Смекни!
smekni.com

Искусство как социальное явление (стр. 14 из 16)

Развитие науки и техники оказывает большое влияние на развитие искусства, на формирование новых видов искусства, на обновление мировоззрения художника и зрителя. Новые виды тиражирования произведений искусства коренным образом меняют ситуацию с возмож­ностями публики воспринимать искусство. Изобретение книгопечатания сделало широко доступными произведения литературы. Изобрете­ние звукозаписи, а затем и радио привело к стремительному расши­рению аудитории музыки. Изобретение телевидения гигантски расши­рило аудиторию кино, театра, изобразительного искусства.

Однако законы развития искусства нельзя отождествлять с законами развития науки и техники. Наука и техника развиваются таким образом, что каждый новый уровень научной мысли и техническо­го творчества является, безусловно, более высоким, чем предыду­щий. Каждый новый этап в развитии науки и техники вбирает в се­бя знания и умения всех прошлых эпох. В художественном развитии общества дело обстоит гораздо сложнее.

Искусство по сравнению с политикой, правом, моралью более отдалено от экономического базиса общества. На развитие искус­ства оказывает воздействие не только состояние общественного бы­тия, но и состояние общественного сознания. Уровень развития ис­кусства зависит от многих общественных явлений: от социальных процессов и противоречий, от уровня духовной жизни общества в дан­ный исторический период и т.д.

В развитии искусства большую роль играют традиции, преемственность. Бросается в глаза то обстоятельство, что в наиболее бу­рные периоды расцвета искусства гениальные художники появляются в той или иной стране целыми созвездиями. В Италии в эпоху Воз­рождения в одно и то же время жили и творили Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Джорджоне, Тициан. В Германии в ХVIII в. появилась целая плеяда великих композитиров: Бах, Гендель, Глюк, Гайдн, Моцарт, Бетховен. В России в XIX в. в течение нескольких десятилетий была создана великая литература.

Искусство в своем развитии обладает относительной самостоя­тельностью. Изучая эти процессы, необходимо видеть сложное пере­плетение объективных и субъективных факторов.

Что касается других звеньев художественной культуры – публики и оценки произведений искусств – они также социально детерминированы. Возможность людей воспринимать пло­ды художественного творчества в еще большей мере социально обу­словлена, нежели само это творчество. Доступность художественных произведений зависит, по крайней мере, от двух социальных факто­ров. Во-первых, от уровня художественной образованности общества, который определяет потребность людей в общении с искусством и по­нимание его языка. Во-вторых, возможность общения людей сискусством имеет материальный, физический характер. У них должно быть свободное время, свободные средства на билеты и книги, тех­нические средства для тиражирования и распространения произведе­ний искусства.

Общий прогресс, который мы наблюдаем в истории человеческого общества, сказывается и в том, что аудитория искусства, публика со временем поднимается в своем развитии на новый, более высокий уровень, но и этот прогресс не является прямолинейным.

Структура и типы художественной коммуникации.

Художественная коммуникация – это осуществление интеллекту­ально-творческой взаимосвязи автора и реципиента, передача реци­пиенту художественной информации, содержащей определенное отноше­ние к миру, художественную концепцию, устойчивые ценностные ори­ентации. Опосредствующим звеном этой передачи является художест­венное произведение, а в исполнительских искусствах (музыка или театр) еще и исполнитель. В ходе художественной коммуникации у адресанта (художника) возникает три типа отношений:

· автор – действительность;

· автор – реципиент;

· автор – художественный процесс.

Каждое из существенных звеньев и граней художественной коммуника­ции изучает особая дисциплина.

1. Художественная коммуникация начинается с творческого про­цесса создания художественного текста и последующего его воздействия на аудиторию. Поэтому изучение художественной коммуникации предваряется рассмотрением духовных механизмов, обеспечивающих: творческий процесс воплощения замысла и создания произведения; духовное присвоение художественных творений. Эти проблемы изуча­ет психология искусства.

2. Творческий процесс завершается созданием художественного текста, который затем воспринимается реципиентом. При этом художественная мысль с помощью языка данного вида искусства зашифро­вывается, кодируется. Закодированная мысль художника складывается в определенную знаковую систему, которая и составляет текст произведения. При восприятии текста реципиентом происходит расшифровка (декодирование) знаковой системы и восприятие сообщения. Все эти аспекты процесса изучает семиотика искусства.

