Смекни!
smekni.com

Шпаргалка по Культорологии (стр. 4 из 27)

10.В нач.17в.в Европе зародилось Просвещ-е-идейное тече-ние,связанное с борьбой народных масс и молодой буржуазии против феодализма.Из предшествующих эпох П-ем была унаследована фундаментальная идея европ. мыслителей-идея переустройства жизни на разумных началах.Это переустройство понимается как рез-т распространения в общ-ве полож.,практ.полезных зн-й.Особое внимание уделялось правителям.т.к.просвещен-ные монархи европы должны были внедрить принципы разума в повседневную жизнь своих гос-в.Поск-ку же нов. зн-я противоречили христ.вероучению,то свою гл.задачу просветители видели в борьбе с религ.догматами,прини-маемые на веру,без опытного-рационального обоснова-ния.Особенно сильно заявило о себе во Фр.Наиб.яркая фигура-Вольтер.Творчески восприняв учения Локка и Ньютона,В.пришел к пониманию ф-и как действенного орудия разума в борьбе против неразумного,отжившего свой век общ-ва.Все тв-во проникнуто антицерк.настрое-ниями.Сила В.как ф-фа-в уничтожающей критике всей прежней метафизики.Руссо-один из наиб.влият.идеологов Пр-я.1-ый,кто указал на противореч.хар-р обществ.прог-ресса.в трактате«Об общ.договоре»ф-ф разраб-л концепцию такой орган-ии общ-ва,к-ая предполагала бы свободное вступление его членов в договорные отн-я,ра-венство всех лиц и признание ими осн.з-ов.Обосновал право народа на восстание против деспотической власти.Родина не может сущ-ть без свободы,свобода-без добродетели,добродетель-без граждан.«у вас будет всё если вы воспитаете граждан,без этого у вас все,начиная с правителей гос-ва,будут лишь жалкими рабами».Монте-скье в работе «О духе з-ов»предложил нов.взгляд на сущ-ть общ-ва.Гл.идея-идея сопряжения з-ов и естеств.сре-ды.Пытался объяснить принципы развития общ-ва естеств.образом.Однако,утверждая,что природная среда имеет опред-ее влияние на развитие общ-ва,он переоце-нил это влияние.Тенденция объяснить уст-во общ-ва естеств.путём сыграло боль.роль во фр.бурж.предрево-люц.мышлении.

11.Видным пред-лем анг.эмпирической традиции был Локк.Заслуга:развернутая критика декартовой т-и врож-денных идей и в разработке материалистической гносео-логии.«Опыт о чел.разумении"-огромное воздей-е на раз-витие фил.мысли и естествозн-я.Идеи и понятия- возникают в пр-ссе взаимодей-я чела и вн.мира.Ребенок рождается без всяких идей.Его душа подобна"чистой доске",на к-ой лишь с теч-ем времени под воздей-ем предметов вн.мира появляются разл.узоры.Все люди рож-даются с один.способностями к дух.развитию.В зависи-мости от конкр.усл-й у них возникают те или иные пол.и религ.идеи,понятия о добре и зле,о прекрасном и безо-бразном.Все идеи и представления чел черпает из внеш.и внут.опытов.Под внеш.опытом ф-ф понимал воздей-е на чела предметов объект.мира,к-ые вызывают у него соот-ветствующие ощущения и восприятия, являющиеся 1ой и осн.ступенью позн-я.Органы чувств доставляют простые идеи,к-ые не разлагаются,—напр.,идеи цвета, мышления. Мышл.комбинирует,обраб-ет эти простые идеи и создает сложные понятия о телах и явлениях-напр., красота, войско.Выделял внут.(рефлексию)опыт,к-ый дает челу зн-я о состоянии его души и собственных переживаниях. Док-л:чел может доверять своим чув-ам.Разработал уч-е о первичных и вторичных кач-ах.Вещи отличаются друг от друга величиной,фигурой,покоем.Эти кач-ва-перви-чные, присущие самим вещам.А кач-ва как запах, вкус,звук, образующиеся в созн-и на основе разл.сочетаний первичных кач-в-вторичные,зависящие от восприятия их органами чувств.Соц.-пол.пр-сс-развитие чел-ва от есте-ств.состояния до гражд.общ-ва и самоуправления.В естеств.состоянии люди свободны,равны,поступают по "естеств.праву".При переходе от естест.состояния к общ.решающее зн-е имеет собственность.Каждый чел является собственником своей жизни,своего труда и того,что необходимо для труда.Чел адресует гос-ву часть своих прав с тем,чтобы оно обеспечило неприкосно-венность собственности, гаран-тирующую индив.свободу. Если же гос-во не соблюдает правила"общ.договора",оно становится незаконным,что дает право челу на сопротивление.Материализм:Ламетри,Гольбаха,Дидро,Гельвеция.В центре-чел,его интересы и стремления,к-ый рас-см-ся ими как часть природы.От природы все люди равны-одинаково стремятся к выгоде и личному благосостоянию,рождаются не добрыми не злыми.в зависимости от среды,в к-ой живут,развиваются хор.или плохие инстинкты.Боролись за коренное изменение общ.отн-й.Единств.источником зн-й чела о внеш.мире считали ощущения.Титаническим делом фр.матер-ов стало создание «Энциклопедии»,в к-ой с просветительс-ких позиций была дана оценка всего того,что было достигнуто чел-ом в области ремесел,искусств и наук. Дидро,Ламетри,Гольбах были воинствующими атеистами. Религия-рез-т невежества.Понимали,что церковь является серьезным препятствием на пути преобразования общ-ва,развития науки и культуры.Решительно выступая против засилия клерикализма,призывали к позн-ю вечной,бесмертной пророды,без зн-я з-нов к-ой чел не м.б.счастливым.Фр.материализм 18в.оказал огр.влияние на общ.-пол.жизнь того времени .Идеологи Фр.революции широко использовали его идеи и мысл

