Смекни!
smekni.com

Культурология в системе гуманитарного знания 2 (стр. 14 из 21)

В 1-м веке н.э. Рим начинает испытывать симптомы кризиса. Изначально Рим поставил цель: Обрести власть над миром. Но добившись этой цели не нашел другой. Кризис больше всего выразился в духовной жизни. Граждане стали подданными императора Августа. И испытывали социальный гнет. В сложный условиях люди ищут духовную основу. И находят ее в религии. В Палестине, в среде евреев, исповедующих иудаизм, секта, в которой люди обращаются к идеям христианства (1 в. н.э.). Христианство отпочковывается от иудаизма. Основателем христианства является Иисус.

30. Язычество древних славян. Влияние языческой культуры на культуру русского народа и его менталитет.

Роль идеологии в средневековом государстве выполняла религия. К моменту образования древнерусского госуд. восточные славяне еще не успели создать своей национальной религии. Но Древняя Русь находилась на границе западного и восточного миров, где встречались разные народы и их религии, поэтому определение идеологии для Киевской Руси было проблемой выбора среди сущ. В мире религий. Эта проблема была решена внуком княгини Ольги князем Владимиром Святославовичем (980-1015гг). Его выбор состоял из 3 выборов:

    выбор между древними верованиями восточных славян и мировыми религиями в пользу первого. В 980г. Владимир провел языческую религиозную реформу, в ходе которой был создан объединенный пантеон, куда вошли почитаемые у различных славян божества (Перун-бог грома и молнии, Дажь-бог – солнца, Хорс, Стрибог ветра, Семаргл – подземного царства, Мокоть плодородия и др., но эта реформа не дала успеха, потому что:
    - Перун был не исконно-славянского, а балто-скандинавского происхождения, поэтому не пользовался авторитетом
    - наряду с 6 основными божествами восточные славяне продолжали поклоняться своим местным богам
    - объектом религиозного почитания в язычестве является природа, а почитание каждым племенем опред. природной стихии не содействовало объединению общества

Христианизация Руси имела неоднозначные последствия:

  1. объединяющая роль - объединение 5 этносов, проживающих на территории восточно-европейской равнины и прилегающих регионов, объединение их укладов и образов жизни
  2. цивилизующая роль – Древняя Русь через Византию вошла в сообщество мировых цивилизаций, на Русь пришла письменность, книжность, архитектура, иконопись и др.
  3. негативное последствие христианизации Руси было то, что возникли первые элементы социального раскола

В результате в менталитете древнерусского человека стало складываться
двоеверие - часть населения приняло христианство, а другая часть долгое

время была языческой

Крещение Руси князем Владимиром в 988году явилось крупнейшим событием по своим результатам и последствиям. Христианский идеал, внесенный в языческую среду, стимулировал духовное развитие. Язычество не выделяло человека от природы, он был нерасторжим с миром ее вечного круговращения.

С принятием христианства культура осознает себя и свое место в мире.

Это была революция, Крещение в корне меняло всю сферу мыслительной деятельности и, поэтому, вступало в конфликт с прежними религиями. Язычество оказывало сопротивление.

Больших успехов церковь добилась тогда, когда стала использовать старые праздники и обряды с новым содержанием. Типичный языческий праздник – Новый год, Масленица. Полной победы над язычеством христианство на Руси не одержало, постепенно сложилось двоеверие – компромиссное равновесие языческих и христианских элементов.

31. Особенности культуры Средневековья. Характеристика народной, светской, церковной сфер культуры.

Эпоха средневековья охватывает период 5-14 в.в. Этот термин впервые появляется в трудах гуманистов.

Им они стремились подчеркнуть незначительность, серость данной эпохи по сравнению с античностью. Интерес к средневековью появляется вновь в 19в. на почве романтизма. Романтики идеализировали это время, видели в нём период героических свершений, доблестных рыцарей и прекрасных дам. В 19в. появляется ряд терминов, характеризующих эту эпоху, в частности, романский и готический стили. Романский стиль (10-11в.), а термин появился в 19в., готический (12-13 в), а термин в 19в.

Социально-исторические факторы, повлиявшие на формирование средневековой культуры.

1. У истоков средневековой культуры стояли 2 различных мира, 2 различные социальные структуры: один варварский (чужеземный), родоплеменной, другой античный рабовладельческий. На этапе раннего средневековья происходит переплетение 2 культур, традиций.

2. Гранью, отделившей средневековье от языческой древности, становится христианство.

