Смекни!
smekni.com

Шпаргалка по Культорологии (стр. 16 из 27)

40.Антропосоциогенез.Проблема происхождения чела стала акт.в естествознании 19в. объяснить происхождение чела чисто биоло­г.причинами не удавалось.Согласно Дарвину, происхождение чела является необход.звеном естественной эволюции жизни на Земле.Но вывести происхождение чела из биологичес­кой эволюции прапредков чела не удалось.Не удавалось объяснить,как возникают соц.орга­низации,индивид.различия,сама культура.Решающий шаг был сделан Марксом и Энгельсом,под­черкнули знач-е материального пр-ва.Все известные ранее трактовки чела-как сущ-ва разумного,морального,как полит.жи­вотного и т.д.-м.б.выведены из материально-практ.дей-я.Чел и общ-во возникли одновременно.Биолог.организация сменялась социальной. Становление чела(антропогенез)и становление общ-ва(социогенез)составля­ют 2 стороны единого процесса-антропосоциогенеза,про­должавшегося 3-4 млн.лет.Важную роль в прояснении общего смысла антропосоциоге­неза сыграла"трудовая"гипотеза Энгельса-"труд создал че­ла".Труд.дея-сть во многом обусловливала нап­равленность жизн.процессов и способствовала естествен­ному отбору.Под влиянием труда сформировались специфи­ческие качества чела:созн-е,язык,творч.способ­ности.Идеи Энгельса были поддержаны ф-фами,археологами.Вместе с тем гипотеза Ф.Эн­гельса не лишена недостатков,поск-ку и сам труд должен был сформироваться,он не был одним и тем же.Не вполне по­нятно и то, как, при каких усл-ях прапредки людей были вынуждены трудиться.Необходимо более полно учитывать противоречивое влияние орудий труда,ведь они могли использоваться и в агрессивных целях и,значит,тормозить развитие чела.Наряду с орудийной дея-стью боль.роль играли одомашнение животных,игра и др.проявления жизнедея-сти.Одним из осн.факторов очеловечивания были нрав­ств.отн-я.Запрет агрессивных дей-й по отн-ю к членам рода,забота каждого о пропитании своих близких-все это способствовало укреплению рода.Следует также прини­мать во внимание взаимообусловленность возникновения рода(филогенез)и истории индивид.развития(онтогенез).Онтогенез в сжатом виде повторяет филогенез,наиболее наг­лядно это проявляется в овладении ребенком речью и навыка­ми трудовой дея-сти.И здесь заложены,с одн.ст.,возможность косвенной проверки процесса антропогенеза на основе наблюдений за единичными актами индивид.формирования созн-я,а с др.ст.,возможность соз­нат.направления процессов воспитания и самовоспита­ния на основе позн-я процессов истор.развитияВ этом смысле практика ежедневно и ежечасно подтвержда­ет гл.положения концепции антропосоциогенеза,в чем-то существенно корректируя ее.Особенно большие трудности возникают при воспитании слепоглухонемых детей.Предоставленные самим себе или традиционным методам вос­питания,они вряд ли поднялись бы над уровнем животного состояния.Последовательная работа отечественных психологов и педагогов позволила ряду воспитанников не только при­обрести навыки устной и письменной речи,но и создать себе имя в ученом мире.Чел увился для самого себя не только наиболее интерес­ным,но и самым сложным объектом исследования.Этим объясняются настойчивые попытки ф-ов найти адекватные категории,способные воспроизвести эту сложность.По-видимому,адекватное раскрытие сущности чела воз­можно,если за основу сознательно принять сложность природы чела.Важным шагом в этом направлении является призна­ние противоречивой сущности чела,выражаемой поср-вом сопоставления категорий"природное-соц-ое".Соотн-е природного (биолог-го)и соц-ого(общ-ого)очень сложно.В науке сложились 2 крайние точки зрения: биологизаторство(натурализм),абсолютизи­рующее роль естеств.начал в челе,и социологизаторство,преувеличивающее роль соц.начала.Эти позиции в чистом виде редко встречаются,чаще можно стол­кнуться с преобладанием той или иной точки зрения.Биологизаторские концепции довольно разнообразны.Это социал-дарвинизм,к-ый распространяет дей-е з-ов естес­тв.отбора на общ-во,и фрейдизм,к-ый подчеркивает ведущую роль в псих.дея-сти чела бес­сознательного начала и оправдывающий врожденные кач-ва(напр.,агрессивность).Одной из наиболее распространен­ных концепций-позиция сторон­ников социобиологии,к-ая накопила об­ширный материал,свидетельствующий о том,что в живой при­роде сущ-ют разн.формы организации(иерархическая структура стада, передача опыта и др.).Один из ее основопо­ложников Уилсон склонен объявить все соц.и гуманитарные науки лишь специализированными разделами би­ологии,а поведение соц.сущ-ва предлагает объяс­нять,исходя только из генетической предопределенности. Представители социологизаторства,напротив,недооценива­ют или игнорируют разл.проявления жизнедея-сти чела.Они абсолютизируют знач-е соц.отн-ий и мира вещей, созданных челом("второй природы"),важность социолог.методов изучения чела.Возникнув как реакция на биологизаторство(натурализм),социологизаторство обращало внимание на качеств.специфику чела как соц.сущ-ва,представляя историю его формирования слишком краткой или высказывая прогнозы дальнейшего развития на ином,"внеприродном", субстрате.В числе при­верженцев социологизаторства ряд ф-фов и социологов,сто­ящих на позициях структурализма,трактующих личность как"актера",исполняющего обычно неск-ко соц.ролей.Итак,обе концепции чела-биологизаторская и социологизаторская-односторонне подходят к предмету своего изу­чения.1ая концепция в своих крайних выражениях,в сущ­ности,низводит чела до уровня животных,вторая-превра­щает его в абстрактную социолог.схему.Прежде всего следует уточнить суть оппозиции"природное-соц-ое". Дей-но,чел-животное,принадлежащее к семейству позвоночных,клас­су млекопитающих,отряду приматов,но это особое сущ-во,входящее в разл.общ.системы,вне к-ых он лишен возможности самостоятельно сущ-ть.Осо­бенности чела как соц.существа связаны прежде всего с созн-ем.Он способен взглянуть на себя"со стороны",сознательно перестроить усл-я своего существования в соот­ветствии с потребностями. Здесь коренится и принципиальная незавершенность чела как вида,и эта незавершенность прео­долевается как соц.организацией людей,так и продол­жающимся самоформированием чела.Эта цельность –ед-во биолог.и соц.начал в челе-выражается особой категорией-"биосо­циальное сущ-во",в к-ой синтезированы поиски разл.мыслителей прошлого:"чел есть полит.живот­ное" (Аристотель),"чел есть животное,изготовляющее орудия" (Б.Франклин) и т.д.

