Смекни!
smekni.com

Роль колыбельных песен и поэзии пестования в системе детского фольклора (стр. 2 из 5)

Ходитсон по сеням,

Адрема по терему,

ИщетВалю в пологу,

Нагибкомкачелю.

Сонговорит:

«НадоВалю усыпить».

Адрема говорит:

«НадоВалю удремить».

Сонда дрема,

Накатитесьна глаза!

Еслимладенец не засыпал, то винили Сон и Дрему. К ним обращались с упреками:

ГлупыйСон, Сон!

НеразумнаяДрема!

Мимоты ходишь,

Колыбелине находишь.

ТогдаСон и Дрему просили прийти к ребенку:

Сонда Дрема,

Придик Ване в голова.

Сонда Дрема,

Накатисяна глаза.

Встаринной карельской колыбельной песне мы находим и прямо выраженную просьбу.Она воспроизводит древний погребальный обряд:

Приходи-кодед-снотворник,

Дед-снотворник,бабка-дрема,

Сонс собою принеси,

Сладкийсон в корзинке медной,

Дремув чаше оловянной,

Лентойшелковою мягкой

Повяжиребенку глазки.

Лентоймягкой, золотою

тыприкрой ребенку веки.

Завяжиты глазки крохе

Лентойшелковою мягкой,

Тызакрой малютке уши

Золотойсвоей серьгою.

Особенностикомпозиции колыбельных песен напоминают заговоры. В некоторых текстахпредставлена типичная для заговора схема договора с представителями иного мира:им обещают подношение, а взамен просят сон и благополучие. Жертвой можетвыступать и ребенок:

Возьми,возьми маленькую

Туути,дочку, в край Туони,

Будетв Манале невеста".

(Туони- повелитель Маналы, царства мертвых).

Вколыбельных песнях присутствуют и такие свойственные заговорам особенности, какобращения к животным: «Курица, возьми бессонницу у (имя), дай свой сон».(Выбор курицы не случаен. В верованиях большинства славянских народов онарассматривалась как воплощение женского и материнского начала. Отсюда возниклотрадиционное наименование ребенка цыпленочком).

Современем появилось аналогичное обращение к коту: «Кошки, коты, / Принеситедремоты».

Какночное животное кот считался носителем сна, поэтому его образ заместилкурицу, ритуальное значение образа которой было утрачено. Перед тем как ребенкапервый раз уложить в колыбель, туда помещали кота, чтобы на него пали возможныекозни злых сил. «Спивать кота» - у белорусов и украинцев означает убаюкиватьребенка пением.

Ународов, живущих в тайге, зафиксированы колыбельные песни, содержащие обращенияк медведю и волку – важнейшим тотемным животным. С первых дней жизни ребенкамать просила их оказать покровительство.

Послепринятия христианства в колыбельных песнях появляются образы традиционныхзащитников - ангелов, святых, господа Бога, которых призывают для помощи иблагословения. Чаще всего обращаются к Богородице с просьбой защитить младенцаот нечистой силы, уберечь, усыпить:

УспенияМать,

Уложимладеня спать

Натесову на кровать.

Вколыбельных песнях встречаются не только благопожелательные обращения. Известнытексты, в которых ребенку желают смерти.

Вподобных песнях три сюжета: описание будущих похорон ребенка, места егопогребения, поминок. Некоторые тексты похожи на формулы, них повторяются одни ите же слова и выражения:

Господи,благослови,

Вымылся,выпарился,

Сердецьноедитятко,

Насон, на рость,

Надобрую милось.

Спипо ноцям,

Арасти по цясам".

Пожеланиесмерти выражается не только в повествовательной, но и в вопросительной форме: «Нетли местечка в раю?» (для ребенка).

Содной стороны, подобные тексты представляют собой пережиток древнего обычая,когда слабых, увечных и «лишних» детей убивали, избавляя от мук болезнии голода.

Баю,дитятко,

Качаютебя,

Чтобты спало,

Неплакало

Иматушке

Покойдало.

Бросимтебя в пруд,

ВДунай реку,

Хватайего водяной.

Обращение к смертиявляется одной из традиционных форм охранительной магии. Желая смерти своемуребенку, матери стремились обмануть злые силы. Аналогичную направленность имелии отрицательные охранительные прозвища. Тексты с подобными сюжетами появлялисьв периоды различных бедствий, неурожаев, эпидемий.

Входе эволюции колыбельные песни утратили магическую функцию, но текстыпродолжали сохраняться в памяти. По древнейшим моделям стали создавать новые иновые произведения, носившие чисто практический характер. Ежедневное исполнениепесен позволило сохраниться как древним текстам, так и новым, появлявшимся впрактике ухода за детьми.

