирования»

Студентки III курса

Группы Ф-3

Андрияновой Кристины

Научный руководитель:

Шоломова Т.В.


Содержание

Введение

Глава 1. Коллекционирование как психологический и социокультурный феномен

1.1 Мотивы коллекционирования

1.2 Виды коллекционирования

Глава 2. История коллекционирования

2.1 Коллекционирование в Европе в эпоху Возрождения и Просвещения

2.2 Коллекционирование в России

Заключение

Список литературы


Введение

Актуальность темы. Работа посвящена проблеме осмысления феномена коллекционирования как составной части социокультурной деятельности человека. Актуальность темы определяется все возрастающим интересом к проблемам интерпретации специфического отношения к действительности коллекционеров и остается актуальной для культурологов, историков, психологов и социологов Коллекционирование и собирательство стало сегодня широко распространенным увлечением во всем мире. Приобретая вещь для коллекции, то есть, вступая во владение предметом искусства, мы становимся причастными к такому общественному феномену, который сопровождает человека, по крайней мере, уже со времен античности. Коллекционирование старинных вещей - это та сфера, где одиночка или музейщики прежде всего заботятся о сохранении унаследованного от прошлого времени. Коллекционирование служит больше сохранению вещей, чем их хранению, и в этом именно состоит его задача и изначальная культурно-историческая функция. Но, к сожалению, в наше время коллекционирование приобретает еще и чисто коммерческие реалии.

Число старинных предметов с течением времени практически не меняется, даже если круг их любителей и заинтересованных лиц постоянно растет, так как природные катаклизмы, войны, человеческий фактор, к сожалению, уничтожают историко-художественные феномены, которые передаются от других поколений, и делают это гораздо лучше, чем время.

В советском музееведении исследование государственных и частных коллекций было начато в 1960-е гг. С 1957 по 1971 гг. коллектив НИИ музееведения опубликовал семь выпусков «Очерков по истории музейного дела»[1] .В 60-е годы стали появляться первые подробные исследования жизни и деятельности отдельных собирателей коллекций и известных основателей провинциальных музеев. Так, в научной литературе появилась тема «Персоналии в отечественном музееведении» (Сахарова ЕВ. Кирсанова Р. Федорова В.И.). Сейчас увеличивается число работ об истории комплектования коллекций провинциальных музеев, собраний русских усадеб, выходят жизнеописания их основателей, биографии меценатов и создателей наиболее известных частных коллекций, вошедших в состав музейных фондов как в Петербурге и в Москве, так и в провинции . Проблеме развития музееведческой мысли в России, влиянию персоналии на становление и организацию музейного дела посвящен ряд исследований А.И. Фролова.

До настоящего времени нам не известны серьезные, комплексные исследования феномена коллекционирования с позиций психологии, социологии, истории, культурологии, музееведения и права. Это тем более удивительно, что частное собирательство было одной из первых фаз музейного строительства, и практически все крупнейшие собрания мира возникли и развивались во многом на основе личных коллекций - настолько социально значима и исторически оправдана деятельность собирателей.

Как правило, коллекционирование рассматривается в рамках музееведения, частное коллекционирование изучается в основном в историческом контексте. Психологический и социологический аспекты феномена коллекционирования изучены недостаточно. В ряде исследований таких авторов, как Ш.Сабанне (1961), М. Реймс (1963), К.Малиновский (1973), С.М.Пирс (1994) , рассмотрены отдельные психосоциологические мотивы собирательства, а причины возникновения коллекций нередко ограничиваются категориями индивидуальной психологии. К.Помян (1996) полагает, что исследование собирательства не должно замыкаться в пределах изучения индивидуальной психологии, которая все объясняет при помощи понятий «вкуса», «интересов», «эстетического удовольствия»[2]. Этой же позиции придерживается и В.П.Грицкевич (2001), отмечая, что «характеры личностей, их большая или меньшая впечатлительность, важны только в той степени, в которой организация общества допускает свободное проявление индивидуальных отличий»[3]. В связи с чем, возникла необходимость осмысления этого процесса.

В работе использованы учебники, монографии и статьи, посвященные истории музейного, частному коллекционированию.

