Смекни!
smekni.com

Культура Доколумбовой Америки (стр. 2 из 4)

Ах кины хранили высокоразвитую науку майя – прапрадедовские астрономические знания о движении звезд, Солнца, Луны, Венеры и Марса. Они могли предсказать солнечные и лунные затмения. Поэтому власть жрецов над коллективными верованиями считалась абсолютной и высшей, оттесняя порою даже власть наследственной знати.

В основании социальной пирамиды располагались массы общинников. Они жили вдали от городских центров, в небольших поселениях, сеяли маис для содержания своих семей и знати. Именно они создали церемониальные центры, пирамиды с храмами, дворцы, стадионы для игры в мяч, мощеные дороги и прочие сооружения. Они добывали огромные каменные глыбы для возведения тех памятников, которые поражают археологов и восхищают туристов. Они были резчиками по дереву, скульпторами, носильщиками, выполнявшими функции не существовавших в Месоамерике вьючных животных. Кроме выполнения подобных работ народ выплачивал дань хавач-винику, подносил подарки местным ахавам, жертвовал богом маис, фасоль, какао, табак, хлопок, ткани, домашную птицу, соль, сущеную рыбу, кабанчиков, мед, воск, нефрит, кораллы и раковины.

Важную статью экономики составляли ремесло и торговля. Ремесло, очевидно, процветало – изготовлялись мячи для ритуальной игры, бумага для рисованных книг или кодексов, хлопковые коды и веревки, хенекеновые волокна и многое другое. Торговля составляла весьма важный сектор экономики. На территории нынешнего штата Табаско традиционно велась меновая торговля между более северными ацтеками и майя. Они обменивались солью, воском, медом, одеждой, хлопком, какао, украшениями из нефрита. В качестве “обменной монеты” выступали зерна какао и раковины. Города-государства соединялись между собой грунтовыми дорогами, тропами, но иногда и мощеными шоссе – вроде того, что протянулось на 100 км между Йашхуна (около Чичен-Ицы) и Коба на восточном побережье. Реки, безусловно, также служили путами сообщения, особенно для торговцев.

Во всей Мезоамерике не было народа, который достиг бы более значительных успехов в науках, чем это удалось майя – народу необычайных способностей. Высокий уровень цивилизации определяли в первую очередь астрономия и математика. В этой сфере они действительно оказались в доколумбовой Америке вне всякой конкуренции. Их достижения не сопоставимы ни с какими другими народами. Майя превзошли в данных науках даже своих современников-европейцев.

С VI или VII в. в соответствии с решениями ученого Собора в Шочикалько майя установили гражданский год в 365 дней. Посредством сложной системы календарной корреляции, названной позже дополнительной серией, они привели этот год в соответствие с действительной длительностью солнечного года, которая, по современным подсчетам, равна 365, 2422 дня. Этот счет оказался более точным, чем летосчисление с високосным годом, введенное согласно календарной реформе папы Григория XIII спустя 900 или даже 1000 лет, в последней четверти XVI в. Морли составил следующую таблицу:

Длительность года по современным данным – 365,2422 дня

Древний юлианский год – 365,2510 дня

Современный григорианский год – 365,2425 дня

Год майя – 365,2420 дня

Год майя состоял из 18 месяцев по 20 дней каждый. На языке майя периоды времени назывались: 20 дней – виналь; 18 виналей - тун; тун равнялся 360 кинам (дням). Для выравнивания солнечного года добавлялись 5 дней, называвшихся майеб, буквально: “неблагоприятные”. Считалось, что в эту пятидневку “умирает год”, и потому в эти последние дни древние майя ничего не делали, чтобы не навлечь на себя беду.

Все даты, сохранившиеся на стелах, монолитах, кодексах и в сделанных испанцами записях раннеколониального периода, имеют единую точку отсчета. Ее можно назвать “год Первый”, с которого начинается счет времени майя. По хронологии, он попадает на 3113 г. до н.э., или же, в соответствии с иной системой корреляции, на 3373 г. до н.э. Любопытно заметить, что эти даты близки к первому году еврейского календаря, который приходится на 3761 год до н.э. – год предполагаемого создания Библии.

Культура майя занимала огромное простран­ство — более 400 тыс. км 2 и охватывала нынешние мексикан­ские штаты Юкатан, Кампече, Кинтана-Роо, часть Табаско и Чья-паса, а также территории современной Гватемалы, Белиза и запад­ную часть Сальвадора и Гондураса. Этой культуре посвящены сле­дующие разделы работы.

Майя — группа индейских народов, родственных по языку. К ним относятся индейцы юкатеки, лакандоны, чоли, чонтали, чорти, чухи, цельта-ли, цоцили, тотики, хакальтеки, хаустеки, киче, пакоман, покомчи и др. Они живут в тропических лесах и горных долинах юго-восточной Мексики, Гватемалы, северного Гондураса и Британского Гондураса. Общая их численность — приблизительно 2,7 млн человек.

Собственно майя — индейцы юкатеки, ах-кех («охотник на оленей»), живущие на полуострове Юкатан, в Мексике, Гватемале. Их насчитывается около 600 тыс. человек. Из всех народов древней Америки майя (а также ацтеки и инки), пожалуй, наиболее известны.

Величественные развалины городов майя привлекали внимание путешественников 18—19 вв., которые видели, что развалины древнего города Чичен-Ица продолжали оставаться местом религиозного паломничества индейцев. В настоящее время известно 800 развалин древних городов майя.

