Смекни!
smekni.com

Шпаргалка по Культурологии 2 (стр. 9 из 13)

Признаки элитарности культуры:

Культура, адресованная элите, может характеризоваться экспериментальной направленностью, некой замкнутостью, закрытостью, малой доступностью, кастовостью, сложностью, неординарностью языка, нонконформизмом. Иногда понятия элитарной и массовой культуры отождествляются соответственно с понятиями высокой и низкой культуры.

Классификация элитарных форм:

· Художественная.

· Политическая.

· Военная.

· Научная.

· Экономическая.

· Религиозная и т.д.

Таким образом, представители элиты это:

- люди, получившие наивысшие оценки в области их деятельности;

- люди, обладающие формальной властью в организациях и институтах, определяющих социальную жизнь;

- боговдохновленные личности, обладающие харизмой;

- творческое меньшинство общества;

- люди, пользующиеся в обществе наибольшим статусом, обладающие интеллектуальным или моральным превосходством над массой.

С помощью сознания элиты культура обретает форму. Именно элита осознает культурный материал нации, обозначает его как нечто реальное и существующее, живое, подвижное, и не абстрактное. Пропущенная через сознание элиты, культура становится чем-то увиденным и признанным, зафиксированным в мышлении эпохи. Таким образом, культурная элита является обязательным условием становления и развития культуры. Чем является культурная элита?

Под «культурной элитой» следует понимать не столько некую касту избранных, опьяненных жаждой власти и доминирования над нижестоящими слоями, сколько активную прослойку интеллектуалов, озабоченных развитием собственной культуры, осознающих эту культуру, формирующих её, продуцирующих в неё свежие артефакты.

1. (ретроградная) Культурная элита - люди, носители принятых культурных традиций в обществе. Без сомнения, влиятельные и весомые, задающие тон и поддерживающие консервативные представления о том, что есть хорошо и что есть плохо. Например, театральный бомонд.

2. (прогрессивная) Культурная элита - люди, формирующие новую моду, стиль и взгляды общества. Столь же весомые, но работающие не по накатанной стезе, а ломающие стандарты. Здесь главный нюанс - принятие массами. Та же Фабрика в этом плане -суть элита, т к поддерживается обществом.

3. (футуристическая) Культурная элита - люди, работающие на завтрашний день. Скажем, художник авангардист - но четко разграничить их сейчас невозможно. На данном этапе общество их не принимает, а в будущем может вознести - или забыть.

20. Культурные коды в системе межкультурных коммуникаций.

Язык культуры- совокупность всех знаковых способов словесного и несловесного общения, с помощью которых передается культурно – значимая информация.

Код культуры (фр. сode)-совокупность знаков, символов, смыслов (и их комбинация), которые заключены в любом предмете деятельности человека. Код позволяет проникать на смысловой уровень культуры. Культурный код концептуально емко выражает основные характеристики культурной эпохи, наиболее ярких черт эпохи (в древности важнейшим культурным кодом выступала система имен. В Средневековье кодом мог являться храм, в эпоху Возрождения – идея Богочеловека, идея универсальности человека и т.п.).

Знак-это материальный предмет, который в процессах познания и общения выступает в начальном представлении или заместителем другого предмета. И исправляет её для получения, сокращения и передачи информации о нём. Знаком придаётся определенные значения. Значения фиксируют свойства предметов в действительности, однако, свои истоки могут иметь в иероглифическом мире, порождая воображения о не доступном мире.

Типология знаков. Выделяют три вида знаков:

1. Обозначения.

2. Модели.

3. Символы.

Обозначения - прежде всего слова, которые обозначают различные предметы и действия, служат средством общения.

Модель - представители другого предмета воспроизводят его определенные характеристики, свойства предмета, выполняется в форме рисунка, логотипа

или чертежей.

Конвенциональные (условные) знаки — это искусственно созданные знаки. Обычно они имеют мало общего с тем, на что указывают, и придание им определенного значения является результатом соглашения, договора (слово «конвенциональный» происходит от лат. conventio — соглашение, договор, условие). Конвенциональный знак обозначает определенный предмет не потому, что каким-то образом связан с ним, подобно естественным или функциональным знакам, и не потому, что похож на него, как это свойственно иконическим знакам. Он служит обозначением предмета «по условию» — потому, что люди условились считать его знаком этого предмета. Конвенциональные знаки создаются специально для того, чтобы выполнять знаковую функцию, и ни для какой другой цели не нужны.

