Смекни!
smekni.com

Шпаргалка по Культурологии 2 (стр. 11 из 13)

· Возрастные субкультуры.

Возрастные субкультуры. Различные возрастные категории также имеют отчетливую тенденцию образовывать

Субкультуры делятся на традиционалистские и инновационно-авангардные. Традиционалистские — это профессиональные субкультуры, являющиеся позитивной реакцией на потребности общества.

Инновационно - авангардные субкультуры отвергают «основную» культуру общества (контркультуру). Субкультурой может выступать культура какой-либо социальной или демографической группы. Можно выделить субкультуры на основании этапов человеческой жизни:

1. детскую субкультуру;

2. молодежную субкультуру;

3. культуру пожилых.

Молодежная культура субгрупп мозаична и недолговечна, зачастую трансформируется и сменяется с приходом нового поколения. Смена поколений характеризуется преимущественно изменением идейно-созидательных характеристик молодежных субкультур, что касается форм проявления, то им свойственна повторяемость. Молодежные субкультурные движения конца ХХ века как контркультурное явление. Нетрадиционное искусство (граффити и хип-хоп культура, панк- и рок-музыка, компьютерная графика и синтезированная музыка), нетрадиционные молодежные движения (хиппи и йаппи, панки и тэды, рокеры и скинхеды) и нетрадиционная религия (мистика, секты).С понятием «субкультура» связано понятие маргинальная культура.

Общественное мнение о нетрадиционных объединениях молодежи разделилось на три группы:

· первая, самая большая по численности (более 60%), относится к "неформалам" резко негативно, предлагая просто запретить такие объединения.

· вторая, относится к нетрадиционным группам позитивно, восхищается их "смелостью", "оригинальностью", "независимостью"

· третья, занимает по отношению к подобным группам молодежи безразличную позицию, основанную на мнении, что члены этих групп скоро повзрослеют и поэтому не стоит реагировать на их подобное самоутверждение.

Так же можно выделить несколько основных социально-классовых (сословных) субкультур, объединяющих большие группы людей в соответствии с их ролью и функциями в производстве средств физического и социального существования человека, в поддержании или нарушении социальной организации и регуляции жизни общества (порядка).

Прежде всего, речь идет о субкультуре сельских производителей, называемой народной (в социально-демографическом плане), или этнографической (в плане наибольшей концентрации соответствующих специфических черт).

Несколько иные функции имеет субкультура городских производителей, которая на заре цивилизации формировалась как ремесленно-торговая, а позднее стала называться буржуазной (бюргерской), промышленной, пролетарской, постбуржуазной (социалистической) и т.п., хотя функционально оставалась той же самой.

Однако при определенных условиях субкультура из обычного «отклонения» от официальной, господствующей культуры может превратиться в ее полное, радикальное отрицание, выступая как средство разрушения ее содержания и форм. В этом случае субкультура становится контркультурой. Контркультура, в отличие от субкультуры, очень часто претендует на универсализм, выходя за свои рамки, насильно насаждая свои ценности и нормы. Она достаточно агрессивна и ярко нигилистически настроена. Для контркультуры характерны нонконформизм, радикальность, революционность.

Контркультура — это социально-культурные установки, которые противостоят фундаментальным принципам «основной» культуры. Возникновение контркультуры связано с тем, что локальные культурные ценности проникают в более широкие социальные группы, выходя за рамки собственной культурной среды.

Феномен контркультуры, как и субкультуры, отразил существенную особенность современного состояния культуры: постоянное ускорение ее развития. Социокультурные изменения совершаются со скоростью, превышающей адаптационные возможности человека. На протяжении жизни одного поколения смена систем социокультурных ценностей может происходить два-три, а то и большее количество раз. Это приводит к тому, что многие группы не могут эффективно приспособиться к быстро меняющейся жизни, к новым нормам и правилам. В этих условиях субкультура и контркультура выступают как механизм отклонения, искажения, как стабилизирующий фактор развития культуры: в них реализуется и определенным образом оформляется активно-творческий потенциал наиболее энергичных групп общества, их преобразующая деятельность, выходящая за рамки общепринятых норм и правил.