№12.Кант.Принцип историзма–осн.принцип идей.До 1770 г–докритический период его тв-ва.В 1770г.пишет докторскую диссертацию,получает место профессора, полностью посвящает себя ф-и.Лекции читал до 1797г.Образ жизни-целая наука,при этом удивительно оригинальная и по­учительная.Спать он ложился ровно в 9 вечера.Подъем в 5 утра.Обед только в кругу остроумных друзей,за обедом: немного сухого вина,свежевыловленная треска,шутливые рассказы,анекдоты, непременно шутки,смех..Родившись очень слабеньким и болезненным ребенком,благодаря мудрому образу жизни,прожил долгую и духовно удивит-но богатую жизнь.Не только в ф-и,а и в конкретной науке Кант был глу­боким,проницательным мыслителем.Разработанная им гипотеза происхождения Солн.системы из гигантской газовой туман­ности до сих пор является одной из фундаментальных науч.идей астрономии.Высказал идею, что причина отливов и приливов–влияние Луны.Кроме того, он выдвинул идею распределения живот­ных по порядку их возможного происхождения,а также идею есте­ственного происхождения чел.рас.Фил.воззрения Канта существенно менялись по мере его дух.развития.Если до нач.80-хгг.18в. его инте­ресовали гл.образом естественно-науч.??,то потом его дух погружается в так называемые метафизические,т.е. общефил.,проблемы бытия,позн-я,чела,нравст­венности, гос-ва и права,эстетики,т.е.всей системы ф-ии.(«Чел,этика и право–вот альфа и омега всего фил.учения великого мыслителя»).С 1770г.–критический период его тв-ва.До Канта в теории позн-я господствовало представление,что структура и зн-е определяются объектом позн-я.Кант говорил обратное:структуру позн-я определяет субъект позн-я.Для док-ва нужны след.понятия:феномен,ноумен, вещь в себе.Феномен–явление,т.е.чувственное восприятие вещи,как она является нам(в повседневной жизни имеем дело с феноменами).Ноумен–постигаемая сущность явления, проникновение нашего мышления вглубь предмета–промежуточная стадия м/д феноменом и вещью в себе. Имея дело с феноменом,мы постигаем ноумен,но никогда не познаем вещь в себе.Чтобы ориентироваться в мире феноменов,мы используем априорные формы рассудка,к-ые живут в нашем созн-и,но к-ых нет в реальной жизни (мери-дианы есть на карте,но их нет на самом деле).Несоответ-ствие феномена и вещи в себе–основание для скандала в ф-и:мы знаем,что мир сущ-ет,но док-ть это логически не сможем.Мы будем работать не с предметами,а с их феноменами.Кант:«Разум имеет дело с феноменами, способен немного проникнуть с помощью ноумена вглубь вещи, но познать вещь в себе невозможно», следовательно, этот мир непознаваем.Разум может себя чувствовать спокойно и уверенно в мире феноменов,а вне него–трансцендентально–там уже господствует вера.Априорные формы рассудка в нашем созн-и уже есть.Мы окружены феноменами.Чтобы разобраться с потоком феноменов, мы должны их упорядочить.Это упорядочение не имеет ничего общего с содержанием того объективного мира,к-ый является источником феноменов.Понятия пространства и времени помогают расположить феномены рядом, установить причинно–следственные связи,но в мире нет понятия пространства и времени,они есть только в нашей голове.Кант опровергает существование врожденных идей(а как же быть с понятием пространства и времени–это априорные формы рассудка).Вывод:Кант воздвигнул непроходимую границу м/д субъектом и объектом,если под объектом мы понимаем не феномен,а его сущность.

