Смекни!
smekni.com

Культура Древнего Востока 3 (стр. 4 из 4)

Вавилон был огромным и шумным восточным городом. Его ок­ружала мощная и толстая стена, на которой могли свободно разъе­хаться две колесницы, запряженные четверкой лошадей. В городе имелось 24 больших проспекта, достопримечательностью был семи­ярусный зиккурат бога Этеменанки высотой 90 м — Вавилонская башня. Озелененные террасы Вавилонской башни известны как ви­сячие сады Семирамиды. Согласно легенде, царь Навуходоносор приказал создать висячие сады в VI в. до н.э. для одной из своих жен, тосковавшей по своей родине. О Вавилоне сложено много ле­генд, и ученым предстоит еще много сделать, чтобы отличить в них правду от вымысла.

Для вавилонского изобразительного искусства типичным было изображение зверей — чаще всего льва или быка. Замечательны также мраморные статуэтки из Телъ-Асмара, изображающие группу мужских фигур. Каждая фигурка поставлена так, что зритель всегда встречал ее взгляд. Характерными особенностями этих статуэток были более тонкая по сравнению со статуэтками из Египта прора­ботка деталей, большая реалистичность и живость изображения, несколько меньшая условность. Особенно отличались вавилоняне в технике изразца ярких цветов, предназначенного для отделки скульп­турного рельефа. Выдающийся образец их творений — ворота Иштар (около 575 г. до н.э.).

Культура Ассирии — пафос силы

Культуру, религию и искусство Вавилонии за­имствовали и развили ассирийцы. В развалинах дворца ассирийского царя Ашшурбанипала (VII в. до н.э.) в Ниневии ученые обнаружили громадную для того времени библиотеку, которая насчитывала мно­жество (десятки тысяч!) клинописных текстов. Предполагается, что эта библиотека хранила все важнейшие произведения вавилонской литературы. Царь Ашшурбанипал — образованный и начитанный человек — вошел в историю как собиратель древних письменных памятников. Более 2 тыс. лет отделяло царя Ашшурбанипала от древнейшей культуры Двуречья, но, понимая ценность старых гли­няных табличек, он их собирал и сохранял. Образованность, одна­ко, была присуща далеко не всем правителям Ассирии. Более обычной и постоянной чертой ассирийских владык было стремле­ние к могуществу, господству над соседними народами, желание утвердить и продемонстрировать свою власть.

Ассирийское искусство I тыс. до н.э. исполнено пафосом силы, оно прославляло мощь и победы завоевателей. Характерны изобра­жения грандиозных и высокомерных крылатых быков, с надмен­ными человеческими лицами и сверкающими глазами. Каждый бык имел пять копыт. Таковы, например, изображения из дворца Саргона II (VII в. до н.э.). Но и другие знаменитые скульптурные рель­ефы из ассирийских дворцов — это всегда прославление царя — могущественного, грозного и беспощадного. Такими были ассирий­ские владыки в жизни. Такой была и ассирийская действитель­ность. Не случайно поэтому особенность ассирийского искусства — беспримерные для мирового искусства изображения царской жес­токости: сцены сажания на кол, вырывания у пленных языка, сди­рания кожи в присутствии царя. Все это было фактами обыденной жизни ассирийской державы, и эти сцены переданы без чувства жалости. Жестокость нравов ассирийского общества сочеталась, по-видимому, с его невысокой религиозностью.

В городах Ассирии преобладали не культовые сооружения, а дворцы и светские постройки, так же как в рельефах и росписях ассирийских дворцов — не культовые, а светские сюжеты. Харак­терными были многочисленные и великолепные изображения жи­вотных, в основном льва, верблюда, коня.

Большое развитие в Ассирии получило инженерное искусство — был построен первый канал-водопровод и акведук длиной 3000 и шириной 15 ярдов.

Культура Персидского государства. Зороастризм

Подвергаясь вторжениям с Запада и Востока, Персия (в настоящее время Иран) в течение многих веков впитывала влияние разных куль­тур. По меньшей мере 7 тыс. лет Персия явля­лась центром цивилизации, но только в годы правления династии Ахеменидов (550–333 до н.э.) была создана первая персидская империя. Искусство Персии, как полагают ис­следователи, — еще более светское и придворное, чем искусство его предшественников, более спокойное: в нем почти нет той жестоко­сти, которая была так свойственна искусству ассирийцев. Но преемственность культур сохраняется. Так, дворец в Персеполе, нача­тый Дарием I и завершенный Ксерксом, был украшен примерно 520 барельефами, напоминающими ассирийский и вавилонский стили. Важнейшим элементом изобразительного искусства остается изображение животных — это прежде всего крылатые быки, а также львы и грифоны. Распространены были рельефы с изображениями торжественных процессий воинов, данников, львов.