Социокультурная активность, аккумулированная в субкультурных системах, образует то пограничное поле, в котором создаются и вырабатываются новые ценности, новые варианты поведения, новые социо-психические ориентации. Субкультурные и контркультурные ориентации в обществе — это способ рождения новых норм и ценностей, новых мотивов и способов деятельности; это та альтернатива, без которой немыслимо никакое движение вперед. Субкультура и контркультура — формы социокультурной поисковой деятельности, связанной с проблемами идентификации и культурного (осознанного) выбора; они готовят смену ценностных установок и, следовательно, смену культурной системы в целом. Это не просто отклонения от линии развития господствующей культуры, а катализатор ее изменений. С другой стороны, субкультуры свидетельствуют о нарастании процессов дифференциации и атомизации культуры, что свидетельствует о ее кризисе, «перезрелости», говоря словами О. Шпенглера, и о нарастающей потребности в обновлении, «обретении новой души».

24. Этническая и национальная культура.

Этнос – это социальная группа людей, объеденная сознанием своей генической связи с другими представителями группы. Здесь доминирует принцип деления по крови (на своих и чужих).

Нация – это, этно-социальная общность, имеющая общеизвестную всем её представителем систему знаковых средств (письменность, нормы поведения, символика и т.п.), которая обеспечивает взаимоотношение и повседневное взаимодействие.

Сравнительные характеристики.

Этническая культура Национальная культура
Локализуется в большей степени в деревне, обусловлена природной средой. В ней выражается вековой народный опыт жизни рационального ведения хозяйства в данных природных условиях. Это замкнутая культура, которой свойственны стремление захватить архаичные формы мировоззрений, консетватизм, ксенофобия. Она охватывает главным образом, сферу быта и несет в себе «обычаи предков». Она усваивается с детства в процессе жизненного опыта. Охватывает, главным образом, сферу быта и несет в себе «обычай предков». Ее черты проявляются в особенностях пищи и одежды, в фольклоре и народных промыслах, народной медицине и пр. является исходной базой в формировании национальной культуры. Некоторые элементы ее становятся символами самобытности народа и патриотической привязанности к историческому прошлому. Это синтетический тип культуры, основанный на территориальном единстве и национально экономическом интересе. Овладение ее достигается на основе письменности и образовании, самообразования. Она воплощается в философии, науке, искусстве, социально – политическом и технологическом развитии общества. Открыта переменам; нивелирует локально этнические различия.

В культуре развитой нации всегда присутствует культура этносов (одного или нескольких), из которых эта нация образовалась. Этническая (народная) культура — наиболее древний слой национальной культуры. Но национальная культура не сводится к этнической. Ее богатство преумножается на основе письменности и образования и воплощается в литературе и искусстве, науке и философии, социально-политическом и технологическом развитии общества. Лучшие достижения национальной культуры — это продукт творчества наиболее талантливых представителей нации, просвещенных, эрудированных людей. Ее средоточием является не столько деревня, сколько город с его театрами, музеями, библиотеками, учебными заведениями. Овладение национальной культурой не дается само собой — оно достигается в процессе образования и самообразования и требует серьезных интеллектуальных усилий.

Поэтому у народов, живущих в сходных природных условиях, обнаруживается много общего в культуре. Так, жители Швейцарии и Непала принадлежат к разным расам и находятся на разных уровнях социально-экономического развития, но, в силу того что обе эти страны расположены в горах, их культуры близки. Дома в них очень похожи: двухэтажные (занимают меньшую площадь), с двускатными высокими крышами (меньше залеживается снег), большими печами (в горах бывает холодно). Способы организации хозяйства, уклад жизни тоже сходны: в частности, важную роль играют общие собрания: на них решают, где и сколько скота пасти, когда и где заготовлять лес; большим уважением пользуются старики — их авторитет поддерживает строгую дисциплину среди жителей, что очень важно в горных Условиях. Аналогичные черты можно заметить в культурах горных народов Пиренеев, Анд, Кавказа и т.д.

25. Основные понятия культурологии: культурная картина мира.

Картина мира как целостное представление человека об окружающем и самом себе. Картина мира – это модель действительности, которая может быть научной, философской, религиозной, художественной, культурной. Термин «Картина Мира» был введен впервые Людвигом Витгенштейном в "Логико-философском трактате", но в антропологию и семиотику он пришел из трудов немецкого ученого Лео Вайсгербера.