Субъект всегда будет внешним по отношению к объекту. Поэтому вещь в себе не может быть познана. Априорные формы рассудка субъективны. Как же можно передать знания от одного человека к другому? Априорные формы идентичны(трансцендентальный идеализм).

13.Окруж.нас мир многообразен,прекрасен.Он состоит из отд.явлений.Что с ним происходит?На эти и др.??призвана ответить диалектика.Д.греч.«вести беседу».В совр.понимании,д.-т-я и метод позн-я дей-ти,учение о наиболее общ.з-ах развития природы, общ-ва,мышления.Элементы ф-и соде-ржались уже в учениях др.ф-ах.3формы:1.стихийная д.древних. 2.идеалистическая д.нем.класс.ф-и.3.материалисти-ческая д.марксизма.(2)Существенное знач-е для развития д.имеют фил.работы-Гегель,-Кант,-Шеленг.Высшей ступени развития достигла в ф-и Гегеля.Г.-выдающийся пред-ль нем.класс.идеализма.Его осн. труды:"Феноменология духа","Наука логики","Лекции по истории ф-и","Лекции по ф-и истории".Ф-ей Гегеля завершается нем.класс.идеализм.Заслуга:он впервые представил весь при-родный,истор.и дух.мир в виде процесса,т.е.в беспрерывном движении,изменении,развитии,и сделал попытку раскрыть внутр.связь этого движения и развития.Его истор.заслуга состояла в том,что он ее поставил.Д.Г.-опред.взгляд на мир.-метод подхода к дей-сти,метод её позн-я.Д. составляет то раци-ональное зерно в ф-и Гегеля,к-ое послужило исходным пунктом раз-работки ф-и марксизма.Осн.черты:признание взаимосвязи, движения, развития явлений;противоречия как источника движения,развития; превращения колич-ых изменений в качеств-ые;признание зависимости метода от самого исследуемого предмета;рассм-е истины как процесса;признание преемственности в развитии.Он разработал и сформировал осн.з-ны диалектики.Но д.Гегеля не была диалектикой объективной дей-сти.Её з-ны и категории ф-ф выводил не из природы и чел.истории,а умозрительно,навязывая их природе и общ-ву в качестве з-нов чистого мышления.Именно поэтому Гегеглем нередко высказывались абсурдные мысли,напр.,о развитии природы в пространстве,а не во времени или о завершении исторического движения позн-я его фил.системой.Т.к.д.Гегеля разрабатывалась на идеалистической основе,то она не м.б.до конца последовательной.это была д.идей,а не вещей.В диалектике идей,он лишь угадал диалектику вещей и не более.Он игнорировал революц.роль отрицания,его неразрывную связь с борьбой противоположно­стей,природа у него не развивается во времени,а лишь разнообразится в пространстве,сама его система ставит предел развитию мышления,хотя метод требует отказа от границ в развитии и т.д.Резко критиковали Гегеля за его мистику русск.революционеры-демократы 19в.-Герцен,Бе-линский,Чернышевский.Несмотря на это,в целом ф-я Гегеля послужила важней­шей предпосылкой возникновения марксизма."Гегель,— говорил Ле­нин, — гениально угадал диалектику вещей(явлений,мира,природы)в диалектике понятий".И далее:"Именно угадал, не больше".