Смекни!
smekni.com

Культура Древнего Востока 3 (стр. 2 из 4)

Другие замечательные и всемирно известные памятники древне­египетского искусства — скульптурные портреты: статуя фараона Аменемхета III, стелла вельможи Хунена, скульптуры головы фа­раона Сенусерта III[3], обретающие черты реализма и стремящиеся глубже постичь натуру. Типичны скульптурные изображения фигур, закутанных в мантии, оставляющие свободными только голову, ру­ки и ступни ног.

Шедевром древнеегипетского изобразительного искусства пе­риода II тыс. до н.э. искусствоведы считают выполненный на крышке ларца рельеф, изображающий фараона Тутанхамона с его юной женой в саду[4]. Подтверждением высокой культуры Египта I тыс. до н.э. является всемирно известный скульптурный портрет жены Аменхотепа IV Нефертити — одно из самых прелестных жен­ских изображений в истории человечества.

В Древнем Египте были выработаны такие классические архитек­турные формы, как пирамида, обелиск, колонна, и такие виды изобра­зительного искусства, как скульптура, рельеф, монумент, живопись.

Хотя на протяжении более чем трех тысячелетий египетское го­сударство и претерпевает некоторые изменения, установленный в нем канон остается незыблемым. Скульптура и живопись значи­тельно стилизованы, отражают религиозную символику, идеализи­руют загробную жизнь, обожествляя умерших. Изобразительному искусству Древнего Египта всегда были присущи сугубо плоскост­ное изображение фигур, каноническая условность в передаче туло­вища и ног, геометрическая декоративность с симметричным рас­пределением узора, строгая линейность композиции. Все фигуры статичны, невозмутимы, их позы условны — голова и ноги повер­нуты в профиль, а глаза и плечи изображены в анфас. Условна и раскраска: тело мужчины традиционно изображалось красно-коричневым, тело женщины — желто-розовым, волосы у всех были черные, одежды — белые.

Такая же условность и постоянство характерны для других пла­стических видов искусства. Статуи и статуэтки имели культовое назначение и облик — раскраска и положение определялись жест­кими нормами, обязательными для ваятеля.

Из поколения в поколение, из тысячелетия в тысячелетие суще­ствовали один и тот же стиль, одна и та же религия и одно и то же искусство. Застойный характер древнеегипетского общества опреде­лил в общем единообразный тип древнеегипетского искусства и культуры. Характерными их чертами были утверждение силы, жела­ние ее сохранить и приумножить, жажда бессмертия. Искусство име­ло застывший характер, оно подавляло своей монументальностью.

-Писатель Иван Бунин, много путешествовавший, влюбленный в седую гозную старину Востока, оставил путевые записки, не усту­пающие по художественной силе его рассказам. Вот как он описывал впечатление от Большого Сфинкса:

Вокруг меня мертвое жаркое море дюн и долин, полузасыпанных песками скал и могильников. Все блестит, как атлас, отделяясь от шелковистой лазури. Всюду гробовая тишина и бездна пламенного света... я иду и не свожу глаз со Сфинкса.

Туловище его высечено из гранита целиком, — приставлены только голова и плечи. Грудь обита, плоска, слоиста. Лапы обезображены. И весь он, грубый, дикий, сказочно-громадный, носит следы той жут­кой древности и той борьбы, что с незапамятных времен суждена ему, как охранителю «Страны Солнца», страны жизни, от Сета, бога смерти. Он весь в трещинах и кажется покосившимся от песков, на­искось засыпающих его. Но как спокойно-спокойно глядит он куда-то на Восток, на далекую солнечно-мглистую долину Нила. Его жен­ственная голова, его пятиаршинное безносое лицо вызывает в моем сердце почти такое же благоговение, как в сердцах подданных Хуфу.

Научные и технические знания

Определенных успехов добилась наука Древнего Египта. Активно развивалась астрономия. Еги­петские астрономы высказали предположение о том, что созвездия находятся на небе и днем, но делаются невидимыми в свете солнца. Значительными, судя по специализации врачей, были успехи медицины: различались врачи «утробные», глазные, зубные и пр. Была установлена роль мозга в человеческом организме. При лечении больного всегда читались молитвы и приносились жертвы богам — покровителям здоровья.

Развивалась математика: в конце XXI – начале XIX в. до н.э. была вычислена поверхность шара. Изобретены древнейшие в чело­веческой истории часы — водяные и маленькие нашейные солнеч­ные часики.

В начале III тыс. до н.э. в Древнем Египте был изобретен папирус для письма, который затем получил распространение и в других государствах Средиземноморья[5]. Изобретение гончарного круга также принадлежит древним египтянам.

