Смекни!
smekni.com

Шпаргалка по Культурологии (стр. 12 из 27)

Эволюция человека создала предпосылки для развития культуры. Но и эволюция культуры связана с развитием человека.Человек не рождается культурным существом. Культурные нормы, как и прочие, культурные явления, усваиваются человеком в процессе развития, в рамках взаимодействия с другими людьми.Этот процесс в общественных науках называют при помощи термина «инкультурация».

Инкультурация - это процесс усвоения отдельным человеком культурных норм и ценностей, а также обычаев и традиций, языка. Это процесс формирования личности. В процессе инкультурации человек усваивает культурные ценности, которые разделяются его окружением.

Термин «инкультурация» по своему смыслу близок к термину «социализация».

Социализация - процесс передачи социокультурного опыта от одного поколения к другому. Это культурное наследование.

Социализация – это приобщение человека к принятым в данной культуре и обществе системам ценностей и норм. Социализация, предполагает внутреннее согласие человека принять общепринятые нормы. Это непрерывный процесс овладения культурой и индивидуализация личности.

Насколько важна культура для функционирования индивида и общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией. Например, «дети джунглей» не прошли процесс инкультурации и социализации, т.е. им никто не передал социокультурный опыт, их никто из людей не учил, не воспитывал, и они не усвоили язык, нормы, ценности, традиции какого-нибудь общества. Они были полностью лишены общения с другими людьми и выросли среди животных. Дети, лишенные в раннем детстве человеческого общества, никогда не становятся людьми.

Основные формы инкультурации - научение и воспитание. Усвоение культуры происходит путем научения. Культура создается, и культуре обучаются. Поскольку она не может быть приобретена биологическим путем, каждое поколение воспроизводит ее и передает следующему поколению.

Процесс инкультурации начинается в самом раннем детстве и прекращается только в старости, то есть охватывает всю жизнь человека.

Различают первичную и вторичную инкультурацию.

· Первичная инкультурация охватывает период детства. Здесь формируется личность человека.

· Вторичная инкультурация охватывает остальную часть жизни человека. Дело в том, что культура не стоит на месте, она постоянно меняется и человек приспосабливается. Вторичная инкультурация обычно наиболее явно проявляется в случае смены места жительства. Переезд в другую страну неизбежно приводит к необходимости усваивать ту особую точку зрения на мир и отношения между людьми, которая принята в другой стране. Нередко это становится причиной серьезных стрессов.

В процессе инкультурации личные нормы и ценности вступают в противоборство с общепринятыми.

Поскольку личные ценности далеко не всегда совпадают с общепринятыми, процесс инкультурации имеет две основные формы, выбор между которыми во многом зависит от биологических и психологических особенностей человека.

17. Культура и личность

Личность – есть основной носитель культуры.

С точки зрения правящих структур оптимальным результатом формирования личности является всеобщий конформизм. Конформизм – приспособление личности к системе официальных ценностей, к существующей культурной ситуации, пассивное принятие существующего порядка, отсутствие собственной позиции. Конформизм – это внешнее соглашение с общепринятым порядком, однако внутренне индивид может оставаться не согласным с ним.

Конформная личность обыкновенно пассивно принимает ценности официальной культуры, и даже не все, но лишь наиболее доступные, не требующие для своего усвоения значительных усилий. Отбор ценностей здесь во многом проходит без четкого их осознания. Сильна зависимость от мнения окружающих; собственный имидж строится по принципу «быть не хуже других».

У конформизма есть две стороны: сильная и слабая.

· Сильная сторона конформизма – конформизм дает личностной культуре определенный эмоциональный комфорт.

· Слабая сторона конформизма – конформизм «стирает» личность, превращает ее в почти бездушную часть общественного механизма. Высокая степень приспособляемости делает конформистов главным препятствием для любого прогрессивного движения.

Конформизм является целью социального контроля, но не целью социализации, которая предполагает внутреннее согласие, «принятие общепринятых норм».

