Смекни!
smekni.com

Готика Петровского времени (стр. 21 из 22)

Город - сложный социальный организм, который воспроизводит не только условия функционирования, но и условия более активного развития субъектов города, роста их творческих возможностей, обеспечивает усложнение и уплотнение контактов, усиление разнообразия действий и общения, а значит, углубление самоопределения и индивидуализации их.

Город с самого своего возникновения формируется как социокультурное (интегрирующее социальные связи и аккумулирующее культурный и интеллектуальный потенциал общества, человека) явление процесса - процесса урбанизации как постоянной составной становления и развития исторически определённой социальности.

Среди городов с особым вниманием следует отнестись к тем, которые смогли развить вполне свое местное и временное значение и стали культурными символами, содействовавшими объединению человечества. Различные общества людей со свойственными им культурами в процессе исторического роста соединяются всё более тесными связями, подготовляя в веках создание общечеловеческого единства. На таком пути эти города - символы являются вехами, отмечающими этапы пройденного пути. Петербург, по праву, может считаться таким городом - символом, воплотившим в себе идею Петра о новом городе. Тот новый образ, который был воплощен в Петербурге, стал эталоном развития для городов России, и не только её.

В архитектуре Петербурга переход к классицизму в определенной мере был уже подготовлен развитием самого барокко и более ранними предклассицистическими веяниями в виде так называемого «протестантского классицизма».

Рациональные классицистические веяния в архитектуре петровского Петербурга нашли созвучие с характером делового языка и реформированного в 1710 г. гражданского шрифта, получившего вместо сложной, орнаментальной вязи более строгие линии, ясное, архитектоническое начертание.

Планирование и строительство Петербурга - явление в сущности уникальное. С точки зрения здравого смысла трудно было найти место, более неприспособленное для жизни человека. В этом символ. Символ России, по воле своего властелина преодолевающей стихию. Построенный на зыбких, болотистых берегах Невы, Петербург не казался прочным, стабильным, а тем более вечным... этот сильный до вязкости ветер с моря, эта чёрная нагонная вода, со зловещим плеском пробиравшаяся во все уголки города, придавали мало оптимизма его жителям. Но именно это - искусственность города - возможность создать его заново, на пустом месте, вопреки природе, в соответствии со своими представлениями об идеальном городе и привлекали Петра. Петербург должен был стать для всей России образцом регулярности, разумности, правильно, то есть по определённым правилам, организованной жизни. Прямые линии улиц и проспектов, пересекающиеся под прямым углом, определённые указами типы домов для каждой категории жителей с фасадами на улицу, и указами же регламентированный цвет и высота домов, печных труб, потолков и проч. Наконец, одетые в европейское платье жители, вся жизнь которых - и общественная, и частная - подчинялась строгому распорядку. Кроме всего сказанного, следует отметить ещё ряд особенностей. С самого начала город замысливался не только как крепость и столица, но и как торговые ворота в Европу. В этом также было противопоставление новой России старой, где главным морским портом был Архангельск. Победа Града Святого Петра над городом Михаила Архангела могла толковаться символически.

Среди строительных мероприятий петровского времени выделяются три главных, а именно: 1) государство приняло на себя руководство работами по осушению почвы и по прокладке улиц и набережных; 2) государство заняло опорные пункты городского плана, из которых главным был центр Петербурга; 3) чтобы обуздать стихию застройки улиц и кварталов, частным застройщикам были предложены образцовые дома с обязательством строить дом не внутри участка, а по «красной линии» улицы, что также имело важное противопожарное значение.

Примерно в это же время выходили указы Петра о переходе к регулярной застройке, о широком применении посадки новых зеленых насаждений и сохранении старых, о строительстве том; о проведении осушительных работ, замощении и освещении улиц в ночные часы. Все это составило целый кодекс строительных правил, характерных уже для нового города, регулярного в своем существе. Отсюда становится очевидным, что петровская эпоха явилась переломным периодом в истории набережных и их укреплении, а в последующем и об их облицовке грани русского градостроительства.

Список литературы

1. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. – Л., 1989. – С.289-290

2. Анисимов Е.В. Линии жизни. // Петербургский мираж. – СПб., 1991. – С.8

3. Анисимов Е.В. Податная реформа Петра Первого. Введение подушной подати в России 1719- 1728 гг. – Л., 1982. – С.13

4. Анциферовы Н. и Т. Книга о городе. – Л., 1926. – С.3

5. Белинский В. Г. Письмо из Бородина от безрукого к безногому инвалиду. Соч., т. Ш, изд. 6, 1884. – С.261

6. Бенуа А. Мои воспоминания. – М., 1980. – С.29

7. Беспятых Ю.Н. Петербург Петра 1 в иностранных описаниях. – Л., 1991

8. Брикнер А.Г. История Петра Великого. – М., 2002. – С.595

9. Буганов В.И. Петр Великий и его время. – М., 1989. – С.185

10. Бунин А.В. История градостроительного искусства. – М., 1979. – Т.1.

11. Вдовин Г. От личного к личному. // Вопросы искусствознания. – 1993. – №4. – С.9

12. Ведомости времени Петра Великого, вып. 1, 1703-1707 г. с.82.// Сборник документов по истории СССР. 18 век. – М., 1973

13. Века А.В. История России с древнейших времен до наших дней. – Мн., 2004. – С.330

14. Виппер Б.Р. Архитектура русского барокко. – М., 1978.

