Смекни!
smekni.com

Искусство как социальное явление (стр. 15 из 16)

По мнению М. Бензе и его последователей, эстетическая информация характеризуется бытием “на основе знака без значения”. Зна­ки художественного языка передают смысл, но лишены предметного значения, то есть несут бесполезную информацию, не соотнесенную с практической целью. Данное суждение М. Бензе передает в терми­нах теоретико-информативной эстетики старую кантовскую идею об искусстве как о лишенной внешней цели игре продуктивного воображения. С этой идеей нельзя согласиться, ибо художественная информация имеет не только смысл, но и предметное значение – художест­венную ценность как значимость для человечества.

Информативная эстетика следующим образом характеризует условия существования художественного произведения. Условия-минимум определяют его физическое бытие: материальность (предметная воплощенность), коммуникативность (функционирование в качестве передатчика информации), сделанность (“искусственность”, рукотворность, результат деятельности человека). Условия-максимум определяют эстетическую реальность произведения: знаковость(замещение дан­ным предметом другого предмета), упорядоченность (подчинение смыслу, организованность структуры), неопределенность (возможность различных интерпретаций смысла), ценность (глобальная широта предметного значения, соотнесенность с человечеством).

Теоретико-информативный подход при его корректном примене­нии выявляет важную научную задачу эстетики – создание теории художественной коммуникации, что способствует осмыслению роли художественной коммуникации в системе мировой культуры.

Художественная коммуникация придает системе культуры динамичность и актуальность, способствующую развитию культуры.

Механизмы функционирования художественной культуры.

Культура является деятельностью и продуктом деятельности человека, негенетической, социальной памятью человечества. Художественная культура – наиболее устойчивая в своей постоянной измен­чивости сфера культуры.

Художественная культура имеет сложную структуру, охватывая две системы:

1) систему учреждений (предметно-функциональных форм искусст­ва в обществе), обеспечивающих условия производства, подготовку кадров, управление, распределение, распространение и потребление художественной культуры;

2) систему искусства и его произведений.

У каждой из этих систем есть свои подсистемы.

Для бытия и социального функционирования художественной культуры характерны три существенных процесса (и в этом отношении ху­дожественное производство схоже с другими типами общественного производства):

1) производство художественных ценностей;

2) распределение художественных ценностей;

3) потребление художественных ценностей.

Эти три процесса затрагивают обе системы художественной культуры, то есть и учреждения, и собственно искусство, находящееся в не­прерывном развитии.

Искусство как феномен подразделяется на виды, каждый из которых обладает, как говорилось выше, своим специфическим языком, своей знаковой системой. Многоязычность художественной культуры предполагает, что творческий человек должен быть «культурным полиглотом». Действительно, самой примитивной моделью творческого акта в сфере духовной культуры является обратный перевод. При пе­реводе какого-то сообщения, например, с вербального языка на изо­бразительный происходит передача первоначального сообщения через другую знаковую систему. Если же сделать перевод с этой знаковойсистемы на изначальную, то такая процедура приведет к столь суще­ственной переработке первоначального сообщения, что перед нами предстанет новый текст, появившийся в результате творческого ак­та. Всякая культурная, творческая деятельность предполагает тем самым как минимум две языковые системы.

Множественность языковых систем художественной культуры обусловливает действенность одной из важнейших функций искусства – эстетической: искусство провоцирует человека на творческий акт, то есть осуществляет саморазвитие динамической системы культуры.

Да, именно искусство пробуждает в человеке художника – творца всех материальных и духовных ценностей, которые создаются по законам красоты. Обеспечивая креативность (способность к творче­ству) человеческого духа, художественная культура является гарантом расширенного самовоспроизводства культуры. Таким образом, процесс, состоящий из звеньев: производство–распределение–потребле­ние художественной культуры, – это процесс не линейный, а развивающийся по восходящей линии.

