Смекни!
smekni.com

Даная Тициана (стр. 3 из 8)

что опустился на колени (плащ резко сполз с его плеча), чтобы помочь: он

трогает повисшую руку Христа и, подняв голову, заглядывает в его лицо, или

хочет услышать его последние слова. Но поздно, Христос умер, и в ужасе от

свершившегося, вскочила на ноги и отчаянно закричала Магдалина. Она не

плачет, она повернулась в противоположную сторону - влево и туда выбросила

поднятую руку: она кричит, что Христос умер, она зовет всех. Но никого нет,

никто не спешит на зов. Около умершего - только три одинокие фигуры.

Тициан допустил неслыханную вольность: он отступил от евангельского

повествования в его коренном пункте и представил не оплакивание мертвого

тела, снятого с креста, но самую смерть Иисуса - не на кресте, а на руках у

матери, в данный момент, на глазах у зрителей. Это тем более дает повод

думать, что художник в этом произведении оплакал собственную близкую кончину.

Однако крайнее возбуждение Магдалины, ее горячий порыв, обращенный к людям, и

негодующие обличения людского рода, которыми разражается каменное изваяние

Моисея, неопровержимо свидетельствуют о несравненно более широком,

общественном, предостерегающем значении последнего творения Тициана. Это

поистине его духовное завещание.

И вот перед нами сам этот художник, овладевший стихией цвета, окончательно

преодолевший главенствующую роль очертаний и тем открывший новую страницу в

истории живописи. Художник, давший миру самое радостное, торжественно-

праздничное искусство, художник, которого не могли омрачить ни закат

гуманизма, ни дума о смерти даже в самые старческие годы. Величав, покоен и

строг он на последнем автопортрете. Мудрость, полная искушенность и сознание

своей творческой мощи дышат в этом гордом лице с орлиным носом, высоким лбом

и взглядом, одухотворенным и проницательным. Черты Тициана вылеплены из

пламенеющих тициановских красок, в контрасте с черным одеянием они выступают

на полотне как вечный памятник знаменосцу великого искусства, памятник,

созданный им самим во славу этого искусства.

О его личной жизни известно мало, говорят, что он был скуп и специально

увеличивал свой возраст, чтобы добиться у покровителей сочувствия (а

следовательно, и денег). Даже если это и так, его гениальные полотна, которые

он оставил человечеству, сто крат его извиняют за маленькие человеческие

слабости.

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО РЕМБРАНДТА

Рембрандт Гарменс ван Рейн родился 15 июля 1606 года в Лейдене — городе,

расположенном близ Гааги, на Рейне.

Отец Рембрандта был владельцем нескольких домов, садовых участков и мельницы.

Первоначально родители будущего художника предполагали дать своему сыну

гуманитарное образование. После семилетнего обучения в латинской школе, в

1620 году он был записан в Лейденский университет—один из старейших

университетов в Европе, основанный еще в 1575 году. Но Рембрандт пробыл там

недолго. Пробудившаяся склонность к искусству привела его в мастерскую

местного художника Якоба ван Сваненбурга, где он в течение трех лет учился

живописи. Затем следует полугодовое обучение в Амстердаме у известного

живописца Питера Ластмана.

Вернувшись в Лейден около 1625 года, Рембрандт начинает свой самостоятельный

творческий путь. Так называемый лейденский период творчества мастера

продолжается до 1631 года. Уже в это время Рембрандт становится одним из

популярнейших живописцев родного города; его мастерская привлекает учеников.

Голландский поэт Константин Гюйгенс посвящает хвалебные строки в своей

автобиографии лейденским художникам — Рембрандту и Ливенсу.

К числу лучших произведений лейденского периода принадлежит картина «Христос

и ученики в Эммаусе», написанная Рембрандтом около 1629 года и находящаяся

ныне в парижском частном собрании. Она создана по мотивам известной

евангельской легенды, повествующей об одном из чудес воскресшего после смерти

Христа.

Популярность молодого Рембрандта быстро растет, и уже в начале 30-х годов

сограждане начинают заказывать ему свои портреты.

В числе первых был написали «Портрет ученого» (1631 год, Эрмитаж). Перед

зрителем—голландский интеллигент того поколения, которое еще всеми корнями

связано с народом. Простое, открытое, несколько грубоватое лицо, жесткие

мясистые руки выдают его плебейское происхождение.

Стремясь максимально приблизиться к жизни, Рембрандт показывает человека не

изолированно, а в его бытовой обстановке. Поэтому ученый изображен за рабочим

столом, с пером в руке, в момент работы над рукописью, когда и застает его

как бы входящий в комнату зритель. Портретируемый отрывается от рукописи,

поворачивает лицо к вошедшему, обращается к нему с какими-то словами.

В конце 1631 года Рембрандт переезжает в Амстердам — главный город Голландии.