Противоположное явление – нонконформизмактивное неприятие практически всех ценностей официальной культуры. Нонконформизм отрицает общепринятую систему ценностей (причем не только официальных) огульно, без анализа и даже без точного понимания се смысла. Ценность отвергается не потому, что она плоха, сама по себе, а лишь потому, что она признана в обществе. Так, если общепризнанной ценностью является семья, то нонконформист отрицает семью и утверждает «свободную любовь», если общепризнанной ценностью является Бог - то отрицает Бога, отвергается авторитет - утверждается своеволие, отрицается мораль - утверждается вседозволенность и т.п. У нонконформистов своя система ценностей, но по сути все та же, общепризнанная система ценностей, только взятая со знаком минус.

Для нонконформизма важнейшей становится внешняя форма (нетрадиционная одежда, вызывающее поведение, крикливые лозунги, и т.п.). Вообще, нонконформизм обыкновенно свойствен молодежи, еще недостаточно культурно развитой, и в большинстве случаев проходит с возрастом. Обращаясь к нонконформизму, личность пытается самоутвердиться.

В противостоянии официальной культуре или в защите от официальной культуры, кроме конформизма и нонконформизма, существует еще один способ - это индифферентность.Ее сущность - не в пассивном приятии официальных ценностей и не в отказе от них, а в игнорировании официальных ценостей. При этом личность вырабатывает свою самобытную культуру, которая может частично совпадать с официальной, частично противоречить ей, но индифферентную личность это ни капельки не волнует. Здесь вырабатывается и осуществляется подлинная культурная самостоятельность. Индифферентность есть наиболее эффективный способ защиты личности от воздействия культурных операторов.

18. Культура и образование. Образование в современном мире.

Образование – это совокупность знаний, полученных специальным путем, это специфическая форма социализации, при которой передача культуры осуществляется теми, кто ее усвоил, тому, кто еще не овладел ею.

Цель образования – сформировать определенный тип личности, которая сможет сохранить, приумножить и передать ценности, идеалы, знания данного общества. Всегда считалось, что образование нацелено, прежде всего, на сохранение стабильности социума и связано с традициями, а не с новациями. Образование выступает средством создания и осознания границ дозволенного в данном обществе.

Образование – это информационно насыщенный процесс, обладающий определенной длительностью и имеющий временные рамки. В каждом обществе, в каждой стране своя модель образования, обусловленная социально-исторической моделью данной культуры.

Образование предполагает наличие личностных отношений (ученик - учитель), и всегда считалось, что результативность образования обусловлена наличием самих этих отношений, их формой(устной, письменной, формальной, неформальной, государственной, негосударственной),качеством. Образование формирует универсальную, типичную для данной культуры картину мира, ценностные, оценочные, познавательные, поведенческие стереотипы.

Образование – это деятельность по сотворению определенного образа человека. Существуют модели формирования определенного образа человека: элитаристская, эгалитаристская, смешанная.

· Элитаристская (от фр. elite - избранный) модель - предполагает разные подходы к разноодаренным ученикам.

· Эгалитаристская (от фр. egalite - равенство) модель отстаивает равные права в образовании для всех, независимо от индивидуальных различий.

· Смешанная модель пытается аккумулировать в себе положительные качества первой и второй.

На современном этапе развития человеческого общества существует несколько задач в системе образования.

1. Задача ликвидации безграмотности в странах третьего мира. Эта проблема крайне актуальна. Происходят процессы интеграции, растет зависимость стран от мирового сообщества и это требует хотя бы минимальной образованности граждан; в условиях безграмотности человек не может адекватно приспособиться к меняющемуся миру. В подавляющем большинстве стран мира уже введено обязательное начальное образование, которое обеспечивает человека минимумом знаний, необходимых для жизни в современном обществе.

2. Задача унификация образования (единообразие, единая форма образования) в развитых странах.

В наше время постепенно формируется единая мировая цивилизация. Если раньше специалист был востребован лишь в своей стране, то теперь он может претендовать на получение работы за рубежом. К специалистам выдвигаются новые требования. Мир движется к всеобщему образованию.

В настоящее время наблюдается тенденция унификации образования, т.е. стремление к единообразию, к единой системе, единой форме образования. Вырабатываются единые общие принципы, которые лежат в основе образовательной системы разных стран.