Смекни!
smekni.com

Готика Петровского времени (стр. 20 из 22)

Писатель

Произведение

Образ Петербурга

Таблица №2

Название строения

Автор

Стиль

2. Начало экскурсии по Санкт-Петербургу.

Давайте отправимся на экскурсию по Санкт-Петербургу. Но для начала вспомним историю рождения этого города.

“…На одном из островов устья Невы застучали топоры: здесь рубили деревянный городок. Этот городок Санкт-Петербург…”

- Назовите дату, считающуюся днем рождения Санкт- Петербурга? (16 мая 1703 г.)

- Санкт-Петербург происходит из трех слов. Каких? (Санкт – латинское “святой”, Петер – греческое “камень, скала”, “бург” – немецкое “замок, крепость”)

- Кого считают отцом Санкт-Петербурга? (Петра I)

- Что вы знаете о Петре 1? (учащиеся рассказывают о Петре I)

3. Петербург в произведениях.

Строительство города происходило стремительно, в первые годы город уже выглядел одним из самых красивых городов, но отношение к нему было разным. Сегодня мы вспомним каким видели Петербург писатели XIII-XIX вв. и еще раз увидим красивейшие великие памятники архитектуры в этом городе.

- Какой писатель в конце XIII века один из первых начал тему Петербурга и в каком произведении? (К. Батюшков “Прогулка в Академию художеств”)

- Какие чувства писатель испытывал к городу? (Восхищение красотой и совершенством архитектурного ансамбля Петербурга)

- Назовите писателей которые продолжили тему Петербурга в XIX в. (А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, Н.А.Некрасов, Ф.М.Достоевский)

- В каком произведении А.С. Пушкин человек в Петербурге одинок, город сводит героя с ума? (“Медный всадник”)

- Пушкин продолжил тему Петербурга в своем знаменитом романе в стихах. Назовите роман. (“Евгений Онегин”) Каким город встает перед нами в романе? (Город в нем противоречив, двойственен)

- Кто написал “Петербургские повести” и “Мертвые души”? (Н.В.Гоголь)

- Каким Гоголь увидел город в своих произведениях? (Великолепие города отступает перед проблемами обезличивания человека; город холодный, равнодушный, он враждебен человеку.)

- Н.А.Некрасов нарисовал Петербург городом бедняков. Город и улицы символичны. Показывает город через уличные сцены. Пейзаж мрачен. Почему? (мнение учащихся)

- В каком произведении Ф.М.Достоевский сделал город соучастником преступления главного героя? (“Преступление и наказание”)

- Петербург писатель описал с помощью городского пейзажа, сцен уличной жизни и интерьера. Вспомните высказывание Достоевского по поводу города? (Большой город – дьявольское создание цивилизации – имеет пагубное влияние на душу человека…”)

4. Архитектура города.

Петербург недаром называют музеем под открытым небом – в городе собрана неповторимая коллекция архитектурных шедевров сразу нескольких эпох. Барокко, ампир, классицизм, модерн – по улицам города можно проследить весь путь развития архитектуры от XVIII века до современности. Каждое направление представлено во всём разнообразии, а стиль лучших архитекторов узнаваем и неповторим. В творчестве крупнейших русских архитекторов были воплощены лучшие национальные традиции русского зодчества, обогащаемые мировым наследием.

- Назовите памятники архитектуры и автора – по слайдам или картинам. (Никольский Морской собор Храм Воскресения Христова (второе название “Спас на крови” Почему? итальянец Варфоломей Варфоломеевич Растрелли)

- Какие еще памятники, построенные этим же архитектором в Петербурге вы знаете? (Зимний дворец. Смольный собор)

- Назовите стиль этих творений Растрелли? (Барокко)

- Что значит барокко? ([от итал. barocco, фр. baroque, - странный, неправильный] одно из главных направлений в искусстве, отличающееся тождественностью и фундаментальностью, многообразием и сложностью форм и рисунков.)