Как предполагают, причиной его переезда был крупный заказ гильдии

амстердамских врачей на групповой портрет, получивший название «Урок анатомии

доктора Тульпа».

Творчество Рембрандта 30-х годов протекает под знаком опорного труда и

постепенного становления. Достигнутые успехи вселяют в него уверенность и

служат стимулом для дальнейших напряженных поисков. Он неустанно вбирает

разнообразные впечатления окружающей жизни, глубоко осмысляет их,

перевоплощает в своем искусстве.

В луврском автопортрете 1634 года за нарядной артистической внешностью

молодого Рембрандта ясно улавливается его волевая натура. Чуть сдвинутые

брови, сжатые губы, умный и твердый взгляд — все говорит о привычной

внутренней собранности. Вместе с тем образ не лишен оттенка неустойчивости и

беспокойства. Изображение чуть сместилось в сторону от основной

композиционной оси, подвижна светотень, да и само выражение лица выдает

душевную взволнованность человека. Таков Рембрандт периода «бури и натиска»,

как часто называют этап 30-х годов в его творчестве.

Дух оптимизма, рожденный эпохой буржуазного развития Голландии, не был чужд и

Рембрандту. Оптимистическому настроению художника в этот период не могли не

способствовать его личные удачи. 1632—1642 годы—счастливое десятилетие в его

жизни. Женитьба на богатой невесте Саскии (к которой мы вернемся позже в

разговоре о «Данае»), многочисленные заказы превращают его в одного из

состоятельных людей Амстердама. Он покупает прекрасный дом, щедро тратит свои

богатства на покупку нидерландских гравюр, картин художников Возрождения,

персидских миниатюр, экзотических одежд и тканей, которые с далекого Востока

привозят в приморский Амстердам.

Войдя в жизнь Рембрандта, обаятельная Саския входит и в его искусство.

Влюбленно следует за ней глаз художника. Одна за другой появляются из-под его

руки много-численные зарисовки.. То он изображает ее принаряжающейся перед

зеркалом, то больной, ожидающей рождения ребенка, то счастливой матерью с

сыном на руках. Несколько портретов своей возлюбленной создает Рембрандт в

офорте и живописи.

Непринужденностью, человеческой теплотой подкупает дрезденский портрет Саскии

1633 года. Грациозно наклонив головку, она поворачивает к нам свое лицо.

Лукаво щурятся глаза, ласковая мимолетная улыбка появляется на устах. Вот в

эту минуту, капризной, нежной, кокетливой и показал ее Рембрандт.

В середине 30-х годов Рембрандт пишет известный автопортрет с Саскией на

коленях.

Если ранние исторические картины Рембрандта проникнуты духом барокко, то с

средины 30-х годов произведения художника в историческом жанре начинают

приобретать иной характер. Сквозь внешнюю патетику вое более пробиваются

подлинные человеческие страсти, все чаще театральная драма, «ужасное» событие

сменяется подлинной драмой жизни.

Эти новые черты отчетливо выступают в эрмитажной картине «Снятие с креста»,

написанной в 1634 году.

Сороковыми годами начинается новый этап рембрандтовского творчества. Он все

более замыкается в кругу библейско-евангельских тем, провозглашая свои

этические идеалы, веруя в то, что благородство и разум людей помогут им

победить трудности жизни. Первоосновой рембрандтовского гуманизма зачастую

служит нравственная чистота людей из народа, красивая простота их

взаимоотношений.

На протяжении 40-х годов Рембрандт несколько раз обращается к теме святого

семейства. Одно из лучших решений этой темы — эрмитажная картина «Святое

семейство», созданная художником в 1645 году.

В 1662 году Рембрандт выполняет последний заказ на большой групповой портрет.

Он изображает старшин амстердамского цеха суконщиков, выступающих с докладом

перед собранием цеха. Портрет вошел в историю искусства под названием

«Синдики».

В последние годы жизни Рембрандта трагически складыается его личная судьба.

Усугубляется конфликт художника с бюргерским обществом. Почти не имея

заказов, в середине 50-х годов он терпит банкротство. В 1658 году были

проданы с аукциона дом Рембрандта и его богатейшая художественная коллекция;

в 1662 году умерла Хендрикье Стоффельс, а шесть лет спустя неожиданно

скончался Титус.

И, однако, на склоне лет художник достигает вершины своих творческих

возможностей. В последнее десятилетие он создает свои лучшие исторические

картины. Исторические образы Рембрандта 60-х годов отличаются особой

драматической силой и философской глубиной. Конфликт между добром и злом в

человеческом обществе, который всегда являлся лейтмотивом исторического жанра

Рембрандта, выступает в картинах этих яет во всем трагизме. Положительные

герои, олицетворяющие возвышенное, благородное человеческое начало,

сталкиваются в этих картинах с носителями враждебного, злого, или с людьми,

совершившими трагическую, непоправимую ошибку.