Простейшие примеры конвенциональных знаков: школьный звонок; дорожный знак; красный крест на машине скорой помощи; «зебра» на пешеходном переходе; звезды и полосы на погонах.

Существует два основных вида конвенциональных знаков — сигналы и индексы.

Сигналы — знаки извещения или предупреждения. Значение, которое придается наиболее распространенным и общепринятым в данной культуре сигналам, усваивается людьми с детства (например, значение цветов светофора). Значение многих специальных сигналов становится известным только в результате обучения (таковы, например, флажковая сигнализация на флоте и навигационные сигналы).

Индексы — условные обозначения.

Символ- это материальное явление, которое в наглядно-образной форме представляет абстрактную идею, общий принцип. Символы формируются преимущественно целенаправленно, и так же представляют собой конвенции, принимаемые людьми.

В символах большое значение имеет ценностный компонент. Если раскрывает многогранное содержание смысла явления.

Символами пронизаны мифологическое, религиозное, идеологическое сознание. Основополагающим для человечества стал символ мирового древа.

21. Культурные ценности и нормы.

Ценностные отношения включают в себя как заложенное (нормы поведения), так и жизненное (идеал чего-либо). Добро ценность не только потому, что значимо, но и потому что к нему следует стремиться как к идеалу. Но добрым следует быть не поэтому. Добро может быть добром, по мнению Соловьева, если еще, и желаемо нами, если есть переживание добра как идеала, как «моего стремления к добру», «моей цели». Ценностное отношение – есть переживаемое людьми воплощение идеалов в жизнь, поэтому ценности не могут быть принудительными, то есть нельзя заставить человека быть счастливым или полюбить.

Таким образом, в структуре ценности выделяют три основных элемента:

1. Значимость.

2. Норма.

3. Идеал.

Культура опирается на степень реализации ценностных отношений во всех человеческих сферах. Собственно культурологические характеристики культурных ценностей предполагают два подхода к их определению:

1. это сумма наиболее выдающихся по своему качеству произведении интеллектуального, художественного и религиозного творчества (археолого-искусствоведческий подход);

2. это некоторая квинтэссенция социального опыта, вобравшая в себя наиболее эффективные принципы осуществления жизнедеятельности (нравы, стереотипы поведения и сознания, оценки, мнения и т.д.). При этом подходе культурные ценности — это принципиальные нормы поведения и суждения, которые ведут к повышению социальной интеграции общества, к росту взаимопонимания людей и т.д. Это ядро социальной жизни общества, впитавшее народную мудрость и интеллектуальные откровения.

Все разнообразие ценностей можно условно упорядочить и классифицировать на основании выделения тех сфер жизни, в которых они реализуются:

· витальные ценности: жизнь, здоровье, безопасность, качество жизни. Уровень потребления, экологическая безопасность;

· экономические ценности: наличие равных условий для товаропроизводителей и благоприятных условий для развития производства товаров и услуг, цели и смысл экономической деятельности;

· социальные ценности: общественное положение, трудолюбие, семья, достаток, равенство полов, личная независимость, способность к достижениям, терпимость;

· политические ценности: патриотизм, гражданская активность, гражданские свободы, гражданский мир;

· моральные ценности: добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, бескорыстие, честность, верность, любовь к детям, справедливость, порядочность, взаимопомощь, уважение к старшим;

· религиозные ценности: Бог, вера, спасение, благодать, Священное писание и предание;

· эстетические ценности: красота, гармония, стиль и т. д.

Норма – категория, отражающая закон и стандарты социального бытия людей.

Типология норм:

1. Институциональные – нормы как система разрешений и запретов на совершение каких-либо действий, высказывание каких-либо мнений. Они зафиксированы в официальных документах, и контроль за их исполнением осуществляется государством;

2. Статистические – нормы сложившиеся стихийно в виде массового обычая поступать конкретным образом, мыслить и оценивать так, а не иначе. Примером подобных норм выступают народные традиции;

3. Конвенциональные (договор) – нормы, возникшие в результате общественного договора (соседские, дружеские, любовные). Исполнение этих норм осуществляется по усмотрению конкретного человека;