Объектом исследования является коллекционирование как социокультурный феномен.

Предмет исследования — история и закономерности коллекционирования.

Цель исследования — изучить особенности коллекционирования как исторического и социокультурного феномена.

Задачи исследования:

- определить социально-политические, культурные и другие факторы, оказывавшие влияние на развитие коллекционирования;

- выявитьмотивыколлекционирования как особого социокультурного феномена;

- изучить виды коллекционирования;

- определить основные этапы становления и тенденции развития коллекционирования в разные исторические эпохи;

-изучить развитие коллекционирования в России.


Глава 1. Коллекционирование как психологический и социокультурный феномен

Осознание феномена художественного коллекционирования, как и коллекционирования в целом, объединено с проблемой научной интерпретации специфического музейного подхода к действительности, результатом которого являются музейные и частные коллекции. Активизация интереса к прошлому, к окружающей природе и миру созданных творческой энергией человека артефактов способствовало развитию коллекционирования и формированию «музейного» отношения к предметам, составляющим коллекции.

Благодаря осуществлению «музейного» принципа, то есть стремлению человека изъять определенные предметы из реального мира и сохранить их от естественного процесса разрушения, формировались первые предмузейные собрания. Предмузейное собирательство связывают с возникновением так называемой общественной музейной потребности, «музейного» отношения к предметам окружающего мира.

По мнению Т.П.Калугиной, отношение человека к миру как к музею, страсть к коллекционированию определяется, прежде всего, отношением к вещи как предмету культуры, будь то природный объект или артефакт. Вещь в культуре, наделенная человеческим смыслом, «перестает быть равной самой себе, соотнесенной со своим собственным бытием, и становится выражением, проявлением не своей, а некой другой природы, ее инобытием, символом иного, невидимого мира. Универсальность противопоставления видимого и невидимого и уникальный смысл этого противопоставления в культуре объясняют широкое распространение такой институции, как предмузейные собрания и музей в собственном смысле слова»[4].

Коллекция – это собрание однородных предметов, объединенных общей темой. Предметом коллекционирования может быть что угодно: от старинных полотен, утюгов и самоваров, до камней, монет и самолетов. Коллекцию от обычного собрания предметов общественного или природного происхождения, по мнению исследователей, отличают некоторые особенности. Входящие в состав коллекции предметы «на какое-то время или навсегда исключаются из сферы хозяйственного, специального, профессионального употребления. Таким образом, эти предметы утрачивают свое утилитарное значение»[5]. Подлинное коллекционирование основано не только на собирании и пополнении предметов для коллекции, но и на изучении и систематизации коллекционных материалов.

Разницу в подходах к коллекционированию отметил в начале XX в. Д. Шмидт. Он разделил коллекции на научные и любительские. «Научные собрания, «коллекция» в строгом смысле, основана на систематических, абстрактных началах, она составляется в виду возможности полноты работ известного исторического периода или известного рода производства; так собираются монеты или гравюры, русские древности и голландские картины. Коллектор-любитель, напротив, собирает, руководствуясь исключительно своей личной эстетической оценкой, то есть своим личным вкусом»[6]

Так же определяет эти понятия известный современный культуролог А. И. Фролов: «Разница между собирательством и коллекционированием - это разница между случайной и ничем не связанной совокупностью вещей и некоей группой предметов, строго подобранных по какому-либо основанию. И хотя сказанное выше довольно ясно, провести четкую грань между коллекционерством и собирательством совсем непросто. Многие впоследствии искушенные коллекционеры начинали с бессистемного собирательства»[7]

Собирательство, по мнению некоторых исследователей, как деятельность является неотъемлемой чертой "человека разумного". Это оригинальное пространство для его самовыражения-своеобразный акт самоутверждения. А также коллекционирование - это неотъемлемая часть культурного и исторического наследия нации.

Изучение самого явления коллекционирования в историческом, культурном и художественном контексте связано с определенными трудностями: серьезное собирательство всегда было достаточно экзотическим видом увлечений; коллекционирование, как правило, индивидуализировано и персонифицировано, по этой причине очень мало «династических» коллекций; коллекции часто «рассыпались» (не оставив описаний, каталогов), или из-за социальных катаклизмов.