15. Власюк В.Г. Архитектура «Петровского барокко». Эпоха. Стиль. Мастера. — СПб.: Белое и черное, 1996. – С.49-50

16. Водарский Я.Е. Петр I.// Вопросы истории. – 1993. – №6. – С.77

17. Генеральный регламент. 27 февраля 1720 года.// Законодательство Петра 1. – М., 1997. – С.99

18. Георгиева Т.О. Русская культура: история и современность. – М., 1973.

19. Герчук Ю. Шрифт русского классицизма // Декоративное искусство СССР. – М., 1969. – № 5

20. Город как социокультурное явление исторического процесса. – М., 1995. – С.11

21. Гримм Г.Г. Архитектор Воронихин. – Л., 1963

22. Духовный регламент.// Законодательство Петра 1. – М., 1997. – С.540

23. Евангулова О.С. Изобразительное искусство в России первой четверти XVIII века. – М., 1987

24. Его царского величества милостивейшее учреждение и Регламент или Устав Главного магистрата, по которому оной отправлять имеет. 16 января 1721 года.// Законодательство Петра 1. – М., 1997. – С.438

25. Ерошкин Н.П. Очерки истории государственных учреждений дореволюционной России. М., 1983. – С.68

26. Евсина Н. Архитектурная теория в России XVIII в. – М., 1975

27. Живов В.М. Язык и культура в России 18в. – М., 1996. – С.90-91

28. Журнал или Поденная записка. – Ч.I. – СПб., 1770. – С.69. // Павленко Н.И. Петр 1. – М., 2004

29. Журнал путешествия по Германии, Голландии и Италии в 1697-1699 гг. // Русская старина. СПб., 1879. №5-6. С.111

30. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России 9 - начала 20 вв. – М., 1991. – С.198

31. Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России в её политическом и гражданском отношениях. – М., 1991. – С.37

32. Карамзин Н.М. История государства Российского. – М., 2004. – С.999.

33. Ключевский В.О. О русской истории. – М., 1993. – С.442

34. Ключевский В.О. Письма. Дневники. Афоризмы и мысли об истории. – М., 1968. – С.338

35. Ковалевская Н.К. История русского искусства 18 в. – М.- Л., 1940.

36. Краснобаев Б.И.Очерки истории русской культуры 18 в. – М., 1972.

37. Краснобаев Б.И. Русская культура второй половины 17 - начала 19 века. – М., 1983. – С.32

38. Лихачев Д.С. Русская культура. – М., 2000.

39. Лотман Ю.М. Очерки по истории русской культуры. – М., 1982.

40. Лотман Ю.М. Успенский Б. А. Отзвуки концепции «Москва-третий Рим» в идеологии Петра Первого // Художественный язык средневековья. – М., 1982. – С.241

41. Миллер А. Иностранные живописцы и скульпторы в России. – М., 1925. – С.57

42. Милюков П. Очерки по истории русской культуры. – СПб., 1909. – Ч.1, 3. – С.217

43. Мурьянов М.Ф. Отражение символики Артуровского цикла в русской культуре XVIII века. - XVIII век. Сб. С.278-283

44. Нартов А.К. Достопамятные повествования и речи Петра Великого // Петр Великий. Воспоминания. Дневниковые записки. Анекдоты. Париж - Москва - Нью-Йорк, 1993. – С.280

45. Об учреждении губерний и о росписании к ним городов. Именной указ. 18 декабря 1708 года.// Законодательство Петра 1. – М., 1997. – С.424

46. Об учреждении Правительствующего Сената. Именной указ. 22 февраля 1711 года.// Законодательство Петра 1. – М., 1997. – С.72

47. О коллегиях. Именной указ. 12 декабря 1718 года.// Законодательство Петра 1. – М, 1997. – С.98

48. О наследии имений. Именной указ. 23 марта 1714 года.// Законодательство Петра 1. – М., 1997. – С.698

49. Павленко Н.И. Петр I. – М., 2004. – С.390

50. Павленко Н.И.Петр Великий. – М., 1990; Петр 1. – М., 2004

51. Памятники архитектуры Ленинграда. — Л., 1969. – С. 55-59

52. Перцик Е.Н. География городов. (Геоурбанистика). – М., 1991.

53. Петров А. Н. Палаты Кикина // Архитектурное наследство. – Л.; М., 1953

54. Платонов С.Ф. Его заслуги - дело вечности.//Слово. – 1997. – №5-6. – С.20

55. Похождение в Мальтийский остров боярина Бориса Петровича Шереметева. - Памятники дипломатических сношений Древней России с державами иностранными. Т.X. СПб., 1871. С.1661-1662

56. Путешествие стольника П.А.Толстого. - Русский архив. – М., 1888. – Кн.I. – С.162

57. Путешествие стольника П.А.Толстого.- Русский архив. – М.,1888. – Кн.2. – С.30

58. Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. 10 кл. – М.: ВЛАДОС, 2002

59. Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. 10 кл. – М.: ВЛАДОС, 2002

60. Рапацкая Л.А. Русская художественная культура. 10 кл. – М.: ВЛДАОС, 2001

61. Рапацкая Л.А. Русская художественная культура. 11 кл. – М.: ВЛАДОС, 2005

62. Розенблюм Е.А. Художник и дизайн. – М., 1974. – С.69-70

63. Русский дипломат во Франции. – Л., 1972. – С.243.

64. Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. / Ред. коллегия: Л.Н Белова, Г.Н. Булдаков и др. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1992. С. 485—487