Культура эллинистического Египта

С конца II – начала I тыс. до н.э. в египетскую культуру все более интенсивно начинает прони­кать культура Крита, Сирии, рабовладельческих государств Двуречья, с которыми широко тор­говал Египет. В VI в. до н.э. Египет был завоеван персами, влады­чество которых продолжалось до 405 г. до н.э. Период самостоятельности египетского государства оказался недолгим: уже в 332 г. до н.э. македоняне подчинили его своей власти и основали город Александрию, названный в честь Александра Македонского (356–323 до н.э.). Египетские жрецы приветствовали нового завоевателя: он был объявлен сыном бога. Власть Александра, таким образом, была облечена в традиционные для Египта формы.

В Египте устанавливается культ нового бога — Сараписа, в кото­ром слились черты важнейших божеств греков и египтян. Сарапис почитался и египетским и греческим населением. А город Александ­рия очень быстро стал культурным центром греко-восточного мира, в Египте распространилась эллинистическая культура[6]. В гавани Александрии заходили сотни кораблей со всех концов эллинистиче­ского мира, прибывали иностранные посольства. Город, построен­ный греческим архитектором Дейнократом, имел длинные прямые улицы, театр, библиотеку, множество храмов, парков, садов, бань. В начале III в. до н.э. в Александрии был основан Александрийский мусейон — один из главных центров науки и культуры древности. Здесь работали выдающиеся ученые (Архимед, Платон), поэты, ху­дожники, архитекторы. На острове Фарос был построен знаменитый Александрийской маяк (высота 120 м) — одно из семи чудес света.

Основные термины и понятия

единобожие жрец

заупокойный культ

иероглиф

«ка» (бессмертие)

многобожие

мостобы

мумия

пирамида

религиозный культ

семь чудес света

скульптурный портрет

сфинкс

фараон

храм

эллинистическая культура

Вопросы для повторения

1. Расскажите об особенностях религии Древнего Египта. Как египтяне относились к смерти и бессмертию, культу фараона?

2. Охарактеризуйте наиболее важные виды архитектуры и изобра­зительного искусства Древнего Египта.

3. Какие отрасли знания развивались в Древнем Египте наиболее эффективно и почему?

2.2. Культура Древней Месопотамии —

великие достижения и открытия

В IV–III тыс. до н.э. на территории современного Ирака — в доли­не рек Тигр и Евфрат (Двуречье) — возникла и утвердилась столь же высокая, как и в Египте, культура. Это был один из древнейших очагов человеческой цивилизации. Однако в отличие от долины Нила, где на протяжении трех тысячелетий обитал один и тот же народ и существовало одно и то же государство — Древний Египет, в Двуречье стремительно (по историческим меркам) сменяли друг друга различные государственные образования, в том числе Шумер, Аккад, Вавилония, Ассирия, Персия, перемешивались, торговали и воевали друг с другом разные народы, быстро воздвигались и до основания разрушались храмы, крепости, города. Более динамич­ными, чем в Египте, были история и культура Двуречья.

Шумеры — первые в мире...

Древнейшая культура Двуречья — шумеро-аккадская. По мнению большинства современ­ных востоковедов, шумеры — родоначальники всей вавилонской культуры. Их культурные достижения велики и бесспорны: шумеры создали первые в человеческой истории поэмы — о «Золотом веке»; написали первые элегии, составили первый в мире библиотечный каталог. Шумеры — авторы первых и древнейших в мире медицинских книг — сборников рецептов. Они разработали и записали первый календарь для двух сезонов (зимы и лета), делив­шийся на 12 месяцев по 29 или 30 дней каждый. Каждый новый ме­сяц начинался вечером при исчезновении лунного серпа. Оставили первые сведения о защитных насаждениях. Даже идею создания пер­вого в истории людей рыбного заповедника впервые письменно за­фиксировали тоже шумеры. Первая глиняная географическая карта принадлежит также шумерам. Первые струнные музыкальные инст­рументы — лира и арфа — появились также у шумеров.

Шумерская письменность и литература

Древнейшая на Земле письменность принадле­жит этому же народу — это шумерская клино­пись[7]. Она очень декоративна и, как полагают исследователи, берет начало от рисунков. Впро­чем, старые предания говорят о том, что и до возникновения рису­ночного письма здесь существовал еще более древний способ фик­сации мыслей — завязывание узелков на веревке. Со временем ри­суночное письмо совершенствовалось и видоизменялось: от полно­го, достаточно подробного и тщательного изображения предметов шумеры постепенно переходят к его неполному или символическо­му изображению. Древнейшие в мире письменные памятники — шумерские клинописные таблички — относятся к середине IV тыс. до н.э. Клинопись — это письменность, знаки которой состоят из групп клинообразных черточек, они выдавливались на сырой глине. Клинопись возникла как идеографическо-ребусное письмо[8], впо­следствии превратившееся в словесно-слоговое. Долгое время уче­ные считали, что язык шумеров не похож ни на один из известных человечеству живых или мертвых языков, и вопрос о происхожде­нии этого народа оставался загадкой. Однако сейчас можно считать установленным, что язык шумеров так же, как язык древних егип­тян, относился к семитской языковой семье.