3. Идеологическая монополия церкви. Решения церковных соборов были обязательны для мирян. Церковь становится над государством. В 11 веке складывается социальный институт инквизиции.

4. Сословно-корпоративное деление общества, выделяются 3 основных сословия: рыцарское, городское, клирикальное (духовенство). Личность носила сословный характер. Моральные качества личности определялись принадлежностью к сословию и местом внутри него.

5. Материальной основой средневековья является система феодализма, которая требовала и характеризовалась вассалитетом (служение, каждый служит кому-то), отсутствием частной собственности на землю, незаинтересованностью в результатах труда, низким уровнем развития техники и низкой производительностью труда – голод, эпидемия, атмосфера страха и ожидание чуда (придёт Христос и всех накормит).

6. Эпоха средневековья характеризуется как «война всех против всех». В эпоху расцвета воин (10-12в) в архитектуре преобладает романский стиль (здание, крепость), в литературе особое место занимает рыцарский роман, героический эпос.

7. Культуру средневековья называют карнавальной культурой. Карнавал был способом выживаемости людей, избавлением от страха, накопившейся излишней энергии. Во главе карнавала стояла церковь.

Этапы средневековой культуры:

1. Раннее Средневековье (5-11в). складывается единая европейская культура, единая историческая общность, европейский народ. На основе синтеза культурных традиций поздней римской античности, культуры варварских племён и христианства.

2. Высокое (Зрелое) Средневековье (10-13в). Наивысший подъём в средневековой культуры, который олицетворяет с началом крестовых походов. В архитектуре происходит смена художественных стилей. В области образования появляются первые университеты, в литературе появляются разнообразные жанры, в философии появляются различные направления (схоластика, терминизм).

3. Позднее средневековье (13-14в). Переход к ренессансу (предвозрождение) или проторенессанс. Церковь теряет своё господство в идеологической сфере, утверждаются идеи гуманизма (Данте).

Черты средневековой культуры:

  1. доминирование христианства. Искусство носило исключительно религиозный характер.
  2. приверженность канонам (храм, иконопись строились по строгим канонам скульпторам).
  3. символизм, аллегоризм. Храм – это символ, модель мира, где пересекаются оси пространства и времени.
  4. традиционализм (консерватизм). Чем древнее, тем подлиннее.
  5. имперсональность (отсутствие авторства).
  6. дидактический, наставительный, поучительный характер средневековой культуры. Учёный – тот, кто знает об истинном знании.
  7. отсутствие единой культуры, её деление на различные пласты (рыцарство, городской, клерикальный, народные культуры).
  8. историзм.

32. Художественная культура западноевропейского Средневековья.

В духовной культуре средневековой Европы сложным и противоречивым было положение и роль искусства, что связано его отношениями с христианской идеологией.

Христианство отвергло идеалы античных художников (радость бытия, чувственность, телесность, воспвание человека), разрушило античную гармонию человека и духа, человека и земного мира. Главное внимание художники средневековья уделяли миру потустороннему, Божественному, их искусство рассматривалась как Библия для неграмотных, как средство приобщения человека к Богу.

Главное, что отличает средневековую культуру – это религиозность сюжетов, на первом месте – иконы и картины на библейские темы. Икона должна быть освящена церковью, картина – нет.

Если изображение вызывает религиозный трепет, то это икона, если эстетический восторг- картина.

Представители – проторенессанс – поэт Данте, художник Джотто

Художественное творчество также испытывало сильнейшее влияние церкви. Художник был призван отображать лишь совершенство миропорядка. Для Западной Европы Средневековья был характерен романский стиль. Светские постройки романского стиля отличаются массивностью форм, узкими оконными проемами, значительной высотой башен. Те же черты массивности характерны для храмовых сооружений, кот.изнутри покрывали настенные росписи – фрески, а снаружи – ярко раскрашенные рельефы. Важным элементом художественной культуры Средневековья было литературное творчество. Высокого развития достигает устная поэзия. Лучшими образцами ее являются произведения героического эпоса Англии и Скандинавии. С развитием городской культуры связано творчество жонглеров и шпильманов, кот.выступали на площадях городов как актеры. Одной из основных форм театрального искусства был церковный театр. Приблизительно с 11в.во время литургии в храмах стали разыгрываться драматические религиозные сценки, основанные на библейском сюжете.

33. Христианская картина мира.

Представления о мире, о человеке, о времени, о пространстве соотносились с догматами христианства. Появляется понятие макро- и микрокосмос. Микрокосмос – это сам человек, который создан богом по подобию большого мира. Плоть человека – земля, Кровь – вода.