Смекни!
smekni.com

Основы землеустройства (стр. 2 из 4)

В качестве первичной информации используют статистическую отчетность каждого сельскохозяйственного предприятия за последние пять лет, материалы топографических съемок, аэрофотосъемок, космических съемок, почвенных, геоботанических и других обследований.

При продолжительном ведении земельный кадастр имеет научное значение для аграрных отношений.

2. Понятие об агроландшафтах

Каждый природный ландшафт как объективно существующее природное образование имеет свой индивидуальный внешний облик и внутреннюю структуру, образуемую прямыми и обратными взаимосвязями и взаимодействиями между ландшафтообразующими природными компонентами, конкретное положение на земной поверхности и границы.

На развитие и изменение ландшафта в пространстве и во времени влияет хозяйственная деятельность человека. Наиболее масштабное влияние на природный ландшафт оказывает сельскохозяйственная деятельность.

В ходе исторического развития человечества сельскохозяйственное производство расширялось как качественно, так и количественно. Вместе с этим углублялось его воздействие на природные комплексы, на которых оно развивалось. Это привело к возникновению многообразных антропогенных сельскохозяйственных ландшафтов — агроландшафтов.

Агроландшафт — антропогенный ландшафт, естественная растительность которого на подавляющей части территории заменена агроценозами; пейзаж сельской местности.

Агроценоз — созданное с целью получения сельскохозяйственной продукции и регулярно поддерживаемое человеком биотическое сообщество, обладающее малой экологической надежностью, но высокой урожайностью (продуктивностью) одного или нескольких избранных видов (сортов, пород) растений или животных.

Выделяют следующие основные типы агроландшафтов: полевой, садовый, лугопастбищный, сельский селитебный.

Полевой тип агроландшафтов характеризуется ежегодной перепашкой почвы, внесением удобрений и искусственным фитоценозом.

Фитоценоз — более или менее устойчивое, обычно исторически сложившееся сообщество, составленное растительными организмами одного или многих поколений и образовавшее собственную внутреннюю среду (фитопланктон, климат, измененный растительным сообществом, обмен веществами и т. п.).

Существует довольно четкая приуроченность массивов пашни к категориям рельефа. Главные геоморфологические факторы, ограничивающие распределение пахотных земель, — уклоны поверхности, определяющие развитие почвенной эрозии, условия стока поверхностных вод, а также тип водного питания территории. Несмотря на то что агротехника возделывания некоторых культур (например, чая) позволила использовать довольно крутые склоны (до 15...20°), все же основные массивы пахотных земель размещаются на типично равнинных формах рельефа.

В нашей стране условия рельефа, климата, а следовательно, и почвенные позволяют использовать для земледелия значительно большую территорию, чем та, которая распахивается ныне.

Однако необходимо учесть, что расширение площади пашни возможно либо путем орошения пустынных или полупустынных земель, либо за счет осушения влажных лесных земель. В первом случае площадь земель неорошаемого земледелия не увеличится. Вопрос же о целесообразности трансформации лесных земель в пашню может быть решен лишь после определения экономической и экологической целесообразности. Таким образом, исследования по оценке ресурсов неорошаемого земледелия следует ориентировать не столько на изыскание новых площадей для освоения, сколько на исследование возможности более интенсивного использования потенциально уже освоенных земель и принимать во внимание факторы, способствующие интенсивности их использования.

При распашке происходят следующие основные антропогенные изменения ландшафтов: изменения растительного и животного мира, биологического круговорота, почв, образование культурных почв, усиление эрозии и дефляции почв, увеличение твердого стока и изменение химического состава поверхностных вод, изменение водного баланса и микроклимата.

Изменение биологического круговорота в агроландшафтах. В результате изменения растительного покрова в агроландшафтах нарушается биологический круговорот. В естественных ландшафтах, как правило, достигнуто равновесие между почвами и растительностью. Постоянный обмен веществом и энергией между растениями и почвами и высокий темп биологического круговорота приводят к тому, что первичная растительность вовлекает в него значительно большее количество веществ, чем культурная, менее адаптировавшаяся здесь экологически.

На освоенных почвах происходит односторонний процесс — отчуждение питательных веществ с собранным урожаем. Естественный возврат питательных веществ с отмирающими частями растений отсутствует. Сам процесс обработки почвы приводит к усилению минерализации органических остатков и гумусовых веществ, к распылению и потере питательных веществ в результате эрозии.

Имеющиеся данные о ежегодном выносе из почвы основных питательных веществ (N, Р, К, Са), отчуждающихся с урожаем, свидетельствуют о том, что теоретически через 100... 150 лет почвы, характеризующиеся средним плодородием, могут быть полностью истощены.

