Смекни!
smekni.com

Культура Доколумбовой Америки (стр. 3 из 4)

Ацтеки были превосходными инженера­ми и ремесленниками. Сделав насыпи на дне озера, они расширили город. Дороги, проходившие по гребням дамб, соединя­ли остров с берегом. Была построена сеть каналов.

Однако в то время строители в об­щем-то не были известны как ацтеки. По легенде, когда они вышли из Астлана, их бог дал им но­вое название — мехикас. Со временем оно закрепилось за соседними землями и их оби­тателями.

Но этот район населяли не только мехикас, или ацтеки.Им,окруженным врагами, нужно было заключать союзы с соседями. Тем, кто не желал вступать с ацтеками в мирные отношения, вскоре приходилось биться с ними не на жизнь, а на смерть. Впрочем, войны ацтекам были на руку. Помимо их бога солнца множество других богов и богинь требовали регу­лярных приношений кровоточащих сер­дец и человеческих жертв. А в качестве жертв служили главным образом плен­ники. Зная о том, как поступают ацтеки с военнопленными, враги испытывали перед ними трепет.

Так империя ацтеков начала распро­страняйся из Тенотчитлана, вскоре достигнув некоторых областей современной Центральной Америки. Ацтекская культура впитывала в себя новые религиозные представления и обычаи. В тоже время казна ацтеков обильно пополнялась предметами сказочной роскоши — данью, взимаемой с покорённых племён. Процветала ацтекская музыка, литература и искусство. В журнале «Нэшнл джиографик» говорится: «По своему пора­зительному мастерству ацтеки должны считаться одними из самых одаренных скульпторов в истории». Когда пришли испанцы, цивилизация ацтеков пережива­ла расцвет.

Главный храм Теночтитлана (реконструкция).

Религия ацтеков

Ацтекский политеистический пантеон включал в себя множество богов и богинь. Богов-демиургов представляют таинственный непредсказуемый Тескатлипока (“Курящееся Зеркало”), бог огня Шиутекутли и знаменитый Кецалькоатль (“Пернатый Змей”), “давший людям маис”. Поскольку жизнь ацтеков во многом зависела от земледелия, они поклонялись богам дождя, плодородия, маиса и т.п. Боги войны, как, например, Уицилопочтли теночков, ассоциировались с Солнцем.

Каждому божеству ацтеки воздвигали храмы, где жрецы и жрицы отправляли его культ. Главный храм Теночтитлана (46 м высотой) был увенчан двумя святилищами, посвященными Уицилопочтли и богу дождя Тлалоку. Этот храм возвышался посреди обширной огороженной территории, где находились другие храмы, палаты воинов, жреческая школа и площадка для ритуальной игры в мяч. Изощренные религиозные ритуалы включали в себя празднества, посты, песнопения, танцы, воскурение благовоний и каучука, а также ритуальные драматические действа, нередко с человеческими жертвоприношениями.

Человеческие жертвоприношения, составлявшие важнейшую часть ацтекских религиозных обрядов, практиковались для того, чтобы снабжать богов энергией и тем отсрочить неизбежную гибель человеческого рода.

Покорение

В ноябре 1519 года мексиканский им­ператор Монтесума II мирно встретил испанцев и возглавлявшего их Эрнана Кортеса, приняв его за ацтекского бога Кецалькоатля, явившегося во плоти. Ис­панцы воспользовались гостеприимством суеверного народа. А простодушные ацте­ки дали им увидеть золотые сокровищни­цы Теночтитлана. Кортес начал лихора­дочно соображать, как бы ими завладеть. Ценой немалой отваги он захватил в плен Монтесуму в его же городе. По некоторым источникам, Монтесума практически не сопротивлялся. Во всяком случае столи­цу огромной империи Кортесу удалось покорить без единого выстрела.

Но вскоре после бескровной победы кровь все же пролилась. Кортесу неожи­данно пришлось отправиться на побере­жье по неотложному делу, и он назначил вместо себя вспыльчивого Педро де Аль-варадо. Опасаясь, что в отсутствие Корте­са жители Теночтитлана не сегодня за­втра взбунтуются, Альварадо решил их опередить. Во время праздника он звер­ски убил немало ацтеков. Вернувшийся Кортес застал город охваченным волнени­ями. В разыгравшейся битве, возможно, от рук испанцев погиб Монтесума. Однако по версии испанцев, захваченного Монтесуму Кортес вывел к народу, чтобы монарх призвал своих воинов к миру. А когда Монтесума обратился к ацтекам, они сами же забросали его камнями. Как бы там ни было, Кортес спасся бегством вместе с несколькими ранеными солда­тами.

Обессилевший и израненный, Кортес перегруппировал свои войска. К испанцам примкнули соседние племена, кото­рые ненавидели ацтеков и горели желани­ем сбросить с себя их иго. Тогда Кортес вернулся в Теночтитлан. Во время последовавшей кровопролитной осады ацте­ки, как сообщается, приносили в жертву пленных испанских солдат. Воинов Кор­теса это привело в ярость, и их решимость победить любой ценой укрепилась. Как пишет один ацтекский автор, вассальные племена, взяв инициативу в свои руки, «безжалостно мстили за все, что сделали им мексиканцы [ацтеки], и разграбляли их имущество».