В истории майя немало загадок. Причина культурного упадка майя – это еще одна тайна в истории майя. Необходимо заметить, что нечто подобное происходило по всей Месоамерике. Существует немало теорий, истолковывающих причины этого явления – землетрясения, климатические катаклизмы, эпидемии малярии и желтой лихорадки, иноземное завоевание, интеллектуальное и эстетическое истощение, военное ослабление, административная дезорганизация и т.д. Морли утверждал, что “основной причиной упадка и исчезновения Старой империи стал упадок системы земледелия”. Блом согласился с этим мнением, заявив, что “майя истощили свою землю, так как использовали примитивные методы ее обработки, вследствие чего население было вынуждено отправиться на поиски новых мест для выращивания своих урожаев”. Однако археологи А.В.Киддер и Э.Томпсон отбросили эту “земледельческую” версию. Более того Томпсон был готов допустить версию о “культурном угасании”, но совершенно отбрасывал мысль о том, что население могло оставить свои территории.

РЕЛИГИЯ И МИФОЛОГИЯ АЦТЕКОВ

ИХ УДИВИТЕЛЬНАЯ БОРЬБА ЗА ВЫЖИВАНИЕ

«МЫ СНОВА ПОВЕРНУЛИСЬ К БОЛЬШОЙ ПЛОЩАДИ И К СКОПЛЕНИЮ НАРОДА, СОБРАВШЕГОСЯ НА НЕЙ; ОДНИ ПРОДАВАЛИ, ДРУГИЕ ПОКУПАЛИ... МНОГИЕ ИЗ НАШИХ СОЛДАТ БЫВАЛИ В РАЗНЫХ КОНЦАХ СВЕТА, В КОНСТАНТИНОПОЛЕ, ВО ВСЕЙ ИТАЛИИ, В РИМЕ, И ВСЕ ОНИ ГОВОРИЛИ, ЧТО ТАКОЙ КРАСИВОЙ И ТАКОЙ ОГРОМНОЙ ПЛОЩАДИ, ГДЕ БЫЛО БЫ СТОЛЬКО НАРОДУ, ОНИ НИКОГДА НЕ ВИДЕЛИ».

Так Берналь Диас дель Кастильо, солдат ар­мии испанского конки­стадора Эрнана Корте­са, описал ацтекский город Теночтитлан, когда увидел его в 1519 году.

Согласно книге Джина Стюарта «Мо­гущественные ацтеки» («TheMightyAztecs»), когда испанцы пришли в Те­ночтитлан, он насчитывал 150—200 тысяч жителей. Город оказался отнюдь не ди­ким захолустьем, а цветущей столицей, раскинувшейся на нескольких квадрат­ных километрах. Перед испанцами пред­стал город с мостами, дамбами, каналами и блистающими храмами. Столичный Те­ночтитлан был сердцем империи ацтеков.

Однако многим читателям рассказ о мирном, гармоничном ацтекском городе покажется несовместимым с распростра­ненными представлениями, согласно кото­рым ацтеки — не более чем кровожадные дикари. Ацтеки действительно верили в то, что их богам для сохранения своего могущества нужны человеческие сердца и кровь. Однако культура и история этого народа отнюдь не сводилась к кровопро­литию. И, проследив за их борьбой за выживание, можно лучше понять, какую упорную битву за место под солнцем ве­дут их потомки по сей день.

Подъем цивилизации ацтеков

В истории месоамериканской цивилиза­ции ацтеки занимают не такой уж долгий период*. По мнению большинства иссле­дователей, первые жители Мексики через Берингов пролив мигрировали из Азии на Аляску, а оттуда продвинулись на юг. По данным археологии, древнейшая культура Месоамерики — культура ольмеков. Их цивилизация, по сведениям ряда источников, по-видимому, появилась при­мерно в 1200 году до н. э. и просущество­вала, возможно, 800 лет. Ацтеки же вы­шли на первый план лишь к 1200 году н. э., спустя более 2 000 лет. Их культура прожила всего 300 лет. А их могуще­ственная империя господствовала всего сто лет, пока не пала под натиском испан­ских захватчиков.

Когда же империя была в зените свое­го развития, по великолепию она почти не имела, себе рав­ных. Согласно одно­му источнику,«ацтеки основали империю, простиравшуюся на юг до Гватемалы», Вот как описывает ее эн­циклопедия «Уорлд бук" («WorldBookEncyclopedia»): «Цивилизация ацтеков была одной из самых передовых в обеих Америках. Они строили города, по разме­ру не уступавшие любому европейскому городу тех времен».

Легендарное происхождение

Несмотря на видное положение ацте­ков, об их корнях известно не так уж мно­го. Согласно легенде, название «ацтек» происходит от слова «астлан», которое, как полагают, означает «белая земля». Однако никто не знает, где находился легендарный Астлан и существовал ли он вообще.

Во всяком случае, по легенде, из семи групп, покинувших Атслан, ацтеки были последними. По повелению своего бога они отправились в долгий путь на поиски земли для обитания. Пле­мя странствовало не один десяток лет, терпя небывалые трудности и лишения и практически не прекращая воевать с соседями. Но странствование не могло продолжаться бесконечно. Согласно са­мой распространенной легенде, бог велел своим последователям высматривать такой знак: орёл, сидящий на кактусе. Это знамение якобы увидели на топком островке в озере Тоскоко. Там и обосновались странники, построив город, позднее названный Великим Теночтитланом (что значит «камень, поднимающийся из воды»). Есть мнение, что это название происходит от имени легендарного патри­арха Теноча. Сегодня Теночтитлан погре­бен под городом Мехико.