Смекни!
smekni.com

Культурология (стр. 5 из 18)

модернистская, в которой прослеживается ориентация на жизнь человека;

постмодернистская – акцент на сопротивление мира неразумному воздействию на него человека.

Модернистские (неклассические) теории культуры оказались под большим влиянием феноменологии, экзистенциализма, герменевтики.

Феноменологи (Гартман, Лосев и др.) озабочены тем, что богатый жизненный мир человека, наполненный красками, запахами и впечатлениями, пройдя через сознание и достигнув науки, оказывается сухим, безжизненным. Чтобы избежать этого феноменология строит учение о бытии сознания и разрабатывает особый феноменологический метод.

Экзистенциалисты (Хойдеггер, Ясперс, Сартр, Камю, Бердяев и др.) предложили философию, в центре которой находятся проблемы уникальности человеческого существования и сделали главным пунктом индивида, взятого самого по себе, вне его общественных связей. Эта культурфилософия предложила достаточно глубокий взгляд на симптомы деградации гуманистической культуры, заставила задуматься о бедах человечества в 20 веке, дала собственно понимание тоталитаризма, культа безудержного покорения мира и т.д.

Герменевтика это философия о бытии человека в мире и понимания этого мира посредством языка и переживаний. Экзистенционализм выступает составной частью герменевтики. К числу крупных ее представителей относят ведущих экзистенционалистов (Кайдеяр, Бердяев, Сартр, Лосев); которые понимали человека как существо эстетически, этически, религиозно чувствующее.

В рамках герменевтики, как философии, и способа философствования центром которого является интерпретация, понимание текстов. Ее представители (Булгаков, Флорентийский. Бетти и др.) разработали учение об особой роли языка в культуре, анализируют коммуникативные способности человека, связи между людьми, выдвигают тему диалога культуры.

Широкое распространение в 20 веке получила аналитическая психология. Несмотря на серьезную критику Фрейда, это учение имело многочисленных последователей, что и предопределило оформление психоаналитической концепции культурологии (Юнг, Фромм). Последователи Фрейда уделили много внимания внутренним процессам формирования и функционирования личности, из которых и выводятся культурные процессы. При этом большой вклад в культурологию вносит Юнг, который определил психическое состояние личности, ее биологическим началом, личным опытом, и «коллективным бессознат.», находящим выражение в мифах, верованиях, сновидениях, произведениях искусства и т.д.

Популярная игровая теория культуры представлена именами Хейзинги и т.д. Теория утверждает инстинктивно игровое начало зарождения и построения истинной культуры, противопоставляя ее массовой в рамках которой человек приучается потреблять, а не творить.

Влиятельным направлением культурологии является символическая концепция культуры (Кассирер, Уайт). Согласно этой концепции человек упорядочивает окружающий его хаос посредством создания символических форм культуры – языка, искусства, религии, науки. Каждая из этих форм открывает для людей новые границы свободы и, индивидуально реализуя его способности к общению и созданию символов. Мир культуры – это идеальная символическая вселенная, которая важнее для людей, чем природный мир.

Пони мание культуры, как мира символов, выражает ценности социального общения, глубокие верования и идеалы народов, растворившись в системе коммуникаций, делает язык предметом культурологических исследований.

Методы, сложившиеся в науке о языке исследователи символической школы переносят в науки общественные. Общественные отношения стали рассматриваться по аналогии между значимыми единицами языка и речи. В ход пошли методы структ. языкознания, социологии языка, трактовка языка, как голоса бытия, открытие в языке шифров бытия и т.д.

Данная методология стала базой для оформления особой линии в изучении культуры – структурализма и постструктурализма. Его представители исходят из того, что культура и все ее формы (экономика, политика, одежда, жилище и т.д.) структурирована как язык и процессы, происходящие в ней можно истолковать как обмен сообщениями. Поэтому и всю культуру можно истолковать, как текст с бесконечным количеством сообщений, но при первом же анализе конкретного текста он начинает до бесконечности рассыпаться на обрывки из других текстов, чужие мысли, слова.

По сравнению с распыленностью сообщений, язык, на котором они составлены, представляет прочность своей структуры, способной производить все новые сообщения. Именно механизм порождения текстов, спрятанный в языке, а не сами тексты интересуют структуралистов, которые считают, что язык, средства сообщения струатурируют общественные процессы по своему образу и подобию. Даже менталитет народа зависит от того, каким образом передается сообщение (письменно, устно, по радио, письмом азбучным или иероглифами и т.д.).

