Смекни!
smekni.com

Пронзительная романтика 60х годов СССР. Отражение в кино и музыке (стр. 4 из 5)

Фильмы «Человек идет за солнцем» и «До свидания, мальчики!» можно сравнить с фильмом Андрея Тарковского «Иваново детство».

Так в фильме «Человек идет за солнце» можно увидеть, то детское слияние с миром, которое появляется во снах Ивана. Но наяву война разобьет его прекрасные сны, обнаружив существование такой человеческой жестокости, которая казалась невозможной детской душе. Вторжение войны меняет местами реальность бытия и призрачность сна, лишая защиты и устойчивости хрупкое детское сознание. В «Ивановом детстве» Андрей Тарковский показал ту страшную участь, которую уготовила война человеческой душе, навеки разъединив ее с заветной реальностью детства. Ту же саму угрозу выразила картина «До свидания, мальчики» Михаила Калика, которая, вместе с тем, открыла путь преодоления страшного влияния войны.

Любить (1968–1990)

Фильм «Любить» не похож на другие картины того времени. Он скорее относится к современному кино. По своей структуре и идее он напомнил мне фильм реальная любовь.

Лента со сложной кинодраматургией и композицией, где документальные кадры, беседы и интервью чередуются в особом ритме с игровыми новеллами. Очень важны для стилистики фильма эпиграфы из Библии, вынесенные в титры. Вопрос «Что значит – любить?» вырастает в один из самых важных вопросов бытия. На него пытаются ответить и безымянные прохожие, у которых берут интервью создатели фильма, и священник А.Мень, чьи размышления перед кинокамерой складываются в своеобразный философский монолог. Роли в четырех игровых новеллах по произведениям современных писателей великолепно сыграли актеры Л.Круглый, А.Фрейндлих, С.Гурзо-младший, С.Светличная.

Это скорее документальный фильм, отлично иллюстрирующий настроение того времени.

Лариса Шепитько(1938-79)

Лариса Шепитько родилась 6 января 1938, в Артемовске, на Украине. Погибла в автомобильной катастрофе — 2 июля 1979, в Калининградской области.

Отец Ларисы был персом по национальности, служил офицером, мать работала в школе учительницей. Их брак продержался недолго, и вскоре они развелись. Пришлось матери одной поднимать на ноги троих детей ( в семье было две девочки и мальчик). Лариса Шепитько не простила отцу этого развода и никогда больше с ним не встречалась. Среднюю школу она закончила во Львове, после чего решила ехать в Москву, поступать во ВГИК.

На режиссерский факультет ВГИКа Лариса Шепитько поступила с первого же захода летом 1955 года. Так как она была иногородней, ей выделили место в общежитии. Причем не в простом, в районе Лосиного острова, а в элитном, принадлежавшем Высшей партийной школе. После этого среди студентов ВГИКа упорно ходили слухи, что Лариса Шепитько состоит в родстве с кем-то из высоких персон. Но с кем именно, так никто и не узнал». В 1963 Лариса Шепитько окончила режиссерский факультет ВГИКа (мастерская А. П. Довженко). Диплом защитила полнометражной картиной «Зной» (1962), в которой проявилось мастерство зрелого, уверенного в себе профессионала, а, главное, прозвучала тема нравственного максимализма, свойственного не только всем героям Шепитько, но и ей самой. С 1964 Л. Шепитько стала режиссером «Мосфильма», где сняла все фильмы. Лента «Крылья» (1966) рассказывала о судьбе летчицы, чья молодость, счастье и любовь пришлись на годы войны. Фильм внятно и сурово повествовал о драме человека, не умевшего и не желавшего меняться, приспосабливаться ко времени. Летчица Петрухина, блистательно сыгранная Майей Григорьевной Булгаковой, стала открытием. Дерзко новаторским был взгляд на ветерана войны как на человека, обездоленного временем. Этот фильм принес Ларисе Шепитько известность, в кинематограф вошел бескомпромиссный и мужественый художник. Следующей работой режиссера должна была стать «Матера» по повести В. Г. Распутина «Прощание с Матерой», но режиссер Лариса Шепитько погибла на съемках картины, позднее завершенной ее мужем — режиссером Э. Г. Климовым; который назвал фильм «Прощание». В память о Ларисе Шепитько Климов снял короткометражный фильм «Лариса». Трагедия произошла 2 июля 1979 года на 187 км Ленинградского шоссе на "Волге" ударилась во встречный грузовик. Пассажиры погибли. Послушаем Элема Климова: «Лариса уезжала в Осташков на Селигер - снимать «Матеру»; попрощалась с друзьями, со знакомыми, а со мной - нет. Я, наверное, был единственный, с кем она не попрощалась. Она ждала, что мы с Антоном приедем к ней на машине. У нас есть друг, художник-фотограф Коля Гнисюк, он часто приезжал и ко мне и к ней в экспедиции - снимать. И Лариса ему сказала перед отъездом: «Коля, если ты через месяц не приедешь, ты меня не застанешь…» Последний фильм Ларисы Шепитько доснимал ее муж - Элем Климов. В прокат он вышел в 1982 году и назывался коротко - «Прощание».

