Смекни!
smekni.com

Культурология (стр. 2 из 18)

· социология культуры, которую интересует реальное функционирование культуры в целом, сдвиги и изменения в ней, их динамика и реакция на это общества;

· психология культуры, изучает индивидуальные особенности отношения к культуре, своеобразие духовного поведения человека в рамках культурного поля.

На основе социально-психологических исследований выделяют культурно-исторические типы личностей. В западных странах широкое распространение получили: этнология культурология, филология и структурно-семиотические концепции культуры. В самом же общем плане культурологическое знание по структуре делится на:

1) культурфилософию;

2) культурную антропологию.

3. Изучением культуры занимались и продолжают заниматься большое количество науки. Приблизительно до середины 19 века культура исследовалась главным образом философией, историей государства и права, этикой, эстетикой, теологией. Затем к ним подключились этнография, филология и т.д. Каждая из этих наук имеет свой предмет исследования. Культурология выступает систематизирующим фактором всего комплекса наук о культуре. При этом ставятся цели:

1. Выведение на более высокую ступень достижений человека как творца с присущими его творчеству значениями;

2. Постижение духа культуры;

3. Понимание культуры как своей, так и иной;

4. Восстановление целостных представлений о мире, картины мира как единого процесса.

5. Создание единой и самоценной теории культуры.

6. Утверждение общей методологии исследования для всех дисциплин, изучающих культуру.

В соответствии с этими ценностями культурология вычленяет свой предмет исследования, имея объектом изучения культуру. Культурология в качестве предмета берет: содержание общественной жизни, совокупность идей, ценностей, принятых сообществом и обеспечивающих существование и поддержание традиций, особенности рождения, становления, развития и возможной гибели культуры.

Культурология имеет дело с конкретными многообразными культурами и их проявлениями, выявляя их генезис и развитие. В этой связи среди первоочередных задач культурологического исследования выделяют следующие:

1. анализ культуры как системы конкретных феноменов;

2. выявление типов связей между элементами культуры;

3. исследование ментального содержания культуры;

4. исследование типологии культуры и культурных единиц;

5. разрешением проблем социокультурной динамики;

6. исследование культурных кодов и коммуникаций.

Обретая собственный предмет исследования, культурология вырабатывается соответствующие ему методами. Отметим, что проблема метода культурологии остается открытой. Ситуация осложняется тем, что в сфере теоретического знания наблюдается научный скептицизм, плюрализм мышления и признание в равноценном качестве различных истин знания. К тому же наука о культуре (культурология) – один из видов социогуманитарного знания, где исследователь никогда не может дистанционироваться от объекта в такой мере, чтобы стало возможно строгое использование экспериментального метода. Это знание считается рефлексивным (знание о самих знаниях), а это предполагает адекватную интерпретацию и понимание таких текстов. Речь при этом часто идет не просто о действии психологической установки на понимание, а о диалоге, столкновении, конфликте исследователя и объекта.

В настоящее время культурология широко интегрирует методы эмпирического описания, сравнительного анализа, наблюдений и реконструкций с методами логического обоснования, психоанализа, созерцания и мистического погружения. Большое распространение получил метод структурной лингвистики и культурно-мифологический. Все это многообразие методов реализуется в рамках в основном в 3-х подходах: философском, антропологическом, социологическом.

При философском подходе анализ культуры сосредоточен на поиске тех черт, закономерностей, которые понимаются в качестве основания культуры или причины ее развития.

Суть антропологического подхода в признании самоценности культуры каждого народа, на каком бы этапе развития он не находился и признании равноценности всех культур на земле.

Социологический подход старается выявить специфические признаки, выступающие в роли фактора образования общества и его организации.

2. Оформление понятия культуры в классической европейской философии

1. Развитие представлений о культуре от античности до нового времени.

2. Становление понятия культуры в нововременную эпоху. Философия.

Просвещение.

3. Классические модели европейской философии.

1. Понятие «культура» впервые начинает употребляться в античности. Однако оно еще не обладает статусом научности. Оно подразумевает целенаправленное воздействие на природу, а также воспитание и образование самого человека.