В колыбельных песнях материрассказывали о радостях и горестях своей жизни, о своих хозяйственных заботах,о том, что их занимало в данное время. Одновременно ребенок получал некоторыесведения об окружающем его мире, постигал особенности родной речи. Отвлекаясьот работы из-за ухода за ребенком, мать могла спеть такую песню:

Спи,поспи,

Амы потеряли денек,

Ане пряли простыньки,

Немотали мотки,

Неткали поставки.

Вколыбельной песне всегда отражались идеалы своего времени. В дореволюционныхзаписях встречаются пожелания богатства, общественного положения:

Спи,Ванюша, в камке,

Пробудисьв тафте,

Валом бархате.

Станешьв Питер ходить,

Серебро,золото носить.

Послепожелания богатства и обеспеченной жизни в колыбельной песне подробноописываются самые разнообразные занятия - рубка дров, приготовление пищи, уходза полем, ткацкие работы. Иногда встречается описание будущей жизни ребенка:

Вырастешьбольшой,

Недосугбудет спать,

Надоработу работать,

Орать,боронить,

Огородгородить,

Влес по ягоды ходить,

Покоровушку ходить.

Подвлиянием обрядовых, в частности величальных песен, в колыбельных песняхпоявляются описания идеальной колыбели, у нее: «огибочка шелкова», «рогзолотой», «подушечка перинка», «одеяльце соболье», «очепок вересовый». Частосравнивают колыбель и вещи кота; понятно, что у ребенка все оказывается лучше,чем у животного:

Укотика, у кота

Колыбельхороша,

Умоего Сашеньки

Лучшеего.

Укота, кота

Перинушкамягка,

Умоего Сашеньки

Мягчеего.

Укота, кота

Подушечкабела,

Умоего Сашеньки

Соболинаялежит.

Основнымприемом становится сравнение, сопоставляются не только предметы, но иокружающие, родственники, например, говорится, что «у кота мачеха лиха».В колыбельных может содержаться связный рассказ. Повсеместно распространенарусская песня о мужике (хозяине, барине, Федоре и т. д.), у которого полна хатаребят. Варьируются начало и конец, но основная часть текста сохраняется:

Баю-баюшки,баю.

Живетмужик на краю.

Онне беден, не богат,

Полнагорница ребят.

Всепо лавочкам сидят,

Кашкумасляну едят.

Концовкасуществует в двух вариантах, в одном перечисляются ребята:

ПервыйГришка,

ВторойМишка,

ТретийВанюшка сынок,

Сынокмилый паренек.

Вдругом тексте встречаем иную концовку:

Кашкамасляная,

Ложкакрашеная,

Ложкагнется,

Нострясется,

Сердцерадуется.

Вколыбельных песнях XIX века встречаются реалии, упоминания, не связанные скрестьянским бытом, называются такие предметы, которые в крестьянскойобстановке не встречаются. Дитя качают «нянюшки, мамушки, сенные девушки»,они «прилюлюкивают», что ребенок, когда вырастет, будет

Нянюшками мамушкам

Обновочкидарить,

Сеннымдевушкам -

Поплатьицу,

Старымстарушкам -

Подзатыльнички.

(Подзатыльничек- женское головное украшение).

Параллельноупоминаются терем, золотое монисто у маменьки, соболи и куницы у папеньки,камка, парча, алый бархат; колыбель ребенка декоративно украшена: «крюкизолотые, ремни бархатные, колечки витые». Очевидно, что подобные песнизародились в одной социальной среде и затем перешли в другую.

Втекстах, записанных в крестьянской среде, редко встречаются мечты о школе иобучении; попадаются редко, практически отсутствуют пожелания типа:

Станешьв школу ходить,

Станешькнижки учить,

Выучиссяв книжке,

Станетбатюшка женить...

Онипоявляются лишь с середины XIX века. Можно предположить, что подобная песенкасложилась среди крепостных, тем более что запись ее относится к 1857 году. Вфольклоре разных народов встречаются колыбельные песни, в которых говорится оработе членов семьи:

Баю,баиньки-баю,

Отецпошел за рыбою,

Аматушка дрова рубить,

Абабушка уху варить.

В колыбельных частовстречается описание покупок на ярмарке или в городе, одного из значительныхсобытий в крестьянской семье:

Байки,побайки,

Куплюматери китайки,

Отцукумачу,

Братцубархатцу,

Сестреленточку,

Дедке- сапоги,

Бабке– коты.

Ейк обедне ходить.

(Коты– вид женской валяной обуви).

Ребеноквсегда получает какой-нибудь подарочек или обновку:

Купимсынку валенки,

Наденемна ноженьки,

Пустимпо дороженьке.

Достанутсяребенку и гостинцы:

Подподушкой калачи,

Вруках прянички,

Вщечках яблочки.

Сюжетколыбельной песниразвивается динамично, в каждом стихе развертывается новая картинка, посколькуребенок не может долго задерживать свое внимание на одном предмете.