Смекни!
smekni.com

Культура Доколумбовой Америки (стр. 4 из 4)

В храме столичного города Куско, по­строенном из отшлифованных камней, жрецы совершали служение солнцу. Из­нутри стены храма были отделаны чи­стым золотом и серебром. В дополнение к служению жрецов были созданы своего рода монастыри, здание одного из них было реконструировано, этот монастырь относился к храму солнца в Пачакама-ке, неподалеку от Лимы. Самые красивые девушки, начиная с восьми лет, прохо­дили специальное обучение, чтобы слу­жить «девственницами, предназначенны­ми солнцу». Археологические раскопки показывают, что инки совершали и чело­веческие жертвоприношения. Они прино­сили детей в жертву апу — богам гор. На вершинах Анд были найдены замерзшие детские тела.

Хотя ни у инков, ни у предшествовав­ших им племен не было письменности, они создали специальный способ хране­ния сообщений — так называемое кипу. Кипу использовалось теми, кому поруча­лось хранить память о различных исчислениях и событиях и «состояло из систе­мы шнуров различной толщины и разных цветов. Числа и другие данные пере­давались узелками различных размеров» («Археологический словарь», У. Брей, Д. Трамп).

Искусство работы с металлом

Никакие другие народы доколумбовой Америки не располагали таким богатым набором технических приемов обработки металлов, как индейцы чиму и инки. Действительно, во многих аспектах перуанские ремесленники этого периода были куда более искусными, чем их современники в Старом Свете, даже если они имели точно такие же инструменты.

С помощью гладких, крепких камней, которые служили им одновременно и молотом и наковальней, кузнецы и ювелиры выковывали из сырой заготовки слитка первоначальную форму будущего изделия. После этого они приступали к завершающей стадии, отбивая полученную форму молотком на рельефном шаблоне или гравируя ее иглой. Хотя ремесленники пользовались в работе и открытыми, и закрытыми формами для литья, холодная штамповка была наиболее распространенной практикой. Чтобы преодолеть ломкость металла при обработке, его иногда подвергали прокаливанию, заключавшемуся в нагревании заготовки, что улучшало ковкость металла.

Искусство ткачества или истинное ”золото” инков

Для вторгшихся в страну испанцев золото, несомненно, было самой желанной добычей. Но среди инков наиболее ценным сокровищем считались ткани, это объяснялось трудоемкостью их производства. Многие слои населения были задействованы для изготовлений одежды, начиная с крестьян, выращивавших

хлопок, и кончая теми, кто обеспечивал поступление шерсти альпак, лам и викуний. Во всех, кроме самых элитных, домах шерстяное волокно промывалось, прочесывалось, красилось, затем из него получали пряжу, из которой ткали куски материи; они никогда не кроились, их просто сшивали вместе, и в результате получалось то, что в данный момент необходимо, - от мешков для зерна до одежды или изысканных декоративных тканей.
Большая часть населения носила простые одежды, такие, как, например, мужская туника, сделанная из относительно тонкой хлопковой ткани или из материи, выработанной на основе шерсти альпака, которая называлась "уаска". Ткани тончайшей выделки, называемые "кумби", предназначались для изготовления роскошных одежд самого Сапа Инки, членов его семьи и привилегированных лиц, которые получали на это специальное разрешение императора. Сделанные из тончайшего волокна, окрашенного в самые невероятные цвета, сотканные в виде стандартных образцов с геометрическими фигурами, такие наряды кумби сразу указывали на высокий статус того, кто их надевал. Туника с шахматным узором и треугольником вверху, с отлично подрубленными швами, указывала либо на выдающуюся отвагу владельца, либо на его высокое воинские звание; ярко раскрашенную узорчатую тунику мог носить только Сапа Инка или его наследники.

Начало конца

Около 1530 года испанский завоеватель Франсиско Писарро, узнав из рассказов о золотых сокровищах Перу, двинулся туда из Панамы вместе со своей армией — Перу в то время было ослаблено междоусобной войной. Атавальпа, направляясь к столи­це, одержал победу над принцем Васка-ром, своим сводным братом и законным на­следником престола, и взял его в плен.

Писарро и его солдаты, добравшись с трудом до города Кахамарка в глубине страны, были радушно встречены узурпа­тором Атавальпой. Однако испанцы, хитростью взяв его в плен, лишили его пре­стола и убили тысячи его воинов, которые совершенно не были готовы к тому, чтобы дать отпор.

Однако даже плен не помешал Атаваль-пе продолжать междоусобную войну. Он направил в Куско посыльных, что­бы убить своего сводного брата Инку Васкара и сотни остальных членов королевской семьи. Этим он, сам того не подозревая, сыграл на руку Пи­сарро.

Заметив, что испанцы неравнодушны к золоту и серебру, Атавальпа пообещал в обмен на освобождение дать Пи­сарро столько золотых и серебряных статуй, что ими можно было бы запол­нить огромную комнату. Но план Ата-вальпы не удался. Его опять обвели вокруг пальца! После того как обещан­ный выкуп был уплачен, Атавальпа, Инка XIII, которого священники счи­тали идолопоклонником, был крещен как католик, а потом задушен.

Захват и убийство Атавальпы стало смертельным ударом по государству инков. Однако индейцы продолжали бороть­ся, поэтому «предсмертная агония» растя­нулась на сорок лет.

