Смекни!
smekni.com

Культура Древнего Востока 3 (стр. 3 из 4)

-Престиж месопотамской культуры в письменности был столь ве­лик, что во второй половине II тыс. до н.э., несмотря на упадок по­литического могущества Вавилона и Ассирии, аккадский язык и клинопись становятся средством международного общения на всем Ближнем Востоке. Текст договора между фараоном Рамсесом и ца­рем хеттов Хаттусили III был составлен по-аккадски. Даже своим вассалам в Палестине фараоны пишут не по-египетски, а по-аккадски. Писцы при дворах правителей Малой Азии, Сирии, Пале­стины и Египта старательно изучают аккадский язык, клинопись и литературу. Чужая сложная грамота доставляла этим писцам немало мучений: на некоторых табличках из Телль-Амарны (древний Ахетатон) видны следы краски. Это египетские писцы при чтении пыта­лись разделить на слова (подчас неверно) сплошные строки клино­писных текстов. 1400–600 гг. до н.э. — период наибольшего влияния месопотамской цивилизации на окружающий мир. Шумеро-акккадские ритуальные, «научные» и литературные тексты перепи­сываются и переводятся на другие языки во всем ареале клинописи.

Сохранилось много памятников шумерской литературы — они записаны на глиняных табличках, и почти все из них удалось про­честь. В основном это гимны богам, религиозные мифы и легенды, в частности о возникновении цивилизации и земледелия, заслуги чего приписываются богам.

На шумерских табличках, относящихся примерно к 2800 г. до н.э., записаны произведения первой известной миру поэтессы — Энхедуанны, дочери аккадского царя Саргона. Возведенная в ранг верховной жрицы, она написала несколько гимнов в честь великих храмов и богов Земли.

Важнейший памятник шумерской литературы — цикл сказаний о Гильгамеше, царе города Урука, сыне смертного и богини Нинсун, который хотел найти и подарить людям рецепт бессмертия. Преда­ния о герое Гильгамеше оказали очень сильное влияние на культуру соседних народов, которые приняли и адаптировали их к нацио­нальной жизни.

Исключительно сильное воздействие на всемирную литературу оказали легенды о всемирном потопе. В них рассказывается, что по­топ был устроен богами, которые замыслили погубить все живое на Земле. Только один человек смог избежать гибели — благочестивый Зиусудра, который по совету богов построил заранее корабль.

Шумеры строили храмы на верхушках огромных зиккуратов (сту­пенчатых башен) и такие же внушительных размеров дворцы. Скульптура представляла собой прямые стилизованные фигуры, вы­сеченные из мрамора, со сложенными руками и огромными глазами.

Аккадцы, наследники шумеров

Аккадцы, семитский народ, воспринял и усвоил религию и культуры шумеров. Именно аккадцы определяли военное, политическое, экономиче­ское и культурное развитие Месопотамии с се­редины III тыс. до н.э. Расцвета Аккад достиг в XXIV в. до н.э., когда во главе государства стоял Саргон, а также в XXIII в. до н.э. при внуке Саргона Нарам-Сине. Стела «Победа Нарам-Сина» (Лувр, Париж) изображает сцены нашествия воинственных аккад­цев. Высоким был технический и художественный уровень бронзо­вой скульптуры аккадцев (изображение головы царя Аккада).

Культура Вавилонии — легенды и реалии

Наследницей шумеро-аккадской цивилизации была Вавилония. В середине II тыс. до н.э. при царе Хаммурапи (правил в 1792–1750 гг. до н.э.) город Вавилон[9]объединил под своим главенст­вом все области Шумера и Аккада. При Хаммурапи появился зна­менитый Свод законов, записанный клинописью на двухметровом каменном столбе. В этих законах отразились хозяйственная жизнь, быт, нравы и мировоззрение древних обитателей Двуречья.

Мировоззрение вавилонян определялось необходимостью по­стоянной борьбы с окружающими племенами. Все основные инте­ресы были сосредоточены на реальной действительности. Вавилон­ский жрец не обещал благ и радостей в царстве мертвых, но в слу­чае послушания обещал их при жизни. В вавилонском искусстве почти нет изображений погребальных сцен. В целом религия, ис­кусство и идеология Древнего Вавилона были более реалистичны, чем культура Древнего Египта.

-Имя Хаммурапи связано с известным кодексом законов, регули­ровавших общественные и экономические отношения того времени. В кодексе Хаммурапи большой интерес представляют статьи 26–41, в которых излагаются обязанности и права воина, а также статьи 133–135, где говорится о правах воинов, попавших в плен. Кодекс отмечает две категории воинов (реду и баиру) и два звания воена­чальников (деку и лабутту), не поясняя, в чем их различие. Но и эти данные важны, так как они говорят о наличии определенной струк­туры вавилонского войска и военной иерархии. Уклонение воина от похода и даже попытка выставить наемника в качестве заместителя карались смертной казнью. Попавший в плен воин выкупался за счет государства. Присвоение собственности воина каралось смертью.