Творчески создаваемые явления художественной культуры и в своем производстве, и в своем социальном функционировании, и в своем распределении и потреблении подчиняются многим социально обусловливающим факторам и законам. Только выявление этих зако­нов может обеспечить и понимание, и предсказание явлений художественной культуры. Другими словами, всякое прогнозирование художественной культуры только тогда и возможно, когда разработана ее теория и когда эта теория более или менее точно фиксирует законы бытия искусства.

Сфера художественной культуры – это сфера художественных ценностей, представляющих собой высшие рукотворные формы эстетических ценностей. Эстетические ценности, будучи втянуты в культуру, или могут сохранять свою природную автономию (красота в природе), или становятся органической частью самой культуры (продукты дизайна). Если суммарно охарактеризовать отличие художественных ценностей от эстетических ценностей в природе, то можно отметить, что художественные ценности выражают объективное эстетическое богатство мира, эстетическое отношение человека к действительности и являются во­площением этого отношения в мастерски созданном культурном феномене. Эти характеристики специфики художественных ценностей даны с позиции и под углом зрения философско-аксиологического подхода, который нацелен на выявление не различий, а прежде всего общей природы всех эстетических ценностей (объективная значимость для человечества и сфера свободы). Рассмотрение проблемы с позиций культурологического и семиотического подходов с применением их понятийного аппарата позволяет увидеть некоторые важные специфичес­кие отличия художественных ценностей от эстетических ценностей в природе.

В отличие от эстетической ценности природного явления художественная ценность – это ценность, возникающая в коммуникативно-языковой ситуации, передаваемая языковыми знаками.

Рассмотрим это на конкретном примере. Радуга – своеобразное свидетельство перемены погоды от дождя к солнцу. Это природное явление очень красиво, а значит, эстетически ценно. Красота радуги – знак-индекс или признак объективного эстетического свойства явления. Этот знак находится отнюдь не в языковой и не в коммуникативной, а в рецепционной ситуации, где есть лишь предмет (радуга), его свойства (красота), чувственная форма выражения (сочетание семи цветов в дуге), играющая роль знака-индекса или, вернее, признака. Признак передает свойство предмета (красоту радуги).

Иное дело, художественная ценность, которая передается лишь иконическими и символическими знаками (но не признаками). Эти знаки находятся в коммуникативной (передача художественной мысли от автора к реципиенту) и в языковой ситуации: наличествует культу­рный код прочтения знаков; они соотнесены с художественным смыс­лом (а не со свойством), являются средством специфической формы общения, созданы намеренно, с целью передачи информации от чело­века к человеку. Художественная ценность – интенциональный (пред­намеренный, целеположенный, направленный) языковой знак. В отли­чие от эстетической ценности природного явления, художественная ценность – это средство общения, средство передачи ценностных ориентаций от одного человека к другому. Для понимания художествен­ной ценности важна трактовка произведения как метазнака, как неде­лимого элемента художественной культуры.

Все перечисленные выше особенности художественной ценности относятся и к рукотворной эстетической ценности, например, продукта дизайна. Различие между ними лишь в том, что эстетическая ценность продукта дизайна выражается через систему знаков, не только несу­щих ценностное предметное значение, но и высказывающих практичес­кое назначение данного эстетического продукта. У художественной ценности назначение столь широко и общечеловечно, что оно здесь сливается, совпадает с ценностным значением. В той мере, в какой практическое назначение продукта дизайна исторически снижается, устаревает, его эстетическая ценность поднимается до художествен­ной. Например, с появлением водопровода прямое утилитарное назна­чение керамических сосудов – помогать транспортировке и хранению воды – стирается. На первый план выходит найденная и выполненная форма, то есть эстетическая ценность, которая подтягивается до уровня художественной.

Не случайно в наши дни амфоры и другие керамические сосуды древ­них греков хранятся в музеях искусства. Они родились как предме­ты практической необходимости, имеющие эстетическую ценность. Но их культурное самодвижение привело к обретению ими художественно-ценностного значения. Таковы механизм и историческая диалектикадвижения рукотворных эстетических ценностей и их вхождения в сферу художественной культуры.

Совпадение предмета и цели искусства.