Смекни!
smekni.com

Культурология (стр. 3 из 18)

· культура не выступает предметом специального изучения мыслителей, но ее проблематика присуща всему процессу теоретических размышлений.

· в скрытой форме зародились основные подходы к пониманию культуры, оформились смыслы и цели человеческой жизнедеятельности, а значит решались проблемы культуры: ее сущности, природы, смысла, цели и др. важнейшее достижение – представления о культуре как форме бытия, в которой воплощаются самые высокие духовно-нравственные ценности, возвышенные устремления человеческого духа к идеалам Истины, Добра, Любви, Красоты.

2. Культура становится объектом философско-теоретического интереса, обретая значение самостоятельного понятия. Немецкий правовед и философ Пуффендорф впервые употребил термин «культура» в самостоятельном значении в своей работе «О естественном праве народа». Он сформулировал понятие культуры на основе его противопоставления природе, придал ему самостоятельность и порвал с ограничением его содержания исключительно духовной и интеллектуальной деятельности.

На смену традиции от Цицерона, согласно которой понималось совершенствование внутреннего мира человека приходит более широкое толкование культуры. Культура у Пуффендорфа выступает как средство совершенствования человека, не только как процесс совершенствования мира людьми, но и как результат этого преобразования.

Таким образом культура по Пуффендорфу:

· улучшение самих себя (самосовершенствование);

· «улучшение жизни».

Так как Пуффендорф, определяя культуру, имеет в виду не только процесс совершения, но и его результат, он включил в нее не только различные виды человеческой деятельности (ремесло, торговля, строительство городов и архитектурное дело, составление конституции, воспитание, совершенствование нравов); но и их предметное вещественное содержание: различные технические усовершенствования и изобретения, одежду, жилища, государство, мораль, знание, искусство, язык и т.д.

Развитие культуры («улучшение природы») начинается, по мнению Пуффендорфа, уже на ранних этапах человеческих историй. Накопление материальных благ, жилищных удобств, происходит очень медленно. Однако понятие культуры служит у Пуффендорфа не только для обозначения этого постепенного процесса «улучшения жизни», ее облагораживания, сколько для фиксации определенного состояния «облагороженности», «образованности», т.е. для обозначения особой ступени развития творческих способностей общества, которое уже достигло богатства и изобилия жизни, материальных и духовных благ. При этом культура рассматривается в 2-х планах:

1. как средство совершения человека,

2. как цель человеческой деятельности.

В конце 17 века в Италии был осуществлен первый прорыв в разработке истинной теории познания, примененной к культурному развитию человеческого общества. Итальянский гуманист Вико впервые высказывает идею целостности культуры. Он утверждает, что целостность культуры является орг-ским свойством, обнаруживаемым в процессе исторического развития. Вико считает, что культурно-исторический процесс – результат деятельности людей, результат божеств, провидения.

Наступившая эпоха Просвещения провозгласила разум единственным мерилом человека. Французские просветители ставили на первое место искусство, этику и науку, как наиболее могучее орудие социального преобразования. В понятие «просвещение» они вкладывали широкий смысл: развитие знаний, гражданское воспитание, пропаганда новых идей, разрушение старого мировоззрения. Культура разума становится синонимом культуры. Для деятелей Просвещения характерен поиск смысла истории в связи с понятием культура. Все чаще употребляется термин «гуманитарность» применительно к образованному человеку с обширными познаниями во всех сферах деятельности. Формировалась представление о культурном уровне.

Вольтер – родоначальник новой «философии историй», подчеркивал ценность культуры и понимал как борьбу за прогресс и образование.

Определяющей стороной культуры он считал духовную сферу, стоял на позиции самоценности каждой культуры и был противником европоцентризма.

Особую роль в культуре своей эпохи сыграл Руссо. Он предпринял попытку использовать культуру как противоречивое единство природного и социального, общественного и индивидуального и создал теорию, в которой подвергнул критике культурные основы человеческого общества. Анализируя пороки, негативные стороны и процессы современного ему состояния общества Руссо приходит к выводу, что общественное развитие характеризуется ростом деструктивных тенденций. По его мнению, все люди своей деятельностью привели себя к несчастьям и страданиям. Культура обличалась как отделяющая человека от природы, разрушающая естественные человеческие связи. «Культурные народы» воспринимались как испорченные, им противопоставлялась чистота и простота нравов, т.н. «варварских первобытных народов» Культура рассматривается Руссо как ист., а с другой стороны как результат зла.