- Основоположником нового отличительного от барокко стиля считается В.И.Баженов и его ученик и последователь М.В.Казаков были автором многих памятников архитектуры в Москве. Назовите стиль и его особенности? (Классицизм)

- Гордостью русской архитектуры XVIII века стало творчество И.Е.Старова. Назовите одно из его лучших творений? (Таврический дворец)

- Здесь были похоронены все цари династии Романовых от Петра I до Александра III (кроме Петра II), русские царицы, многие великие князья. Назовите собор и автора? (Петропавловский собор, Д. Трезини)

XIX в. в архитектуре и скульптуре сохранял свои позиции классицизм с его пристальным вниманием к античному наследию как норме и идеальному образцу. В архитектуре его вершиной стал стиль ампир, который выражался в массивных формах с наличием скульптур, дополнявших архитектурное оформление зданий. Градостроительная фантазия в архитектуре обрела невиданный размах. Первая треть XIX в. стала высшей фазой в почти вековом развитии архитектуры русского классицизма. Ее наиболее крупные достижения связаны с творчеством О. Монферрана, А.Н.Воронихина, А.Д.Захарова и К.Росси.

- В 1811г., на главной магистрали Петербурга, Невском проспекте завершилось строительство собора, в котором в 1813г. был погребен главнокомандующий русскими войсками в Отечественной войне 1812г. Имя фельдмаршала? Название собора и автор? (Кутузов. Казанский собор. А.Н.Воронихин)

- Назовите собор, который олицетворял мощь и величие православия, силу России, ставшей по представлениям Русской Церкви, после падения Византии носительницей истинной веры Христовой? (О. Монферран Исаакиевский собор)

- В 1714 г. было построен здание для редкостей, это был первый естественно-научный музей в России. Первое название музея? (Кунсткамера)

- Назовите музей и автора? (Ж.Томон)

- Конец XIX в. К.И.Росси было построено это здание. О нем мечтал отец и лишь по велению сына в 1898г. было построено. Назовите здание и имена отца и сына? ( Русский музей. Отец Александр III, сын-Николай II)

- Какие ассоциации вызывает у вас у вас слово Санкт-Петербург, Петербург, Ленинград, когда вы слышите его? (Разнообразные ответы)

5. Итог урока.

Случаен ли цвет, выбранный для слайдов (картин)? (Нет, синий цвет символ воды, город построен на берегу Невы; желтый цвет – цвет болезни и одиночества; все перечисленный писатели показали, что Петербург – город одиночества.)

Большим, красивым, но холодным мы увидели Петербург на сегодняшнем уроке. Почему? (Ответы разнообразны, главное подчеркнуть в какой век мы рассматривали этот город)

Подведем итоги. У всех ли заполнены карточки правильно?

Сегодня вы хорошо поработали. Молодцы!

6. Домашняя работа:

Таблица №3

задание

варианты

ответ (обосновать)

1. “Люблю тебя, Петра творенье”

выбери правильный ответ

а) “Евгений Онегин”,

б) “Медный всадник”,

в) “Мертвые души”

2. “Не верьте Невскому проспекту”

выбери правильный ответ

а) “Евгений Онегин”,

б) “Медный всадник”,

в) “Мертвые души”

3. Начало строительства Петербурга

выбери правильный ответ

а) 16 мая 1703 год

б) 16 августа 1703год

в) 16 мая 1705год

4. Основание первого музея

выбери правильный ответ

а) 1703 год

б) 1711 год

в) 1714 год

5. Преобладание желтого цвета

выбери правильный ответ

а) “Преступление и наказание”

б) “Мертвые души” в) “Медный всадник”

6. В.В.Растрелли

лишнее

а) Зимний дворец

б) Таврический дворец

в) Спас на крови

7. Казанский собор

автор

а) Воронихин

б) Растрелли

в) Старов

8. Основоположник классицизма в архитектуре

выбери правильный ответ

а) Казаков

б) Баженов

в) Растрелли

9. Странный, неправильный…

стиль

а) классицизм

б) модерн

в) барокко

10. Здесь был погребен Петр l

выбери правильный ответ

Казанский собор, Исаакиевский собор, Петропавловский собор

Заключение

Совершенно очевидно, что глубокие изменения в организации жизнедеятельности общества, которые связываются с появлением цивилизации, предполагают преобразования в самих условиях его воспроизводства. В основе базовых преобразований общества лежат общие законы развития - дифференциация, специализация, интеграция. В данном случае - это дифференциация, специализация, и интеграция деятельности (в её широком социокультурном определении) как условия функционирования общества в качестве саморазвивающейся системы. Именно дифференциация и специализация деятельности в соответствующей форме и на определённом уровне развитости структуры и содержания их привели на базе технико-технологического, производственного и интеллектуального прогресса к крупному общественному разделению (как разрушению системной целостности труда первобытного общества) труда во всей сложности реализации содержания этого процесса как революционной формы развития общества.