Смекни!
smekni.com

Шпаргалка по Культурологии (стр. 15 из 27)

Египетская культура активно взаимодействовала с культурой соседних народов

Архитектура. В храмовых постройках появился особо величественный стиль. Город Фивы становится одним из самых блистательных городов Древнего Востока. Украшением Фив были грандиозные дворцы фараонов и храмы. В течение нескольких веков строились знаменитые храмы Амона-Ра в Карнаке и Луксоре (в восточной части Фив), а в Западной части Фив располагались усыпальницы фараонов – Долина царей. От Луксора к Карнаку вела длинная, почти в 2 км прямая аллея сфинксов. Колонный зал Карнакского храма был настоящим «лесом»: мощные колоны (лотосообразные, пальмообразные имели высоту свыше 20 м, а диаметр около 5 м.) Общее число колон – 134. Нижние части стен были украшены растительным орнаментом, а потолок расписан изображением золотых звезд на темно-синем фоне. Стены и колоны покрыты иероглифами. Карнакский храм – это каменный архив Египта.

Амарнская эпоха (XV век до н.э. 18 династия фараонов).

В истории эпохи Нового царства был кратковременный период, который, однако, произвел переворот в политической, религиозной жизни Египта, а также в египетском искусстве.

В XV веке до н.э. в Египте правила 18-я династия фараонов, одним из представителей которой был Аменхотеп IV. При нем была проведена религиозная реформа. Он пытался утвердить культ одного Бога, т.к. египетское многобожие не способствовало централизации страны. Это была первая в истории человечества попытка установить единобожие. Бога солнца Амона-Ра стали называть богом Атоном. Он стал богом-творцом и изображался в виде солнечного диска с отходящими от него лучами, заканчивающимися ладонями. Культ Атона был простым. Богослужения совершались под открытым небом.

Аменхотеп IV изменил свое имя и стал называться Эхнатон и основал новую столицу – г. Ахетатон (Горизонт Атона). Сейчас на этом месте находится деревня Телль-Эль-Амарна, поэтому период правления Эхнатона называют амарнским. При нем были сломаны традиционные правила в изобразительном искусстве. В искусстве появились светские мотивы, жизнелюбие. Появились многоцветные росписи, изображения простых людей. Создавались скульптурные портреты. Всемирно известным стал портрет супруги фараона Эхнатона – царицы Нифертити в высоком головном уборе. После смерти фараона Эхнатона был восстановлен культ Амона-Ра. В одном из папирусов 19-й династии Эхнатон был назван мятежным, а имя его предано проклятию. Однако амарнский стиль встречался в скульптуре и живописи еще фараона Рамсеса II (14-13 вв. до н.э.).

Одним из самых знаменитых фараонов Древнего Египта был Рамсес II. Он правил 66 лет. Память о нем пережила века. При нем был построен храм Рамессеум и в нем статуя самого Рамсеса II 17 м. высотой и весом 110 тон. Она разрушена. Одним из самых известных является заупокойный храм Рамсеса II в Абу-Симбеле. Фасад храма развернут к Ниду.По обе стороны узкого входа возвышались 4 сидящих статуи фараона 20 метровой высоты. Внутри скалы на глубине 55 метров были прорублены многочисленные помещения (колонный зал, святилище). Храм Абу-Симбел – это чудо архитектуры иодновременно оптическое чудо, четкий инженерный расчет строителей храма. В зале была одна дверь – в святилище – низкое, темное помещение. Дважды в год 19 октября (в день рождения Рамсеса II) и 21 февраля (в день его восшествия на трон) здесь совершалась торжественная церемония. Рамсес II показывался народу. Солнечный луч прорезал полутьму зала и высвечивал фараона – сына бога солнца Ра. В 1967 году при строительстве Асуанской плотины в Египте, храм попал под затопление.

После смерти Рамсеса II наблюдается упадок египетской культуры. Некоторое возрождение искусства наблюдалось при царях 26-й (Саисской) династии в 7 веке до н.э. и называется Саисский Ренессанс (возрождение).

Закат цивилизации Древнего Египта не означал бесследного исчезновения культуры его народа. Многие элементы египетской культуры сохранились до наших дней. В 332 г. до н.э. Египет был завоеван А.Македонским.

Сокровища египетской мысли оказались притягательными для видных греческих ученых-философов, государственных деятелей. В Египте побывали древнегреческие мудрецы такие, как Солон, Фалес, Пифагор и др.

Египетское искусство и архитектура стали образцом для крито-микенской культуры в Древней Греции. Египетская культура оказала большое влияние и на древних римлян. Культ египетской богини-матери Исиды, получил широкое распространение в Риме. Египетский скульптурный портрет, живопись, львы, сфинксы были восприняты античным искусством, а через него европейским.

21. Культура древней Индии.

