Смекни!
smekni.com

Даная Тициана (стр. 4 из 8)

В 1660 году Рембрандт создает известную картину «Ассур, Аман и Эсфирь»,

хранящуюся ныне в московском Музее изобразительных искусств.

Если в картинах, посвященных истории Амана, результатом конфликта является

непримиримое осуждение, как бы ни было тяжело оно для самих выносящих приговор,

то о гуманной прощении и о глубоком раскаянии человека, совершившего горькую

ошибку, повествует знаменитое произведение Рембрандта «Возвращение блудного

сына». Эта картина хранится â собрании ленинградского Государственного

Эрмитажа и справедливо считается гордостью эрмитажной коллекции. Произведение

написано Рембрандтом в год смерти. Забытый современниками, совсем одинокий, он

создает свое последнее гениальное творение.

«Возвращение блудного сына» — это как бы итог мудрых раздумий Рембрандта о

мире и людях. Его пессимистическое отношение к действительности в последние

годы жизни, с одной стороны, и ничем не сломленная вера в человека, в

нравственную высоту его — с другой, с равной силой звучат в последнем

произведении гениального художника.

Все они поражают виртуозностью исполнения, передачей цвета и фактуры тканей,

искрами камней и блеском золота.

Но со временем прослеживаются изменения в технике живописи. На закате лет он

почти не работает кистью. Рембрандт пишет без особой тщательности, что

вызывает упреки заказчиков. На замечания о небрежности исполнения он

отвечает: « Я не маляр, а художник.»

В полотнах часто появляется тревожный красный цвет и чувство усталости. В

октябре 1669 года Рембрандт ван Рейн скончался. Рембрандт прожил 64 года.

В последний путь его провожала только дочь Корнелия. В книге описи имущества

значились только 3 куртки, 10 колпаков и принадлежности для рисования. Эта

смерть осталась почти незамеченной его современниками. Только скромная запись

в церковной книге амстердамского собора Вестернкерк сообщает нам дату похорон

художника 8 октября 1669 года. Признание гениального мастера пришло лишь

несколько десятилетий спустя.

ТЕМА «ДАНАЯ» В ТВОРЧЕСТВЕ ХУДОЖНИКОВ

Каким образом мифологический образ Данаи обратил к себе внимание великих

художников и каков характер отпечатка, который Даная наложила на их

творчество?

Обратимся для начала к причинам использования мифологической формы в

художественном творчестве. Начиная с эпохи Возрождения сам миф в искусстве

выступает как форма художественной типизации жизненного материала. Образ

Данаи в этом смысле – собирательный образ, и ее ситуация – решающая ситуация

человеческой жизни, отобранная в процессе смены многих поколений и

пропущенная через их духовный и художественный опыт.

В чем же суть мифа о Данае? У Акрисия, царя аргосского, была дочь, красавица

Даная. Ему было предсказано, что внук лишит его престола. Поэтому он заключил

дочь в медную башню, куда никто из смертных не мог проникнуть. Зевс (в

римском варианте – Юпитер), увидав ее, проник к ней под видом золотого

дождя,следствием чего является рождение будущего героя Персея, которому

суждено будет убить чудовищную Медузу Горгону. Акрисий велел заколотить дочь

и ее младенца в ящик и бросить его в море. В ожидании смерти и в надежде на

чудесную милость Зевса Даная и произносит свой монолог в стихотворении

Симонида:.

Крепкозданный ковчег по мятежным валам ветер кидал,

Бушевала пучина.

В темном ковчеге лила, трепеща, Даная слезы.

Сына руками обвив, говорила: "Сын мой, бедный сын!

Сладко ты спишь, младенец невинный,

И не знаешь, что я терплю в медных заклепах

Тесного гроба, в могильной

Мгле беспросветной! Спишь и не слышишь, дитя, во сне,

Как воет ветер, как над нами хлещет влага,

Перекатывая грузными громадами валы, вторя громам; Ты ж над пурпурной тканью

Милое личико поднял и спишь, не зная страха.

Если б ужас мог ужаснуть тебя,

Нежным ушком внял бы ты шепоту уст родимых.

Спи, дитя! Дитятко, спи! Утихни, море!

Буйный вал, утомись, усни!

И пусть от тебя, о Зевс-отец, придет избавленье нам.

Преклонись! Если ж дерзка мольба,

Ради сына, вышний отец, помилуй мать!"

(Пер. Вяч. Иванова)

Эти чудесные, трепетные речи помогают уяснить нам «классический» характер

античной девы. Миф очень обаятельный и привлекал многих художников. Тициан

изобразил Юпитера, окруженного облаками и рассыпающего золото целыми

пригоршнями. Рядом с Данаей в первом варианте картины он поместил Амура (то

же самое сделали Корреджо, у которого Амур помогает Данае собирать золотой

дождь, и Аннибале Каррачи). Корреджо заменил традиционный золотой дождь

светящимся облаком, опускающимся на ложе Данаи. На фоне простынь и темных

драпировок выделяется прекрасное, "грациозное", осязательно живое тело юной

красавицы. У Рембрандта Юпитер воплощен в рассеянном, легком и сильном потоке

света, который купает Данаю в своих лучах. Вспомним также знаменитые полотна

Тинторетто, ван Дейка, оперу на этот же сюжет Р. Штрауса

Однако, если обратиться к особенностям творческого пути сначала Тициана,

затем Рембрандта, можно увидеть, насколько разный контекст окружает появление

на свет полотен, связанных единым сюжетом.