3. Создание художественного текста и последующее его восприятие реципиентом представляют собой передачу художественной информации, что изучает теория художественной информации.

4. Существенное звено художественной коммуникации – художественное восприятие. Это звено изучает теория художественнойре­цепции, которая рассматривает психофизические и эстетические ме­ханизмы восприятия (идентификация, синестезия, художественная суггестия, эстетическое наслаждение).

5. Художественная коммуникация осуществляется через понимание смысла художественного произведения, его прочтение в контексте истории, социальной реальности, художественной культуры, общественного мнения. Этот аспект художественной коммуникации предполагает понимание: исторической реальности, изображенной автором; реальности, современной реципиенту; автора (его личности); того, что он хотел сказать, и того, что он сказал; смысла художествен­ного текста, темных мест в нем (их прояснение); духа культуры, за­печатленного в тексте, художественной концепции произведения. Те­орию понимания разрабатывает герменевтика.

6. Художественная коммуникация включает восприятие не только смысла художественного произведения, но и его ценности. Последняя раскрывает себя как значение произведения для человечества, а так­же как авторская свобода (мастерство) владения техническими сред­ствами и нормами искусства, как свобода воплощения замысла в про­изведение. Все эти аспекты выявляет аксиология – теория ценности – и базирующийся на ней ценностный анализ произведения.

7. Общий процесс художественной коммуникации как взаимодей­ствия посредством произведения адресанта (художника) и адресата (публики) рассматривает теория коммуникации.

8. Если в качестве реципиента выступает масса, а художественное произведение доносится до нее с помощью мощных и современных коммуникативных средств, обеспечивающих географически (в простран­стве) широкую и исторически (во времени) далекую трансляцию, то этот процесс становится объектом изучения теории массовой комму­никации.

Принципиальное различие существует между художественным восприятием произведения через чтение (литература), через просмотр спектакля (театр), через теле- и киноэкранизацию и радиопостанов­ку, то есть трансляцию с помощью средств массовой коммуникации. Художественная мысль в этих случаях оказывается не только выраженной другими художественными средствами, на другом языке, но и семантически иной. Различный резонанс отдельных видов искусства не может служить свидетельством их большей или меньшей ценности. Каждый вид искусства порождает свой тип художественной рецепции, по каналу которой протекает специфическое воздействие на личность незаменимое никакими другими типами художественного восприятия. Так, несмотря на создание экранизаций, теле- и радиопостановок литературных произведений, их чтение остается незаменимым никакими другим художественными впечатлениями.

Сильные стороны чтения как типа художественной рецепции объясняются и активностью втягивания опыта читателя в рецепцию, и опорой на многовековую традицию, и действенностью вербальнойобразности и выразительных средств, обращенных к фантазии читателя, и связью с национальным характером культуры, и фундаментальным значением литературы (благодаря слову) для всей культуры, и обратным обогащающим влиянием словесного искусства на естественный язык. Чтение опирается на огромный пластический и идейный потенциал художественного слова, на возможности и исторический опыт перевода и приобщения к иноязычной национальной культуре. На стороне чтения стоит богатейший художественно-культурный фонд общеми­ровых ценностей, созданных гением Гомера, Данте, Шекспира, Толстого, Достоевского, и способность художественной литературы к гиб­кой и прямой связи с философией, моралью, другими формами общественного сознания. Наконец, чтение требует больших интеллектуаль­ных усилий и соответственно обладает высоким гедонистическим эф­фектом. Так литература в своем истинном виде оказывает не “мозаическое”, не манипуляционное, а мировоззренческое воздействие на личность.

Теоретико-информативная эстетика (М. Бензе, Г. Франк, А. Моль) разделяет информацию на два типа: семантическую и эстетическую. Семантическая (например, научная) информация делает упор на передачу смысла, опыта фактов, а эстетическая – на передачу оценок, опыта отношений. Эстетическая информация более восприимчива к помехам, нетерпима к чужеродным элементам, чем семантическая. Так, если научный текст можно без больших потерь пересказать иными словами или даже адекватно выразить на языке математики, художест­венный текст при подобном пересказе или выражении другими сред­ствами разрушается. Кроме того, эстетическая информация отличает­ся от семантической нестандартностью кода, “избыточностью” (на­пример, художественная мысль в театре передается несколькими ду­блирующими друг друга системами), принципиальной оригинальностью.