Образование культурных почв — главная особенность агроландшафтов, создающихся в результате длительного земледельческого использования. Их профиль формируется при чисто механическом перемешивании пахотных горизонтов, внесении удобрений, усилении процессов смыва, намыва и т. д. Но процесс воздействия на почвы может вызывать и неблагоприятные изменения из-за несовершенства агротехнических приемов.

Вместе с тем даже при очень глубоких изменениях почвы сохраняют ряд зональных особенностей природного почвообразования. Степень изменения почв также связана не только с интенсивностью агротехнических и мелиоративных мероприятий, но и с особенностями исходного ландшафта. Поэтому обрабатываемые почвы являются одновременно как природными образованиями, так и результатом деятельности человека.

Почвы, используемые в земледелии, делят на следующие основные группы:

освоенные, включая ухудшенные — "выпаханные" черноземы, вторично засоленные почвы и т. п.;

окультуренные и культурные — почвы с возросшим эффективным плодородием в результате распашки, систематической обработки, внесения удобрений;

преобразованные — почвы с существенно нарушенными водным и тепловым режимами, измененной системой генетических горизонтов под влиянием мелиорации: осушения, орошения, глубокого плантажирования;

антропогенные, или искусственные, — заново созданные человеком путем осушения морского дна, кольматажа, аккумуляции ирригационных наносов, рекультивации промышленных выработок, в парниках и теплицах.

Естественно, что вновь приобретенные свойства почв, влияющие на их производительную способность, будут различными в разных природных зонах и у разных типов почв.

3. Измерение углов и направлений по топографической карте. Определение точки стояния

Измерение углов и направлений по топографической карте. Истинный азимут А, магнитный азимут АM и дирекционный угол α данной линии можно измерить на карте с помощью транспортира. Для удобства измерения этих величин на отечественных топографических картах под нижней рамкой листа слева от линейного масштаба помещают график, показывающий взаимное расположение географического, магнитного меридианов и вертикальных линий сетки, а также указывают с точностью до минуты среднее склонение магнитной стрелки, гауссово сближение меридианов и годовое изменение магнитного склонения.

Дирекционным углом αназывают угол между северным направлением вертикальной линии километровой сетки и направлением на предмет, измеряют его по ходу часовой стрелки (по карте — транспортиром).

Определение дирекционных углов и магнитных азимутов по карте. Измеряют или строят дирекционные углы на карте с помощью транспортира. Чтобы измерить дирекционный угол какого-либо направления, надо остро отточенным карандашом прочертить это направление на карте (рис. 5). Далее следует сообразить, в какой четверти располагается данное направление и каково приблизительно будет значение угла. Затем транспортир накладывают на карту так, чтобы середина его линейки, отмеченная штрихом, совпала с точкой пересечения данного направления и одной из вертикальных линий координатной сетки, а край линейки транспортира совместился бы с этой линией. После этого отсчитывают по шкале транспортира угол, соответствующий румбу или дирекционному углу. Для линии АБ (см. рис. 5) дирекционный угол равен 43°00'; так как склонение восточное 6° 15', а сближение западное 2°21', то поправка в дирекционный угол при переходе к магнитному азимуту

AМ = α-(γ+δ) = 43°00' - (6°15' + 2°21') = 34°24'.

Рис. 1. Определение магнитных азимутов по измеренным дирекционным углам

Для линии ИК дирекционный угол βавен 228°00', а магнитный азимут

АМ = α-(γ+δ) = 228°00' - (6°15' + 2°21') = 219°24'.

На рисунке 1 направления АБ, ..., ДЕ— прямые. Для них дирекционные углы α измеряют, а магнитные азимуты АМ вычисляют аналогично направлению АБ. Направления Е, ИК — обратные, поэтому дирекционный угол измеряют так, как для направления ИК.

Для построения на карте дирекционного угла проводят через данную точку прямую, параллельную вертикальной линии координатной сетки. Затем прикладывают к этой линии транспортир так, чтобы середина его совпала с данной точкой, и по шкале транспортира откладывают данный угол. Определение точки стояния. Проще всего можно определить точку стояния, когда она находится около какого-либо местного предмета, изображенного на карте. Допустим, мы находимся на шоссе у переезда через железную дорогу. Найдем на карте изображение железной дороги и шоссе. Место пересечения осей условных знаков шоссейной и железной дорог укажет точку стояния. Несколько труднее определить точку стояния в том месте, где поблизости нет местных предметов. В таких случаях применяют различные способы засечек. Наиболее общий способ заключается в следующем. На местности находят два заметных предмета (ориентира) и опознают их на карте. Затем карту ориентируют с помощью компаса как можно точнее и проводят на ней направление от самих предметов через их условные знаки. Точка пересечения этих направлений будет точкой стояния (рис. 2).