Когда прибыло подкрепление, Писар­ро и его солдаты устремились к Куско, городу несметных сокровищ инков. Дви­жимые жаждой золота, испанцы жесто­ко пытали индейцев, чтобы выведать у них тайны скрытых сокровищ, а всех, кто пытался им противодействовать,— запуги­вая, заставляли молчать.

В сопровождении принца Манко II, который был братом Васкара и дол­жен был стать следующим Инкой (Ман­ко Инка Юпанка), Писарро и его солда­ты ворвались в Куско и разграбили все золотые сокровища. Большую часть зо­лотых статуй они переплавили в слит­ки и отправили в Испанию. Неудивитель­но, что испанские корабли, переполненные сокровищами Перу, были желанной до­бычей для британ­ских пиратов! Сам же Писарро, награ­бив немало добра, отправился на по­бережье материка и в 1535 году основал там новую столицу, город Лиму.

Ясно увидев, на­сколько жадны и ве­роломны завоевате­ли, Манко Инка Юпанки поднял вос­стание. Вспыхивали и другие мятежи против испанцев, но в конце концов индейцам все же при­шлось отступить и укрепиться в бо­лее отдаленных районах. Одним из мест, где, возможно, укрывались индейцы, был расположенный в горах священный город Мачу-Пикчу.

Последний Инка

Последним Инкой стал Тупак Амару (1572), сын Манко Инки Юпанки. В это время в Перу правили испанские вицекороли. Вице-король Толедо решил во что бы то ни стало уничтожить инков. Собрав большую армию, он направился в область Вилькапампа. В джунглях Тупак Амару был схвачен. Вместе с беременной женой его повели в Куско — их ожидала смерт­ная казнь. Индеец из Каньяра был испол­нителем приговора. Один удар — и Инка был обезглавлен, в этот момент раздался скорбный вздох тысяч индейцев, собрав­шихся на рыночной площади. Его прибли­женные были замучены до смерти или повешены. Так быстро и жестоко был по­ложен конец правлению Инков.

Постепенно на жизни индейцев, к кото­рым долгое время относились как к рабам, стало отражаться влияние на­значенных Испанией правителей, а так­же католических монахов и священников, что имело как положительные, так и от­рицательные стороны. Многим индейцам пришлось работать на месторождениях зо­лота и серебра, одно из которых, серебря­ное, находилось в Потоси, Боливия. Чтобы уйти от страшной действительности, ин­дейцы начали употреблять листья коки, которые обладают наркотическими свой­ствами. И только в начале XIX века Перу и Боливия обрели независимость от Испа­нии.

Современные потомки инков

Как же сегодня живут потомки ин­ков? Подобно другим современным горо­дам, столица Перу, Лима,— шумный го­род с многомиллионным населением. Но в провинциальных районах время, ка­жется, остановилось еще сто лет назад. Во многих отдаленных селениях католиче­ские священники до сих пор имеют огром­ное влияние. Простой индеец-крестьянин никуда не пойдет с такой охотой, как в ка­толическую церковь на деревенской пло­щади. Статуи святых в длинных одеждах, разноцветные светильники, позолоченный алтарь, свечи, таинственные богослужения и особенно танцы и празднества — все это вносит хоть какое-то разнообразие в его жизнь. Однако несмотря на то, что это разнообразие, возможно, и радует глаз, крестьянин продолжает держаться и сво­их прежних верований. Кроме того, мно­гие индейцы, как и раньше, употребляют листья коки, которым приписываются ми­стические свойства.

Благодаря стойкости, свойственной по­томкам инков (у многих из них уже сме­шанное происхождение), им удалось со­хранить свои яркие традиционные танцы и народную музыку уайно. Хотя вначале индейцы обычно настороженно относят­ся к чужим, присущее им гостеприимство обязательно проявится. Те, кто лично зна­ком с современными потомками инков — кто наблюдал их каждодневную борьбу за жизнь, старался проявлять к ним инте­рес и ближе познакомиться с их жиз­нью,— те не останутся равнодушными к их истории!

Используемая литература:

1. Альберто Рус. Народ Майа. М.: «Мысль», 1986.

2. История искусств:Учеб.пособие для учащ.худож.школ и училищ/Авт.-сост. А.Воротников, О.Горшковоз, О.Ёркина.-Мн.:Литература, 1997.

3. Кузьмин В. Тайна жрецов майа. М: «Молодая гвардия», 1975.

4. Яковец Ю.А. История цивилизаций. М: «Владос», 1997. «Народы Америки» т.2, М.,1959

5. Вайян Дж., «История ацтеков», пер.с англ., М., 1949

6. Кинжалов Р.В. «Искусство древней Америки», М., 1962

7. Соди Д. «Великие культуры Месоамерики ». М., 1985

8. «История литератур Латинской Америки», т. 1. М., 1985

9. Журнал «Пробудитесь» 1996 г.


*Термином «Месоамерика» обозначается регион, «про­стирающийся на юг и на восток от центральной Мексики, в него частично входят Гватемала, Белиз, Гондурас и Ни­карагуа» («TheAmericanHeritageDictionary»). Под месо­американской цивилизацией следует понимать «совокуп­ность аборигенных культур, развившихся на территории Мексики и Центральной Америки до появления испан­ских первопроходцев и до испанского завоевания в XVI столетии» («Британская энциклопедия»).

*Слово «инка» может относиться как к верховному правите­лю государства инков, так и к коренным жителям страны.