13 августа 1521 года Великий Теночтит­лан пал. Испанцы вместе со своими союзниками теперь безраздельно властво­вали над мексиканцами. В «Нэшнл джиогрэфик» отмечается: «За едва за­метный промежуток исто­рии испанцы, вывозившие из страны золото, прев­ратили в руины великие города и культовые цен­тры Месоамерики. Корен­ные народы были пора­бощены и обращены в христианство, и империя ацтеков — последняя ве­ликая туземная цивили­зация — распалась».

Но покорение принесло с собой не только полити­ческие перемены. Испан­цы привезли ацтекам новую религию — католи­цизм,— и зачастую мечом насаждали ее среди мек­сиканцев. Бесспорно, религия ацтеков была кровожадной и идолопоклоннической. Однако, отнюдь не искоренив всех пережитков язычества, католицизм самым любопытным образом слился с ацтекской религией. Тонацин, богиню, которой поклонялись на холме Тепеяк, заменили Девой Гваделупской, причем ее базилика стоит именно на том месте, где раньше почитали Тона­цин. (Базилику построили там, где когда-то якобы явилась Дева Мария.) Во вре­мя священных праздников в честь Девы туземцы прямо перед базиликой ходят по кругу, танцуя языческие танцы своих предков.

ИСКУССТВО ИМПЕРИИ ИНКОВ

Светает. Лучи солнца, пробившись в утреннее небо, окрасили снежные вершины Анд в бледно-розовые краски. Здесь, на высоте 4 300 метров над уровнем моря, индейцы, встречающие рассвет, радуются теплу, которое прогоняет ночной холод. Солнечные лучи уже осветили храм солнца в центре столицы государства инков, городе Куско (что означает «центр мира»). Засияли на солнце золотые стены храма. Засверкали в саду инков* перед храмом отлитые из чистого золота статуи лам, викуний и кондоров. В знак благоговения перед богом солнца индейцы, проходящие мимо храма, посылают воздушные поцелуи. Они верят, что солнце дает им жизнь и обеспечивает их всем необходимым,— как же признательны они за эти щедрые дары!

В XIV — XVI веках на западном побе­режье Южной Америки распростра­нилась власть могущественной «зо­лотой империи». Благодаря руководству талантливых архитекторов и инженеров общественная жизнь инков достигла очень высокого уровня. Территории государства охватывала все земли от южных районов современной Колумбии до Аргентины и достигала протяженности 5000 киломе­тров. «Инки считали, что они завоевали почти весь мир»,— писалось в журнале «Нэшнл джиогрэфик». А те земли, что еще оставались за пределами их государ­ства, не представляли, по их мнению, ни­какой ценности. Однако в другой части света никто даже и не знал о существова­нии их государства.

Кто же такие инки? Каково их проис­хождение?

Предшественники инков

Археологические находки свидетель­ствуют о том, что инкам предшествовали другие развитые культуры. Они существо­вали за сотни и тысячи лет до появле­ния инков. Археологи выделяют культуры Ламбаек, Чавин, Мочика, Чиму и Тиауанако.

Эти древние народы поклонялись раз­личным животным — ягуару, пуме и ры­бам. Кроме того, было широко распростра­нено поклонение богам гор. Найденные керамические изделия показывают, что у некоторых племен существовал культ сла­дострастия. В храме, построенном одним из племен неподалеку от озера Титикака высоко в горах (на границе Перу и Боли­вии), были найдены фаллоидные пред­меты — им поклонялись во время ри­туалов плодородия, чтобы получить от Пача-Мама (матери-земли) хороший уро­жай.

Миф и реальность

Как народ инки сформировались при­мерно в 1200 году. Историк Гарсиласо де ла Вега, сын испанского конкистадора-зем­левладельца и инкской принцессы, пишет, что, согласно легенде, бог солнца послал своего сына Манко Капака, который стал первым Инкой, вместе с его сестрой (и в то же время невестой) к озеру Титикака, что­бы они научили всех людей поклоняться солнцу. Эту легенду до сих пор рассказы­вают детям в школе.

Однако если оставить мифы и обратить­ся к реальности, мы узнаем, что инки, ве­роятно, произошли от племени Тиауанако, жившего в районе озера Титикака. Расту­щее инкское государство присваивало себе достижения покоряемых племен, достраи­вая и совершенствуя созданные ими кана­лы и террасы. Инки возводили грандиоз­ные сооружения. Существует множество предположений, касающихся того, как уда­лось инкам построить крепость-храм Сак-саваман, которая возвышается на холме в городе Куско. Она сложена из каменных глыб весом по сто тонн. При строительстве не использовалось никакого скрепляюще­го раствора. Однако эти стены древнего Куско, построенные из тщательно обтесан­ных и точно подогнанных один к друго­му камней, даже во время землетрясений практически не пострадали.