В IV в. до н.э. Персия, как и Египет, была завоевана Александром Македонским и включена в сферу влияния эллинистической культу­ры. В III в. правящей династией в Персии становятся Сасаниды. Они старались доказать, что ведут свое происхождение от богов, и с этой целью по их приказу создавались колоссальные рельефы, изо­бражающие сцены из их победных завоевательных войн. Но не все войны были удачными для Персии. Многие памятники культуры этого периода погибли в огне войн. Все, что осталось от высокого сасанидского искусства, — руины дворцов и храмов, несколько де­сятков золотых и серебряных сосудов, остатки шелковых тканей и ковров. Средневековые истории донесли до нас рассказ об одном таком роскошном ковре, который покрывал весь пол в громадной парадной зале дворца Так-и-Кесра в Ктесифоне. По приказу одного из арабских военачальников, захвативших дворец, ковер был разрезан на куски и поделен между воинами как военная добыча, и каждый кусок продавали за 20 тыс. диргемов[10]. Стены дворцов были украше­ны фресками с портретами вельмож, придворных красавиц, музыкан­тов, богов.

Государственной религией в Сасанидском Иране был зороаст­ризм (по имени основателя этой религии бактрийского мыслителя Заратуштры (Зороастра, 599/598–522/521 до н.э.) Это учение объ­ясняло мир как арену борьбы двух противоположных начал — доб­рого, справедливого и ложного, злого. Главным божеством, олице­творяющим добро, был Ахурамазде, носителем злого начала — Ангхро Майнью. Согласно зороастризму человек принимает этиче­ские решения, находясь между этими двумя силами. Важной ча­стью зороастризма был культ огня (огненные алтари). Учение мыс­лителя изложено в 17 частях Авесты, сборника зороастрийских ка­нонических текстов.

Символом плодородия было мифическое существо Сенмурва, изображаемое в облике собаки-птицы, богиней любви и земли счи­талась красавица Анахиту.

Смена господствующей религии относится к VII в., когда Иран был завоеван арабами, ради утверждения новой веры — ислама, разрушавшими цветущие города. Распространение ислама вызвало появление новых типов зданий — мечетей, минаретов, мавзолеев и пр. Однако замечательное сасанидское искусство оказало сильное влияние на арабскую мусульманскую культуру, а через арабов — на Испанию и другие страны Западной Европы. Следы сасанидского искусства можно и сейчас найти на территории от Китая до Атлан­тики.

Основные термины и понятия

глиняные таблички

Двуречье

зиккурат

зороастризм

идеографическое письмо

ислам

клинопись

культ воды

культ неба и небесных светил

Вавилонская башня

висячие сады Семирамиды

Вопросы для повторения

1. Какие государства существовали на территории Двуречья?

2. Как вы можете объяснить сочетание веры в богов, похожих на людей, и жестокость нравов, характерную для ассирийского общества?

3. Назовите важнейшие достижения и первооткрытия в области научного знания у жителей Древнего Двуречья.

4. Какие из семи чудес света находились на территории госу­дарств Двуречья?


[1]Любимов Л. Искусство Древнего мира. М.: Просвещение, 1971. С. 54–55.

[2]В представлении античного общества семь чудес света — это наиболее про­славленные достопримечательности: древнеегипетские пирамиды, висячие (тер­расные) сады Семирамиды в Вавилоне, храм Артемиды в Эфесе, Мавзолей в Галикарнасе, статуи Зевса в Олимпе, Гелиоса в Родосе, маяк в Александрии.

[3]По представлениям египтян, скульптурные портреты (портретные статуи) иг­рали роль двойников умерших и служили вместилищем их душ.

[4]Сыну Эхнатона Тутанхамону, умершему в 20-летнем возрасте, досталась по­смертная слава, связанная с сенсационным открытием в 1922 г. его гробницы Г. Картером при археологических раскопках Долины царей в окрестностях Фив. Это погребение сохранилось нетронутым и стало первым свидетельством того, что в загробный мир фараон отправлялся с несметными сокровищами.

[5]Папирус делали из тростника, покрывавшего огромные площади болотной местности в дельте Нила.

[6]Эллинистическая культура — это культура Древней Греции, стран Восточного Средиземноморья, Передней Азии, некоторых районов Центральной и Средней Азии IV — I вв. до н. э. Это время образования эллинистических монархий и распространения греческой культуры на обширных территориях.

[7]Всемирная история. Т. 1 С. 220–224.

[8]Идеографическое письмо (от греч. idea — идея, образ и grafho — пишу) — принцип письма, использующий идеограммы — письменный знак (условное изображение или рисунок), соответствующий слову. Например, глаз — «видеть».

[9] Вавилон — шумер. — Кадингирра, аккад. — Бабилу, букв, врата Бога.

[10]Кинжалов Р.В., Луконин В.Г. Памятники культуры Сасанидского Ирана. Л.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 1960. С. 9.