Смекни!
smekni.com

Последний приют поэта (о Лермонтове) (стр. 23 из 33)

Много труда и подлинной любви к поэту вложили в дело создания музея такие энтузиасты, как В.П. Шереметов – первый директор «Домика», его преемник, бывший сотрудник губоно В.И. Егоров, а также М.И. Санаев, редактор газеты «Терек», одно время заведовавший Тергубполитпросветом.

Доброй славе «Домика» немало способствовала племянница Лермонтова, Е.А. Шан-Гирей[33].

Сотрудники музея не могли припомнить такого дня, когда Евгения Акимовна не бывала в «Домике». А если ее иногда и не было, посетители непременно спрашивали о ней: так она была популярна. Тогда за Евгенией Акимовной посылали, и она никогда не отказывалась прийти.

Надо было видеть, как слушали эту маленькую, сухонькую, с большими живыми глазами, необычайно скромную старушку. Всегда в черном платье с белым воротником, заколотым чудесной старинной камеей, она говорила очень тихо, а слушатели стояли, словно завороженные, затаив дыхание.

Да и как можно было иначе слушать эту милую, трогательную в своей старости племянницу поэта. Ведь то, что она рассказывала, она знала от родителей – непосредственных свидетелей жизни Лермонтова. Отец ее с детских лет почти не расставался с Михаилом Юрьевичем, а мать была свидетельницей последних дней жизни поэта в Пятигорске. Так почти вся жизнь Михаила Юрьевича Лермонтова прошла на глазах ее родителей.

Всегда волнующим был рассказ Евгении Акимовны о вечере, после которого Лермонтов был вызван на дуэль.

– Молодежь часто собиралась в доме бабушки – Марии Ивановны Верзилиной – рассказывала Евгения Акимовна. – Танцевали, играли в фанты, «хоронили» золото – игра такая была... В тот вечер тоже собрались в нашем доме. Как всегда, танцевали. Мама сидела с Львом Сергеевичем Пушкиным и Михаилом Юрьевичем на диване. Оба были остроумцы и, как вспоминала мама, в этот вечер особенно много острили. Ну, и, конечно, много смеялись. А моя тетя – Надежда Петровна, – которой Лермонтов посвятил шуточный экспромт, стояла около рояля и разговаривала с Мартыновым...

– Так рассказывала мне мама, – заканчивала Евгения Акимовна и добавляла, что об этом вечере ей приходилось слышать много-много раз.

Приходили часто в наш дом приезжие и просили маму рассказать, как это случилось.

Говорила Евгения Акимовна о том, что было уже хорошо известно, но живая связь с событиями того вечера волновала слушателей.

Если кто-нибудь задавал вопрос о камее, Евгения Акимовна, почему-то смущаясь, рассказывала: «Это камея моей мамы. Она всегда ее носила» – и, чуть улыбаясь, добавляла грустно: «Может быть, и в тот вечер она была на ней»[34]. До последних дней жизни не прерывала Евгения Акимовна тесной связи с «Домиком».

В 1923 году исполнялась 82-я годовщина со дня гибели Лермонтова. Для проведения юбилея при «Домике» было создано организационное бюро. Это первое после Великой Октябрьской революции торжественное чествование памяти поэта было проведено как-то особенно тепло. Участвовал народ, не избранная, приглашаемая по билетам публика, а люди, пришедшие, с искренним чувством любви к поэту.

Организаторы юбилея объясняли, почему память поэта чествуется в Пятигорске не в связи с установившимися датами: 50, 75, 100-летие и т.д. со дня рождения или смерти: «Пятигорье связано с Лермонтовым более тесно, чем какая-либо другая местность, и потому более других обязано чествовать поэта».

Организационное бюро разработало обширную программу двухдневного чествования памяти поэта. В первый день, 28 июля[35], доклады о жизни и творчестве Лермонтова, концерты, литературные вечера, спектакли из произведений юбиляра проводились в Рабочем клубе (ныне городской театр), в Лермонтовской галерее, в доме работников просвещения, в красноармейском клубе, в школах, кинотеатрах. Все это выполнялось комсомольцами, членами союза Рабис, учителями и прочей интеллигенцией города.

На второй день, 29 июля, это было воскресенье, состоялось массовое шествие к месту дуэли. К четырем часам дня двор музея и Лермонтовская улица перед музеем, тогда обширная площадь, заполнилась собравшимися. Стройные колонны организаций, пришедших с развернутыми знаменами и венками из живых цветов, автомобили, украшенные флагами и цветами, дети с огромными букетами направились около пяти часов к месту дуэли. Впереди колонны везли большой портрет Лермонтова, украшенный гирляндами из живых цветов. Этот портрет (работы художника И. И. Крылова) висел в Лермонтовской галерее, над сценой, со дня открытия галереи в 1901 году. Портрет сияли для юбилейных торжеств, и теперь он возглавлял шествие.