41.Индивид, личноcть, индивидyaльноcть.Индивид (от лат.неделимое),первоначально-лат.Перевод греч.понятия 'атом'(впервые у Цицерона),в дальнейшем- обозначение единичного в отличие от совокупности, массы;отд. живое существо, особь,отд.чел-в отличие от коллектива,социальной группы,общ-ва в целом.

Индивидуальность - неповторимое своеобразие к.-л. явления, отд. существа, человека. В самом общем плане И. в качестве особенного, характеризующего данную единичность в ее качеств. отличиях, противопоставляется типичному как общему, присущему всем элементам данного класса или значительной части их.

Личность - общежитейский и науч. термин, обозначающий: 1) человеч. индивида как субъекта отношений и сознат. деятельности (лицо, в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.

Человека ф. понимает как целостность. Сущность ч. связана с обществ. словиями его функционирования и развития, с деят-тью, в ходе к-рой он оказывается и предпосылкой и продуктом истории.

Ч. - совокупность всех обществ. отношений.

1) Идеалистич. и религиозно-мистич. понимание ч.

2) натуралистич. (биологич.) понимание ч.

3) сущностное понимание ч.

4) целостное понимание ч.

Развитая индивидуальность->многообразие соц. качеств.

Индивидуальность не только обладает различными способностями, но еще и представляет некую их целостность.

Если понятие индивидуальности подводит деятельность человека под меру своеобразия и неповторимости, многосторонности и грамоничности, естественности и непринужденности, то понятие личности поддерживает в ней сознательно-волевое начало. Человек как индивидуальность выражает себя в продуктивных действиях, и поступки его интересуют нас лишь в той мере, в какой они получают органичное предметное воплощение. О личности можно сказать обратное: в ней интересны именно поступки.

Жизнеспособность человека покоится на воле к жизни и предполагает постоянное личностное усилие. Простейшей, исходной формой этого усилия является подчинение общественным нравственным запретам, зрелой и развитой - работа по определнию смысла жизни.

42.Проблема жизни и смерти.Аспекты проблемы смерти:1.Как определить,что данный чел уже умер?2.М.б. имеет смысл определить,что этому челу уже пора умереть?3.Непримеримость чел.созн-я,гордого чел.духа с фактом своей физ.смерти.Ситуация глобального цивилизационного кризиса,к-ый может привести к гибели всего чел-ва:цена чел.жизни возросла,а ценность упала. Сейчас осозн-е своей смертности вызывает сильнейшие эмоцион.потрясения у людей.Шкала ценностей:

1.шкала биологическая–феномен самопорождения жизни, ее саморазвитие.Право на жизнь для любого живого сущ-ва в силу его рождения.2.Акцентирует внимание на специфику чел.жизни.Чел.жизнь отличается от жизни всего другого.Жизнь и смерть не связаны с чел.разумом,с оценками его совр-ами и потомками.3.Идея обретения бессмертия.Волнует всех зрелых людей. Различные категории людей определяют бессмертие по-разному: