Смекни!
smekni.com

Последний приют поэта (о Лермонтове) (стр. 22 из 33)

Осенью 1916 года «Домик» вновь оказался в печальном положении. Об этом заявлял попечитель музея в докладной записке, направленной Кавказскому горному обществу с просьбой рассмотреть вопрос о «Домике» в экстренном порядке. Не предлагая мер для изменения того положения, которое создалось в «Домике» за время его отсутствия в летние месяцы, попечитель обрисовал состояние «несчастного, забытого» лермонтовского памятника.

«Мое глубокое убеждение, что для Горного общества заботы о Лермонтовской усадьбе совершенно непосильны, – писал попечитель. – Оно не имеет средств, чтобы поддерживать ее от разрушения, оно не имеет сил, чтобы из домика сделать поучительную реликвию, оно, наконец, или не может, или не желает устроить так, чтобы осмотр усадьбы публикой был удобен для последней и приличен. Усадьба – эта российская реликвия – теперь вотчина эксплуатирующего ее в своих выгодах сторожа... В эксплуатации публики участвует вся семья сторожа, включительно до его малолетней дочери. Домика никто не пополняет. Порядка в нем никто не поддерживает. Объяснений посетителям или совсем не дают, или дают заведомо ложные. (Нанятая для объяснений сотрудница ушла). Словом, тут царит такое вопиющее безобразие, которое осуждается и молвой, и прессой, мимо коего ни один из сознательных почитателей поэта не может проходить без благоразумного негодования».

Еще резче обрисовал положение «Домика» тот же попечитель через два месяца, 6 ноября 1916 г., в статье «О Лермонтовской усадьбе», напечатанной в газете «Пятигорское эхо».

«Крыша домика протекает, в коридоре во время дождя просто потоп, в углу сада огромная мусорная куча, которая разлагается, сад и двор «обильно» поливаются помоями, сад лишен ухода, деревья гибнут. Так, засохла современная Лермонтову акация, портится красавец грецкий орех – истинная гордость Северного Кавказа».

Впервые в 1916 году был проведен учет посетителей: за год в «Домике» побывали 620 человек.

В 1917 году наконец-то прекратил свою «деятельность» словоохотливый сторож. Объяснения посетителям давали члены Кавказского горного общества и Лермонтовского комитета, дежурившие в музее по очереди.

День гибели Лермонтова – 15 июля – был скромно отмечен в стенах «Домика». Впервые в этом году чествование памяти поэта обошлось без традиционной панихиды. Уже чувствовалось во всем веяние приближающейся революционной грозы.

В книге отзывов посетителей «Домика» стали появляться записи рабочих. 10 августа рабочий-металлист из Воронежа П.М. Смирнов, побывав в музее, записал: «Память о Лермонтове останется навсегда».

Из госпиталей (а их было много в Пятигорске во время войны) приходили офицеры, иногда и солдаты.

Среди записей этого периода обращает па себя особое внимание безыскусственная запись чеченца Джамбулатова: «Здравствуй, великий поэт! Не умер ты в сердцах горцев. Лучшую память тебе, кунаку, мы уделим. Ты один из русских так отнесся к нам».

Гражданская война ничем не затронула «Домик»... Он остался цел и невредим, хотя и не был окружен особым вниманием и заботой.

Кончилась гражданская война.

В 1920 году Советским правительством был издан декрет о национализации музеев.

С установлением в Пятигорске в 1920 году Советской власти начинается и новая история «Домика». Лермонтовскую усадьбу взял под свое покровительство Народный университет. Созданный в Пятигорске на общественных началах, университет этот, правда, не располагал никакими средствами. Он не мог сделать необходимый наружный ремонт, не имел возможности привести «Домик» в порядок и внутри. Но он охранял усадьбу, а это уже было немало для того трудного времени. В том, что первой организацией, позаботившейся о «Домике» в те годы, был именно Народный университет – знамение той неповторимой эпохи.

Непосредственная забота о «Домике» была возложена на естественно-исторический кабинет Народного университета. Кабинет этот был организован из экспонатов музея Кавказского горного общества и помещался в большом доме Лермонтовской усадьбы. Заведующий кабинетом заведовал и «Домиком».

Состав посетителей «Домика» резко изменился. Характерна для этого времени запись, по-видимому, красноармейца Николая Просих. 16 июля 1920 года он был в музее и записал: «Если б не волна революции разразилась, то и мне – пролетарию – не пришлось бы посмотреть тот домик, где когда-то жил народный писатель и великий гений М.Ю. Лермонтов. Да здравствует пролетарская революция 25-го октября, да здравствует Красная Армия!..». Надо было видеть, как воспринимали эти новые посетители рассказы о жизни Лермонтова, о его произведениях. Записи в книгах впечатлений за эти годы подкупающе искренни и трогательны. В этих записях чувствуется большое тепло и любовь к поэту, возмущение убийством Лермонтова, горькое сожаление о том, что поэт так рано ушел из жизни.

М.О. Пантюхов рассказывает, что он был потрясен одной записью. Корявым, неровным почерком малограмотного человека записаны живые слова: «Жалко мне вас, товарищ Лермонтов». И подпись: «Красноармеец караульного батальона».

В 1922 году естественно-исторический кабинет был передан вместе с «Домиком» в ведение Губполитпросвета подотдела Терского губернского отдела народного образования. Тогда впервые заведующий «Домиком» стал получать заработную плату.

Состояние Лермонтовской усадьбы было в это время плачевно. Акт обследования ее Губполитпросветом гласил: «Ограда усадьбы в некоторых местах рассыпалась, ворота сгнили, двор зарос травой. Левая стена у переднего домика выдалась наружу и грозит рассыпаться. Подвальные этажи домиков в хаосе, и вообще вся усадьба производит впечатление запустения».

Прежде всего, надо было раздобыть средства. Заведующий Тергубполитпросветом обратился с воззванием: «Ко всем! «Домик Лермонтова» в Пятигорске, – несомненно, одна из драгоценных реликвий прошлого, сохранение этой исторической и культурной ценности – обязанность всех граждан Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, строящей новое общество на основах знания и культуры.

Лишь бедность, доставшаяся нам от войны, не дает возможности развернуть полностью меры, необходимые для совершенного развития «Домика Лермонтова» в первоклассную культурную ценность. «Домик Лермонтова» переживает большие затруднения в финансовом отношении. Обязанность всех граждан, всех почитателей Лермонтова, всех, дорожащих памятниками культуры, прийти на помощь государству. Само собой разумеется, что активная денежная помощь «Домику Лермонтова» явится лучшим способом закрепления нашего сочувствия к памяти поэта. Не сентиментальными фразами, а действительным участием должны мы доказать свою заботу о «Домике Лермонтова», свое преклонение перед великим поэтом России. Призываю к деятельности!»

Обращение это было разослано всем учреждениям городов Кавказских Минеральных Вод и опубликовано в газете «Терек».

На него живо откликнулись советские учреждения, хозяйственные и кооперативные организации. Сохранение Лермонтовской усадьбы перестало быть заботой только того учреждения, в ведении которого она находилась. Помогали кто чем мог: деньгами, предоставлением специалистов, рабочей силы, бесплатным отпуском материалов, электроэнергии, дров и т.п. Для приведения усадьбы в порядок было организовано несколько субботников.

Для улучшения материального положения «Домика» впервые была установлена входная плата: вначале билет стоил пять, затем семь, далее восемь и, наконец, десять рублей... Но что могли значить в бюджете музея эти более чем скромные цифры, когда рубль в те годы не имел цены и счет шел на миллионы.

«Усадьба в общем приняла такой привлекательный вид, в каком она никогда не находилась за все время своего существования... Лермонтовская усадьба стала действительно культурным уголком», – писал редактор газеты «Терек» М. Санаев.

Но приведение усадьбы в порядок было только началом большой и трудной работы по созданию музея в «Домике». У молодых культурных советских учреждений не было тогда ни опыта, ни четких планов. Все было внове. Встречались и совсем непредвиденные трудности. Терскому губполитпросвету пришлось столкнуться с таким положением: воинствующие безбожники города подняли вопрос о том, чтобы Лермонтовский музей ликвидировать, а в «Домике» организовать антирелигиозный музей. Даже в самом Губполитпросвете нашлись защитники этого нелепейшего предложения. Они доказывали, что в первые годы после революции борьба с религией должна вытеснить все другие виды культурной работы. Как раз в это время политпросвет получил большую коллекцию экспонатов, разоблачающих различные религиозные культы. Это и послужило толчком для предложения о создании антирелигиозного музея[32].

В конце концов «Домик» не был дан в обиду, и Лермонтовский музей в нем удалось создать.

15 июля, в 81-ю годовщину со дня гибели поэта, было организовано и «Первое Лермонтовское торжество», как названо в официальном отчете это чествование памяти Лермонтова. Торжество, правда, было очень скромным: состоялся только митинг у памятника Лермонтову в сквере и молчаливое посещение «Домика».

Более полугода велась работа по созданию музея. В марте 1923 года музей был открыт.

Вот как охарактеризовали проделанную работу первые посетители музея: «В устройство музея «Домик Лермонтова» вложено много любви и внимания к памятнику, столь ценному для Пятигорска. Надеемся, что прежнего запустения больше не увидим. Рабочие и крестьяне любят и ценят искусство глубже, чем это казалось для идеологов буржуазии.

Зам. зав. Тергубкоммунотделом Викторов».

16 мая в «Домике» побывал А.И. Микоян, в то время секретарь Юго-Восточного бюро ЦК РКП(б). В книге впечатлений рукой А.И. Микояна записано: «Несомненно, музей имени Лермонтова является лучшей достопримечательностью Пятигорска».

Сопровождавший А.И. Микояна секретарь губкома РКП(б) товарищ А. Подгорный записал: «Любовь к делу превозмогла все материальные трудности. Какая кропотливость, сколько стремления сохранить историко-художественные ценности».