Работу с текстами продолжил постструктурализм. Чтобы преодолеть противоречие между жизнью и культурой, было предложено брать текст в момент его становления, что и дает возможность заглянуть под маску наличных форм культуры. Туда, где еще нет знакомых форм, все значения смещены. Подобный процесс исследования получил название деконструкции. Деконструкции подверглись не только философские тексты, но и само постмодернистское искусство выступает примером деконстукции классических текстов культуры.

Эпоха постмодернизма заставила многих мыслителей Запада четко сформулировать свое отношение к духовному наследию возрождения и нового времени. Постмодернист. разрыв с классической традицией встреч. противодейстие в ….. теоретиков, которые считают, что совокупные проблемы человека сегодня требуют осознания общегуманистических ценностей на базе которых герменефтический разум призван постоянно воссоздавать и переосмысливать культурно-исторический процесс, вести диалог с прошлым, рисовать возможные контуры будущего.

4. Структура и функции культуры.

1. Системная организация культуры и основные компоненты ее структуры.

2. Содержание и классификация языка культуры.

3. Функции культуры.

1. Культура представляет собой сложноорганизованную, иерархичную многоуровневую систему. Ее исследователи предлагают структурный анализ. Структура – это совокупность установившихся связей культуры, обеспечивающих ее целостность, т.е. сохранение основных свойств, при различных внутренних и внешних изменениях. По смыслу, понятие структура принято соотносить с понятием система, организация. Структ. целостность определена взаимной обусловленностью и взаимовлиянием основных видов и содержания элементов культуры, проявляется в иерархии ценностей, их различном положении в шкале значимости для человека. Целостность культуры – это целостность самой жизни человека, целостность тех материальных и духовных , которые сотворены его трудом и потому выступают как «артефакты» (искусственно созданные). Для удобства научного анализа в структуре культуры выделяют или ее принято делить на материальную, духовную, социальную.

1. Материальная культура включает в себя разнообразные по типам и формам «артефакты», где природный материал и объект превращаются в вещь, т.е. в предмет, созданный творческой деятельностью человека. Сюда относят разнообразные средства материального производства, производственные отношения, все виды материальных ценностей - архитектуру, здания, средства коммуникации и транспорта, парки и т.д. Материальная культура оценивается с точки зрения создаваемых ею средств и условий совершенствования самого человека.

2. Духовная культура включает в себя как совокупность результатов духовной деятельности, так и саму духовную деятельность. «Артефакты» духовной культуры проявляют себя через такие элементы, как обычаи, нормы и образцы поведения, а также идеалы и ценности, идеи и научные знания. Обычай появляется в архаичных обществах в качестве основного регулятора поведения.

Обычай – это привычные целостные образцы поведения людей. Они включают в себя традиции, которые реализуются через обряды и ритуалы. Обычаи закреплены в общественной памяти и передаются из поколения в поколение. Мировоззренческой основой обычая выступают поверья и предания. С появлением государства многие обычаи закрепились в виде правовых норм.

Нормы – это общепризнанное правило или образец поведения, действия. Выделяют общекультурные нормы, нормы национальной культуры, а также универсальные, профессиональные нормы. Они отражают отношение человека к культуре данного общества, к окружающим людям (если ваш друг прошел мимо и не поздоровался, вы сразу же встревожитесь, т.к. это не соответствует норме). Норма является не только правилом, она содержит в себе и оценку, выступает образцом, т.е. показателем необходимого уровня поведения. Образцы поведения – это нормальное поведение.

Ценности относятся к более высокому уровню духовной культуры. Они включают в себя не только нормы или обычаи, но и интерес и потребность, долг и идеал, побуждение и мотивацию. Ценность предполагает выбор. Иерархия ценности складывается постепенно, как результат опыта культурной деятельности человека и выглядит следующим образом:

· сфера жизненных (витальных) ценностей и благ (жилище, питание, одежда, гигиена, комфорт и т.д.);

· отдельные духовные ценности (социальные, политические, религиозные, идеологические, художественно-эстетические, семейно-родственные и трудовые);

· моральные ценности, прежде всего признание ценности личности.