«Крылья» 1966

Фильм удивительно лаконичный, прямой, совершенный. Как идеальная скульптура по Микеланджело — камень, у которого отрезали все лишнее.
Это история советской женщины, в прошлом летчицы, воевавшей во время Великой Отечественной. Ее яркая, наполненная горем, счастьем, преградами и их преодолением, одним словом, — смыслом — жизнь, осталась в прошлом — это военные будни, когда каждое чувство было максимально обострено, когда она твердо знала, за что стоит жить, за что и против кого бороться. Прошли годы, теперь она директор колледжа. Будучи простой, жизнерадостной, предприимчивой женщиной, она не всегда может найти общий язык с учащимися, со своей взрослой дочерью, живущей с мужчиной, что чуть ли не в два раза ее старше.
Наступает момент, когда у нее все перестает ладиться. И тогда она выходит в город, бродит по улочкам, погружается в воспоминания: ее трагическая любовь во время войны, полеты, чистое, бесконечное небо… По воле случая, она задается вопросом: может быть, она умерла тогда, в той беспощадной войне? А если и нет, то, может, стоило умереть вместе со своими товарищами? Уставшая от будничных дел, желая освободиться от зависимости к вещам, к городу, к этой земной жизни, она мечтает об одном — скорее бы вернуться в небо.

Это ее стремление символично. В полете, высоко в облаках, оставшись наедине с самой собой, она стремится очиститься, «прозреть», найти для себя те ориентиры, которые не видны с земли.
В фильме режиссер Лариса Шепитько использовала интересные операторские решения, отчего зритель проникается одиночеством главной героини, имеет возможность заглянуть в ее внутренний мир.

Для меня эти четыре фильма являются идеальной энциклопедией простой жизни советских людей 60х годов. Режиссерам удалось передать все палитру чувств, идей, переживаний. Тема жизни тесно переплетена с темой смерти, война напоминает о себе и вкрапляется черными мазками в оптимистичную, яркую гамму времени.

Не смотря на то что, что фильмы такие трогательные и нежные, они не приторные. Нет той неестественности и фальшивости, которая присуща современным фильмам про любовь. Это гениальные творения великих мастеров.

Музыка

Говоря о музыке 60х годов и особенно о киномузыке, сразу вспоминается одно яркое имя. Имя замечательного композитора Микаэла Таривердиева. Его мелодии известны каждому с детства. «Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен», «Ирония судьбы», «Семнадцать мгновений весны» и многие другие, стали популярны и благодаря звуковому наполнению Таривердиева.

В фильмах Михаила Калика используется музыка этого автора. И так она приходится как нигде лучше. Трогательные, звонкие, чувственные мотивы добираются до сердца каждого слушателя.

Таривердиев пришел в кинематограф рано и, казалось бы, случайно. Он неоднократно вспоминал и описал в своей книге появление в Институте имени Гнесиных ребят из ВГИКа, которые искали композитора для своей курсовой работы. Шла сессия, всем было некогда. Но жадный на новое Микаэл Таривердиев был такому предложению страшно рад. Так он стал автором музыки к своему первому фильму - «Человек за бортом». Режиссерами картины были Эльдар Шенгелая, Эдуард Абалов и Михаил Калик. Главную героиню играла Людмила Гурченко, тоже студентка ВГИКа, но уже знаменитая своей главной ролью в «Карнавальной ночи». Так завязались первые кинематографические связи. Так появился в жизни Микаэла Таривердиева Михаил Калик. Именно с ним рождается феномен его работы в кинематографе, именно с дуэта Калик-Таривердиев в картине «Человек идет за солнцем» начинается подлинная популярность и востребованность в профессии.

За первыми работами последовали другие. Кино было пересечением главных дорог и общений в искусстве. В кино хотели работать все - сюда стремились не только актеры, режиссеры, но и литераторы, художники. Да и вообще, чем было кино, тогда, в шестидесятые? Оно было больше, чем просто искусство. Кино было воплощением мечтаний и тех, кто стремился работать в кино, и тех, кто даже не помышлял об этом. Кино было всем. Кино было больше, чем жизнь. Это была особая жизнь. Более настоящая, более реальная.

В шестидесятые годы Микаэл написал свои первоначальные славные произведения, в том числе и сочинения, которые определили эти годы. Это музыка, определившая музыку тех лет. Она действительно производила то самое впечатление легкости, невесомости, то впечатление, которое осталось в памяти от тех самых лет. Это назвали оттепелью. Может быть с политической точки зрения это правильно. Но оттепель – это что-то слякотное, это какая-то грязюка, большое количество рытвин и ухабов. Но на самом деле у меня от этих лет осталось ощущение первых дней мая, когда летает в воздухе тополиный пух, когда что-то растет на деревьях, что листвой-то назвать нельзя, это какая-то дымка, зеленая невесомость в невесомых облачках. Это ощущение раннего мая в Москве. Такое ощущение от 60-х годов сильно, ярко и ясно выражено в его музыке. Эту музыку любили, она беспрерывно звучала, вертелась на проигрывателях, которые обожали тогда выставлять на подоконники, устраивая соревнования. Микаэл это соревнование часто выигрывал. Огромное количество музыки Таривердиева звучало с таких вот проигрывателей.