Под музыку духового оркестра колонна направилась от «Домика» сначала к Лермонтовскому скверу. К подножию памятника поэту было возложено множество венков. Затем шествие вышло по Советскому проспекту (ныне проспект имени Кирова) на улицу Карла Маркса и далее, мимо Теплого Нарзана, к месту дуэли. Три докладчика выступали в толпе народа: ведь тогда еще не было микрофонов.

В этот же день к памятнику на месте первоначального погребения Лермонтова на городском кладбище были возложены венки.

К юбилейным дням группой горячих почитателей поэта был выпущен литературный сборник «Пятигорье – Лермонтову» с подзаголовком: «Первое чествование за время после революции». В предисловии к сборнику редактор объяснял: «...раньше нам, людям нового общества, некогда было чествовать Лермонтова, теперь имеем эту возможность, и наше чествование является первой оценкой Лермонтова за время революции». Сборник был издан тиражом всего в 500 экземпляров, поэтому сейчас является редкостью. Участниками сборника были исключительно пятигорцы.

К этим же дням было приурочено открытие Лермонтовского общества, которое, правда, просуществовало всего несколько дней. Надолго сохранились в памяти участников лермонтовских торжеств эти дни, которые стали данью поэту, обессмертившему город своим творчеством.

Через несколько дней после юбилея, в августе 1923 года, в газете «Известия» было опубликовано распоряжение правительства РСФСР. В пятом пункте этого распоряжения «Государственные музеи, состоящие на местном бюджете», значилось под №75:

«Пятигорск. Домик Лермонтова».

Это было событие огромной важности! Тотчас же после этого Лермонтовской усадьбе была выдана охранная грамота. Теперь уже не могло быть и речи о ликвидации «Домика». Решением правительства навечно утверждалось его значение именно как литературного памятника.

Побывало в «Домике» за 1923 год почти две тысячи человек.

Музей завоевал популярность, но как же трудно было ему перебиваться на те скудные ассигнования, которые Губполитпросвет выкраивал для него из своего тоже небогатого бюджета. Не было еще тогда у Советского государства, залечивавшего тысячи ран, возможности выделить «Домику» значительные материальные средства.

Чтобы как-то вывести музей из его тяжелого положения, была применена временная мера: музей переведен на хозрасчет. Мера эта встретила резкое осуждение тех, кто вложил немало сил в восстановление «Домика». «Разве можно допустить такое нелепое положение!» – негодующе восклицал в газете «Терек» ее редактор М. Санаев. Однако нелепое положение было допущено и утвердилось надолго.

Перевод на хозрасчет поставил музей в еще более трудное положение. Входной платы, а она была единственным источником дохода, не хватало даже для проведения мелкого ремонта. Об улучшении же содержания музея, о приобретении экспонатов не могло быть и речи. Мизерным было количество сотрудников. (В 1926 году штат состоял только из заведующего музеем и сторожа).

В 1927 году содержание «Домика» было возвращено местному бюджету. Принявшая в том году музей Н.И. Логазидзе горячо взялась, прежде всего, за создание новой экспозиции. На те небольшие средства, которые были отпущены на улучшение работы, ей удалось к весне 1928 года все же много сделать. Это было известным шагом вперед, хотя экспозиция и не отличалась ни богатством, ни, разумеется, научностью разработки. О содержании этой открытой в 1928 году экспозиции можно судить по акту проверки музея, которая была произведена бригадой учителей Пятигорского гороно 20 июня. В акте говорится: «Под музей занято пять комнат. В первой помещаются виды «Домика», копии лермонтовских картин, иллюстрации к некоторым произведениям поэта, витрины с произведениями различных изданий.

Во второй (зал) – зеркало времен Лермонтова, ломберный стол, столик круглый, 2 стула, диван, овальный столик со стеклом, шкафчик для посуды, снимки города Пятигорска. Здесь же находится уголок, где собраны материалы, связанные с историей дуэли.

В третьей (кабинет Лермонтова) – портрет М.Ю. Лермонтова, фотографии его родственников, типы горцев (гравюры), письменный стол и кресло М.Ю. Лермонтова.

В четвертой – собран юбилейный материал, модель памятника Лермонтову, фотографии памятников Лермонтову, венки, ленты и небольшая библиотека.

В прихожей – бюст поэта, выставка Госиздата произведений Лермонтова (книги продаются посетителям), книга впечатлений посетителей...»

Как бы то ни было, при всей своей скромности эта первая в послереволюционные годы экспозиция свидетельствовала о том, что музей в меру своих сил и возможностей старался показать экспонаты, связанные с жизнью и творчеством поэта.

29 июля 1928 года в Лермонтовской галерее был организован Лермонтовский утренник. Выступал на нем с большим докладом профессор Московского университета П.Н. Сакулин. По окончании программы Сакулин предложил присутствовавшим отправиться в «Домик», «в котором прошли последние дни короткой, горькой жизни поэта». Участники утренника пришли в музей и попросили директора «Домика» пригласить Е.А. Шан-Гирей. С большим вниманием слушали ее рассказ о том, как на стене «Домика» в 1884 году укрепляли мемориальную доску[36].