Руссо волновали проблемы человеческих цивилизаций. Он обращает внимание на то, что цивилизация поражена варварством, несет в себе как противоположность. Цивилизованные народы не должны присваивать себе право «развивать народы варварские». Они не менее самобытны, чем культурные Западно-Европейские сообщества. Руссо настаивал, что прогресс культуры относителен, каждая культура уникальна.

Мысли французских просветителей относительно культуры характеризовались высокой гуманностью. Именно человек, его интересы и потребности были центром их внимания. Понимая противоречивость прогресса, они тем не менее верили в него.

Немецкие просветители внесли свой вклад в разработку теории культуры. Особая роль придается Гердеру. Он называл культуру миром человеческих изобретений, рождающихся в результате борьбы человека с противостоящей природой, в числе естественных факторов развития культуры Гердер выделил природную среду обитания людей и многообразие окружающего животного мира. Он утверждал, что культуры обладают способностью развиваться из себя. Это составляет закон прогресса в истории. Он заключен в устремленности человеческого общества к гуманности. Гуманность при этом не сводится к простой человечности, а понимается как всестороннее развитие человеческого общества и отдельного человека. Пробуждающей силой разума прир-го чел-ва Гердер считал речь, язык, т.о. определяющий показатель перехода человека от природного состояния, к культурному

3. Немецкая классическая философия выступила как продолжение, критика, идеология просвещения. Ее родоначальник Кант, поставил проблему: культура как человеческое изобретение. Для Канта история культуры сост. грубости и животности, в развитии его нравственных качеств. Назначение культуры – моральное совершенствование человека, следование нравственности, долгу. Нравственность возвышает человека над его повседневностью, делает культурным существом. Однако нравственные принципы должны выполняться добровольно. Внутренняя свобода человека – мера самоуважения и достоинства. Если человек с уважением относится к себе, то с таким же уважением он должен относится и к другим. Исходя из представления о культуре, суть, смысл и ценность которой – человек, Кант более четко проводит разграничение культуры и цивилизации. Апогеем рационализма в понимании культуры явились взгляды Гегеля.

История культуры предстает как процесс самореализации, саморазвертывания идеи (мирового разума) и одновременно ее самопознания. Материальное тело культуры – мышление в его чувственно-предметном осуществлении. Соответственно и процесс эволюции человеческой культуры рассматривается им через эволюцию духа. В этом плане реальный исторический процесс представлен как закономерно сменяющие друг друга ступени саморазвития и самопознания мирового духа. В качестве их он выделяет восточный мир, античность, христианство. Гегелевская модель культуры европоцентрична.

Т.о. Гегель представил культуру как процесс самореализации мирового разума, возможности которого в состоянии решить все проблемы. Притязания на разум и его беспредельные возможности явились следствием осознания реалий середины 19 века. Достижения человеческого разума в этот период породили иллюзию всепоглощающей силы разума, но, объясняя логику, гегелевская концепция не в состоянии объяснить закономерности функционирования общества и культуры.

Кульминационной точкой, возносящей разум, является диалектико-материалистическая концепция, связанная с Марксом и Энгельсом. Проблемы культуры рассматривались ими исходя из материалистического понимания культуры. Согласно ему культура практикуется как процесс и результат деятельности человека во всех сферах бытия и сознания, направляя на преобразование действительности, выявление и развитие сущностных сил человека. Культура характеризует человека как общественное, деятельное существо. К явлениям культуры приложим всеобщий закон общественного развития об определяющей роли общественного бытия к общественному сознанию.

Материальное производство определяет культуру, хотя ее творцом выступает человек. Существенную роль в развитии культуры играет уровень жизни, материальное благосостояние, его обеспеченность средствами жизни. Но прямая зависимость отсутствует. К середине 19 века завершается формирование т.н. «классических» моделей культуры. Для них характерны:

1. разведение субъекта и объекта познания по разным полюсам;

2. в их основе лежат принципы гуманизма, рационализма, историзма;

3. они представлены с позиций идеалистической и материалистической идеологии.

С точки зрения 1-й культура трактуется как духовное . В материалистической – понимается как сфера создания условий для всестороннего развития человека.

4. классические модели культуры воплощали идею европоцентризма, в соответствии с которой, неевропейские формы культуры рассматривались как неполноценные и недоразвитые.