Огромную роль в верованиях древних обитателей Двуречья иг­рал культ воды. Отношение к воде не было однозначным. Вода счи­талась источником доброй воли, приносящей урожай и жизнь, вода — это культ плодородия. Вода — это также мощная и недобрая сти­хия, причина разрушений и бед.

Другим очень важным был культ небесных светил. В их неиз­менности и чудесном движении по раз и навсегда заданному пути жители Вавилона видели проявление божественной воли. Внимание к звездам и планетам способствовало быстрому развитию математи­ки и астрономии. Так, была создана шестидесятеричная система, которая и по сей день существует в исчислении времени — мину­тах, секундах. Вавилонские астрономы впервые в истории человече­ства высчитали законы обращения Солнца, Луны и повторяемость затмений и в целом значительно опередили в астрономических на­блюдениях египтян. Однако все научные знания и исследования ученых Вавилонии были связаны с магией и гаданием; как научное знание, так и магические формулы и заклинания были привилегией мудрецов, звездочетов и жрецов.

Научные знания, например в области математики, часто опере­жали практические потребности, религиозные воззрения отвечали духовным запросам общества.

-Самый творческий период вавилонской математической астро­номии приходится на V в. до н.э. В это время существовали знаме­нитые астрономические школы в Уруке, Сиппаре, Вавилоне и Борсиппе. Из этих школ вышли два великих астронома — Набуриан, разработавший систему определения лунных фаз, и Киден, устано­вивший продолжительность солнечного года и еще до Гиппарха от­крывший солнечные прецессии. Большую роль в передаче грекам ва­вилонских астрономических знаний играла школа, основанная вави­лонским ученым Беросом на острове Кос около 270 г. до н.э. Таким образом, греки имели прямой доступ к вавилонской математике, уровень которой во многих отношениях не уступал уровню Европы эпохи Раннего Возрождения.

Согласно учению вавилонских жрецов, люди были созданы из глины, чтобы служить богам. Вавилонские боги были многочислен­ны. Самыми главными из них были: Шамаш — богиня Солнца, Син — бог Луны, Адад — бог непогоды, Иштар — богиня любви, Нергал — бог смерти, Ирра — бог войны, Вильги — бог огня. Боги изображались как покровители царя, что свидетельствует об оформлении идеологии обожествления сильной царской власти. В то же время богов очеловечивали: как и люди, они стремились к успеху, желали выгоды, устраивали свои дела, действовали по об­стоятельствам. Они были неравнодушны к богатству, владели иму­ществом, могли обзаводиться семьями и потомством. Боги должны были пить и есть, как и люди; им, как и людям, были свойствены различные слабости и недостатки: зависть, злость, непостоянство. Боги определяли судьбы людей. Волю богов могли знать только жре­цы: они одни могли и умели вызывать и заклинать духов, беседовать с богами, определять будущее по движению небесных светил.

Люди покорялись воле жрецов и царей, веря в предопределен­ность человеческой судьбы, в подвластность человека высшим си­лам, добрым и злым. Но покорность судьбе была далеко не абсо­лютной: она сочеталась с волей людей одержать победу в борьбе с враждебным окружением человека. Постоянное сознание опасности для человека в окружающем мире сочеталось с желанием полно­стью насладиться жизнью. Загадки и страхи, суеверие, мистика и колдовство сочетались с трезвой мыслью, точным расчетом и праг­матизмом.

Религиозные верования древних обитателей Двуречья отрази­лись в их монументальном искусстве. В городах строили храмы, по­священные богам; возле храма главного местного божества обычно находился зиккурат — высокая башня из кирпича, опоясанная вы­ступающими террасами и создающая впечатление нескольких ба­шен, которые уменьшались в объеме уступ за уступом. Таких усту­пов-террас могло быть от 4 до 7. Зиккураты были раскрашены, причем нижние уступы более темные, чем верхние; террасы были, как правило, озеленены. Верхняя башня зиккурата нередко была увенчана золотым куполом. В ней находилось святилище бога, его «жилище», где, как полагали шумеры, бог гостил по ночам. Внутри этой башни не было ничего, кроме ложа и золоченого стола. Впро­чем, эту башню использовали и для более конкретных и земных нужд: жрецы вели оттуда астрономические наблюдения.

Архитектурных памятников вавилонского искусства дошло до нас значительно меньше, чем, например, египетского. Это вполне объяснимо: в отличие от Египта территория Двуречья была бедна камнем, и основным строительным материалом был кирпич. Одна­ко кирпич — материал недолговечный, и кирпичные постройки почти не сохранились. Тем не менее и сохранившиеся постройки позволили искусствоведам высказать точку зрения, что именно ва­вилонские зодчие явились создателями тех архитектурных форм, которые легли в основу строительного искусства Древнего Рима, а затем и средневековой Европы. Многие ученые считают, что про­образы европейской архитектуры нашей эры следует искать в доли­не Тигра и Евфрата. Основными элементами этой архитектуры бы­ли купола, арки, сводчатые потолки, ритм горизонтальных и верти­кальных сечений определял в Вавилонии архитектурную компози­цию храма.