В древнегреческой философии воспитанность и культурность противопоставляется варварству, отсутствию образованности. Античные мыслители различали природное и нравственное, как два противоположных начала, и усматривали в последнем превосходство греков над варварами. В Древней Греции сформировались и два подхода к решению проблемы субъекта культуры. С одной стороны своим возникновением культура обязана богам, а с другой – ее творец – человек. Человек свободен в мыслях и действиях. Искусство Древней Греции полностью игнорировало негативное начало в человеке и мире, который его окружает. Ничего грубого, унижающего достоинство или патологического не находило в нем место. Оно возносило человека и его культуру до недосягаемых высот, идеализируя жизнь. Рассматривая культуру, через призму человека-гражданина, наделенного разумом и свободой, греки дали идеал гуманизма демократии.

В позднеримский период культура уже традиционно ассоциируется с персональными особенностями человека. Возникает тенденция переноса комплекса представлений о культуре на уклад городской и имперской жизни.

Наибольшее воплощение эти идеи получили в трудах Цицерона. Рассуждая о культуре, он говорил не о возделывании земли, а о создании духовности, отождествляя культуру души и духа с философией. Культура для него не только образность, развитие искусства и науки, но и особый строй жизни, где духовное состояние человека и интересы государства находятся в противоречивом единстве.

Таким образом, в период античности были намечены основные подходы к интерпретации культуры:

1. понимание культуры как глобального явления, характеризующего форму человеческого бытия, выраженного в способах и результатах деятельности человека и в этом плане противоположного и противостоящего природе;

2. сведение культуры к деятельности как воплощению духа и разума;

3. рассмотрение культуры как позитивной качественной характеристики личности. При этом во всех подходах присутствовала одна существенная черта феномена: возвышенная созидательность, устремленность к совершенству как общества, так и личности на основе развития человеческого духа и разума. Существенные изменения в трактовке культуры происходили в средние века.

Место человека в ней занимает бог, мир получает божественную окраску. Это период изменения основных систем ценностей. С их переориентацией происходит и изменение формы культуры. То, что раньше признавалось в качестве единственно ценного, устраняется, начинает приобретать противоположное значение и, наоборот, а также христианство называло знание на истине чувств глупостью.

Культура Запада средних веков выражала главную ценность – бога. Черты искусства, науки, философии, этики, права, основные формы социальной, политической и экономической организации, нравы и обычаи, образ жизни, все они по-своему выражали эту ценность. В это время в реальном функционировании культуры происходит разделение на два пласта:

1. официальная и «сокральная» культура, идеи и ценности которой освещены католической церковью. Именем Бога они навязываются и внушаются в обыденное сознание, предопределяя его основные черты. Но вместе с тем содержание культуры характеризуется представлениями, противоположными или не совпадающими с официально установленными.

2. Т.е., с другой стороны в средневековье обнаруживается пласт культуры народной, «низовой». В эту эпоху впервые проанализированы тончайшие пласты человеческой души, поставлены проблемы морали.

В это время выработан подход к культуре как форме диалога с универсальной системой духовно-нравственных ценностей.

Противопоставление природы и культуры в античной ….. с возникновением христианства сменилось другой полярностью: Бог и культура. На место природы как критерия оценки культуры приходит Бог.

Эпоха Возрождения – период перехода к Новому времени (почти 3 века, 14-17 в.в.). Период возрождения не только принес мировоззренческую парадигму с ее вниманием к человеку как совершенному существу, направляющему деятельность на достижение нравственного, художественного и культурного идеала. В литературе Ренессанса, космическая, социальная и телесная даны в неразрывном единстве. Традиция возврата к ценностям Античности сказалось и в понимании культуры как неотъемлемой черты совершенствования личности.

Формирующееся мировоззрение не восстанавливает и возрождает идеи античности в их оригинале, а адаптирует их к изменяющейся социальной реальности и ее потребностям. Человек не просто и не только сотворенное существо, но и существо созидающее и творящее.

Т.о. период Ренессанса – переходная стадия, когда только закладываются основы нового мировоззрения (антропоцентризма) в центре которого находится человек-творец. Человекоутверждающие ценности Античности в изменившейся социальной реальности наполняется соответствующим содержанием: обзор генезиса представлений о культуре с периода Античности до Нового времени позволяет сделать следующие выводы: