Смекни!
smekni.com

Шпаргалка по Культурологии (стр. 11 из 27)

Мировоззрение постсовременного человека лишено достаточно прочной опоры, поскольку все формы идеологии выглядят размытыми и неопределенными. Они как бы поражены неким внутренним безволием. Некоторые авторы называют такую идеологию «софт-идеологией», то есть мягкой и нежной. Она уже не является ни левой, ни правой. В ней мирно уживается то, что раньше считалось несовместимым.

Постсовременная идеология лишена вполне устойчивого внутреннего ядра. В античности таковым выступала мифология. В средневековье - религия. В эпоху современности - сначала философия, а затем наука. Постсовременность развенчала авторитет науки, но не предложила ничего взамен, усложнив человеку проблему ориентирования в мире.

В целом мировоззрение постсовременного человека можно определить как неофатализм. Его особенность состоит в том, что человек уже не воспринимает себя в качестве хозяина своей судьбы, который во всем полагается на самого себя, всем обязан самому себе. Яппи хотя и выглядит весьма деятельным и самоуверенным человеком. однако понимает, что слишком многое в его жизни зависит от игры случая, удачи и везения. Он уже не может сказать, что начинал с нуля и всего достиг сам.

Вся жизнь постсовременного человека иногда кажется беспрерывной игрой в лотерею. Об этом свидетельствует также невиданное господство моды, которая, как известно, капризна, мимолетна и непредсказуема. Мода – это ядро не только культуры, но и всей постсовременной жизни.Она выполняет ту роль, которую раньше играли религия, разум, философия и наука. Мода все освящает, обосновывает и узаконивает. Все, что не прошло через моду, не признано ею, - не имеет права на существование, не может стать элементом культуры. Даже научныe теории, чтобы привлечь к себе внимание и получить признание, сначала должны стать модными. Их ценность зависит не столько от внутренних достоинств, сколько от внешней эффектности и привлекательности.

Важную черту постсовременности составляет театрализация. Она также охватывает все области жизни, пронизывает политическую жизнь. В политике постсовременности уже не встает вопрос о жизни или смерти. Она все больше наполняется игровым началом, спортивным азартом, хотя ее роль в жизни общества не уменьшается, но даже возрастает.

15. Типология культур. Восточные и западные типы культур.

Часть ученых признает целостность культуры и высказывает мысль о неразделимой общей культуре человечества. Однако существует многообразие культур и это позволяет ставить вопрос о типах культуры. Существует много подходов к типологии культур.

Тип (от греч. typos - отпечаток, форма, образец) - своеобразная идеальная, теоретическая модель для группы предметов, объектов, явлений, в которой фиксируются их общие признаки, свойства, принципы существования.

Научные подходы к типологии культуры:

1. хозяйственно-культурный подход;

2. этнолингвистический подход;

3. историко-этнографический подход;

4. исторический подход и теория общественно-экономических формаций;

5. цивилизованный подход

6. теория идеальных, абстрактных типов культур.

7. по месту и времени возникновения культур

Рассмотрим указанные подходы.

1. Хозяйственно-культурный подход выделяет типы культуры по отношению людей к природе и формам организации хозяйственной деятельности:

· земледельческие,

· скотоводческие,

· оседлые,

· кочевые народы.

2. Этнолингвистический подход основан на анализе культурной общности людей, обладающих одним языком, принадлежащих к одному этносу (от греч. ethnos - народ, племя). Выделяют:

· романские народы,

· англосаксонские,

· славянские,

· скандинавские,

· арабские,

· тюркские,

· латиноамериканские.

3. Историко-этнографический подход выделяет культурно-исторические регионы и формы культурных общностей людей:

· европейская общность,

· дальневосточная,

· индийская,

· арабо-мусульманская,

· африканская,

· латиноамериканская.

Здесь берутся во внимание: темперамент и стереотипы поведения; религия и мифологии; типы орудий труда; формы семейных отношений.

4. Исторический подход позволяет представить движение культуры во времени: от первобытного общества до современной индустриальной цивилизации. К.Маркс разработал теорию общественно-экономических формаций, по которой выделяются 5 типов культур:

· первобытнообщинная,

· рабовладельческая;

· феодальная;

· капиталистическая,

· социалистическая.

По К.Марксу культура отражает те процессы, которые происходят в производственной сфере. Смена формаций – закономерный процесс, происходящий путем революций.

5. Цивилизованный подход выделяет культуры

· доиндустриального типа,

· индустриального типа

· постиндустриального типа.

6.Теория идеальных, абстрактных типов культур. Авторы: Карл Ясперс, Макс Вебер. Немецкий философ К.Ясперс (1883-1969) выразил мысль о единстве общей культуры человечества. Он предложил схему возникновения мировой культуры, назвав ее «Единый мир человечества на земном шаре».

1 ступень - доистория, длившаяся сотни тысячелетий.

2-я ступень возникновение великих культур древности (цивилизация Египта, Двуречья, Индии, Китая). Именно в великих культурах древности (или в орбите их влияния) в «осевое время» формируется духовная основа человечества. Причем происходит это независимо друг от друга в трех различных местах: в Европе,Индии и Китае. В этот период появляются великие учителя человечества - Сократ в Греции, Будда в Индии и Конфуций в Китае.

Следующие этапы связаны со средневековьем и новым временем - веком науки и техники. Рождается современная европейская культура, формируется сегодняшний мир (Америка, Европа, Россия, Индия, Китай, Передняя Азия и другие регионы земного шара), который с XVI в., фактически стал единым миром, «единой сферой общения».

Следующий период, как полагал К. Ясперс, связан с единением культур. Мировая же история только начинается.

Картина целостности культуры приводит к мысли о том, что мы едины, в истории своей культуры мы имеем общие корни с другими культурами, у нас одна общекультурная почва, нам нечего делить.

Мысли о единстве общей культуры человечества высказывали также многие русские ученые и философы: В. Вернадский, Вл. Соловьев, Н. Бердяев, Н. Федоров, писатель М. Пришви.

7. выделение культур по месту и времени их возникновения:

· восточные культуры (древность, средневековье, новое время),

· западноевропейская (древность, средневековье, новое время),

· африканские культуры (древность, средневековье, новое время)

Восточные культуры – одни из самых древних на земле, это колыбель цивилизации. Шумерская, вавилонская, аккадская культуры, цивилизации Древнего Китая, Японии, Индии создали уникальные ценности, удивительные культурные системы. Типическими чертами восточных культур считаются их повышенный традиционализм, медленные темпы развития; наличие неклассического рабства; долгое сохранение прочных внутриобщинных связей и норм жизни; наличие деспотических форм правления, особая роль крупных рек в их становлении и развитии, отсутствие проблемы «отцов и детей».

Западная культура представлена наиболее ярко античной цивилизацией, современной европейской цивилизацией. США, Канада, Австралия, Новая Зеландия. Они не являются самостоятельными цивилизациями, хотя и относятся сюда же. Обобщенное понятие – Западная цивилизация. Западная культура связана с постоянными изменениями в жизни человека. Опыт старшего поколения быстро устаревает и отвергается молодыми. Существует проблема «отцов и детей». НТП позволил западному обществу резко вырваться вперед из остального мира и появились явления, представляющие угрозу перерождению западной цивилизации (человек превращается в придаток машины; производство массового оружия). Еще Шпенглер говорил о гибели европейской гуманистической культуры под напором технократизма. У западной цивилизации пропала душа.

Спор о совместимости или несовместимости западной и восточной культур возник давно и продолжается сегодня.

Р. Киплинг указывал: «Запад есть Запад. Восток есть Восток ... И они никогда не сойдутся». Примерно такого же взгляда придерживался К. Юнг. Он считал, что характерные для Востока и Запада типы мышления настолько различны, что сближение между ними не только невозможно, но и нежелательно. Вл. Соловьев, напротив, исходил из того, что в будущем Восток и Запад сольются в единую мировую цивилизацию. Нет национальной математики или электроники, они универсальны. В этом плане Япония мало чем отличается от Европы.

16. Культура и человек. Инкультурация и социализация.

Мир культуры творится человеком.Каков человек – такова и культура, которую он создает. Но справедливо и обратное: определенный тип культуры производит определенный тип человека. Культура приобщает человека к социуму, к его ценностям, нормам и идеалам. Культура формирует цель и смысл бытия человека и развивает его собственную сущность. В культуре формируется и раскрывается духовный мир человека (способности, потребности, мировоззрение, знания, умения, социальные чувства). Поэтому культура выступает как мера реализации и развития сущности человека в процессе его социальной деятельности, как «мера человека». Любая вещь человека имеет культурное содержание. По творениям людей в данную эпоху мы судим о ее культуре.