Индия занимает часть Азиатского материка и огромный полуостров на юге Азии – Индостан, омываемый водами Индийского океана и Аравийского моря. С севера с северо-востока Индия отделена от остальной части Азии хребтами Гималайских гор. Древнейшая в южной Азии цивилизация называется Индской, т. к. возникла она в районе реки Инд в Северо-Западной Индии в 23 в. до н. э. и просуществовала до 18 в. до н. э. Открытие культуры долины Инд произошло сравнительно недавно – в 20-е годы XX века английскими археологами. Памятники этой цивилизации найдены более чем в 200 пунктах Северо-Западной Индии и на территории современного Пакистана.

При раскопках холма «Мохенджо-Даро» («холм мертвых») был открыт загадочный город примерно III-II тыс. до н. э. Археологов поразили совершенство и цивилизованность устройства города. Прямые улицы шириной до 10 м., пересекавшиеся под прямым углом и делившие город на большие кварталы. Дома строили 2-х этажными, кирпичными. Внутри кварталов улицы были узкими. Чтобы повозкам было легче передвигаться, углы домов делали закругленными. В домах имелись специальные ванные комнаты для омовений. Была городская баня с бассейном. Возможно любовь к чистоте была связана с религиозными воззрениями жителей города, и омовения имели ритуальный характер. Под домами и улицами была настоящая система канализации. Были проложены керамические трубы диаметром от 60 см до 2 м.

Следом за Мохенджо-Даро раскопали другой крупный город - Харапп. По его названию вся археологическая культура той эпохи была названа хараппской. Найденные здесь керамические сосуды расписаны растительным орнаментом. В отличие от Египта для Индской цивилизации совсем не характерна монументальная скульптура. Скульптура была каменная или бронзовая, небольших размеров. Найдено более двух тысяч печатей. С обратной стороны печати есть отверстия для шнурка. Печати носили и в качестве амулетов, и также для подтверждения собственнических прав владельца. Изображения на печатях часто отражают мифологические сюжеты.

У Индской цивилизации была письменность примерно 400 знаков, но она до сих пор не расшифрована. О религии этой цивилизации почти ничего не известно. Храмов здесь не найдено. В большом количестве встречаются фигурки богини-матери и быка. Это свидетельствует о типичном для той эпохи культе плодородия и о распространении тотемистических представлений. Существует несколько версий гибели этой цивилизации. Однако гибель цивилизации – понятие относительное. Кто-то все равно выжил.

После гибели Индской цивилизации с северо-запада в Индию проникли индоевропейские племена арии («благородные»). Они были кочевниками-скотоводами. Отличались от коренных жителей светлым цветом кожи, говорили и писали на языке, близком к европейским языкам – санскрите. В результате ассимиляции с коренным населением создавалась единая культура. Сегодня санскрит считается древнеиндийским языком. Арии принесли с собой своё священное писание – Веды. Так начался новый период в истории и культуре Древней Индии – «ведийский период» (конец II – первая половина I тыс. до н. э.)

В I-м тыс. до н. э. культ в ведической религии усложнился. Служители культа (жрецы) назывались брахманами. Появляется новая религия – брахманизм.

В 6 в. до н. э. на территории Индии появляется буддизм, который затем стал распространяться за пределы Индии и, стал первой мировой религией. Известны три вида статуй Будды: Будда сидящий; Будда стоящий; Будда спящий или умирающий. В настоящее время к древним статуям совершается паломничество. Буддизм был господствующей религией в Индии до 2 в. н. э. Во времена господства буддийской религии в Индии кастового строя не было. Затем буддизм вытеснила другая религия – индуизм. Индуизм – это национальная религия Индии, которая сохраняет свои ведущие позиции до сих пор. С появлением индуизма появился кастовый строй, который официально отменен в 1955 году. Строятся индуистские храмы. По форме они напоминают готический стиль архитектуры средневековой Европы. Стала развиваться скульптура. Священные животные в индуизме: слон, корова, обезьяна, змея.

Подлинного подъема и расцвета индийская культура и наука достигла в IV-III вв. до н.э. при династии Маурьев. При них была объединена почти вся территория современного Индостана за исключением крайних областей Южной Индии.

Наука. В этот период индийскими учеными была создана десятичная система исчисления, современное начертание цифр (позже названных арабскими). Были известны извлечения квадратного и кубического корней, арифметическая и геометрическая прогрессии, основы тригонометрии и алгебры. Была развита астрономия. Календарь состоял из 12 месяцев по 30 дней. Каждые пять лет добавлялся 13-й месяц. Знали о шарообразности земли и предполагали ее вращение вокруг своей оси. Знания химии позволяли изготовлять кислоты, краски, лекарства, духи. Было создано алфавитное письмо из 50-ти знаков. Была развита медицина. Были изобретены шахматы. Образцы народной мудрости содержат индийские сказки, басни.

Интересны индийская керамика, ювелирные украшения. Произведениями искусства являются монеты с изображениями правителей и надписями на различных языках. Современная геральдика Индии уходит своими корнями в глубокую древность. На государственном гербе современной Индии «трехглавый лев». Это изображение знаменитой львиной капители древнеиндийского царя Ашоки (III в. до н. э.).