Тициан очень часто писал для своих богатых заказчиков картины с

изображением женских фигур, содержащих тонкие аллюзии на земную любовь. Такова

Флора из галереи Уффици, Венера Анадиомена, Венера Урбинская и др. Заметим, что

Тициана называли не только «королем живописцев», но и «живописцем королей».

Строго говоря, у Тициана несколько «Данай». Это произведение имело такой

успех, что художнику пришлось повторять ее несколько раз для различных

заказчиков. И сейчас в разных музеях мира имеются картины, в которых с

некоторыми изменениями трактуется один и тот же мифологический сюжет.

Наиболее популярны две «Данаи» - одна создана в 1544 году (Неаполь, музей

Каподимонте), вторая – в 1553-1554 гг. (Мадрид, Прадо). По существу, «Даная»

1553 – 54 гг. есть вариант картины, выполненной десятью годами раньше. Первая

картина была выполнена для могущественного семейства Фарнезе. К этому

семейству принадлежал сам папа Павел III, и начиная с 1539 года Тициану

удается завязать отношения с этой семьей. Можно предположить, что первое

полотно «Даная» служит как бы материальным символом этого сближения,

чрезвычайно важного для Тициана и его карьеры.

Первая «Даная», работу над которой художник начал уже в Венеции и которая

предназначалась в подарок кардиналу Алессандро Фарнезе, несет на себе

отпечаток его чувственного натурализма и сочной колористики: она столь

соблазнительна, что кажется ханжой по сравнению с «Венерой Урбино» - замечает

монсеньор Джованни Делла Каза.

После создания этого полотна художник по приглашению кардинала Алессандро

Фарнезе, пообещавшего папский бенефиций для сына Тициана, художник решился

отправиться в Рим, что позволило ему увидеть произведения Рафаэля и

Микеланджело.

Вторая же картина была выполнена для еще более значительного

высокопоставленного заказчика, а именно для Габсбургов, то есть для

мадридского двора, Карла V и принца Филиппа. Следует помнить, что в том числе

и благодаря «Данае» Тициан становится любимым художником монарха, установив с

ним прекрасные «профессиональные» отношения, которые он поддерживал

впоследствии и с сыном Карла Филиппом и всем испанским двором на протяжении

сорока лет. От императора исходили многочисленные заказы и высокие почести: в

1533 году Тициан был удостоен рыцарского звания и титула графа и Кавалера

золотой шпоры, достигнув славы и общественного положения, недоступного другим

художникам.

Вместо амура на полотне появляется – что более соответствует тексту Овидия о

Данае – фигура старой кормилицы, собирающей в фартук золотые монеты, в

которые превратился Юпитер, чтобы овладеть молодой девушкой. Исчезает

собачка, «разделявшая ложе» с Данаей в первом варианте.

И первую, и вторую Данаю можно было бы назвать «мифологической поэзией» с

очевидным эротическим смыслом. Встреча Данаи с Юпитером происходит на фоне

теплого света заката, когда мягкие красочные тона как бы растворяются друг в

друге. Фигура обнаженной женщины несомненно вдохновлена скульптурами

Микеланджело – человека, похвалившего первую «Данаю» и вдохновившего

художника на вторую – Авророй и Ночью из капеллы Медичи. Но истинно

тициановским остается колорит картины, где краски словно мерцают от

пронизывающего ее света, подчеркивая накал чувств.

Обратимся к месту «Данаи» в творчестве Рембрандта. И здесь нам не обойтись

без пристального взгляда на его возлюбленную Саскию, которая послужила первой

моделью для «Данаи».

Знаменитый автор глубоких и скрупулезных исследований жизни и творчества

Рембрандта Гледис Шмитт по всей своей книге, посвященной своему кумиру,

рассыпал описания головокружительной любви художника к златокудрой красавице

Саскии – едва знакомой девушке, потом невесте, потом – жене:

«Когда он наклонился, подавая ей кружку, ему пришло в голову, что в его

власти положить конец всем этим бессмысленным уверткам – нужно только

поцеловать ее. Губы Саскии были полуоткрыты, молочно-белые зубы блестели,

тугое жемчужное ожерелье сдавливало мягкую, чуть порозовевшую шею, и

Рембрандта охватило такое неистовое желание, что кружка задрожала у него в

руках».

«В углу было сейчас темно, и, усаживая Саскию в позу, поднимая вверх ее головку,

укладывая на коленях теплые влажные руки, откидывая назад разметавшиеся кудри,

он все время слышал, как колотится его сердце. Затем с поистине царственной

гордостью, которую придали ему новоиспеченная слава и послушная улыбка девушки,