Смекни!
smekni.com

Роль колыбельных песен и поэзии пестования в системе детского фольклора (стр. 3 из 5)

Дляколыбельных песен характерна персонификация предметов и явлений окружающегомира, наделение животных чертами и качествами людей. Главным персонажемславянских колыбельных песен является кот. Он становится первым объектомнаблюдения для ребенка - живет в избе, привлекает внимание своими движениями,игривостью, мягкой шерсткой. Кот изображается весьма подробно, с присущими емувнешними признаками, повадками и привычками:

Котик,коток,

Серыйхвосток,

Шейкатвоя белогорлистая.

Вместес тем кот занят своими обычными делами:

Сирыйкит

Наколодку скик,

Зпиймавмышку,

Пустиву колыбку,

Мышкабуде грати,

Ванябуде спати.

Воспринимаякота как помощника матери, его зовут ночевать, ребенка качать и обещают всякиенаграды: «кувшин молока, конец пирога», «тапы в лапы», «склянку вина», «редькихвост и великий пост», «сошьем тебе чоботы по самые животы», «хвостик вызолочу,лапки высеребрю» и т.д.

Котауговаривают не ходить к чужим детям:

Некачай ты, коток,

Чужихдеточек

Малолеточек.

Подик нам ночевать

ДаВанюшу качать.

Котосердился,

Напечку спать ложился,

Онучив голову клал

ИВанюшу не качал.

Приобретаячеловеческие качества, кот совершает обычные повседневные действия, выполняеттрадиционную домашнюю работу:

Кошкалыки дерет,

Котулапти плетет.

Или:

Выметисени,

Вымыйложки,

Погуляйтрошки.

Иногдакот ведет себя как воришка, слизывает сметану, творог. Описания проказ кота,напоминающие типичные детские шалости, часто заканчиваются нравоучениями:

Нелизь на колодку,

Боразобьешь головку.

Котне послушался,

Пошелпо водицу,

Тайупал в крыницю.

Вомногих песнях говорится о вороватом коте:

Повадилсякоток

Посметану, по творог.

Какувидели кота

Двалакея из окна,

Онихлопнули окном,

Побежализа котом.

Удариличоботом.

Иногдакот оказывается не виноват в случившемся, бывает и так, что

Поварпеночки слизал,

Наменя, кота, сказал.

Другиеживотные упоминаются реже, иногда на месте кота оказывается зайчик, а вколыбельных северных губерний можно найти соболей, куниц, лисиц.

Персонажамиколыбельных песен могут становиться и птицы. Чаще всего в колыбельныхпоявляются голуби, или, как их называют на детском языке, гуленьки. В песняхрассказывается, как голуби прилетают на колыбель ребенка и думают о том, чем быего накормить, напоить, утешить и порадовать. Образ кроткого, нежно воркующегоголубя олицетворяет нежность и заботу. Обилие уменьшительных префиксов,повторение буквы «л» в словах передают их воркование:

Люли,люли, люлиньки,

Селигули налюлиньку,

Сталигули ворковать,

ЧемВанюшу нам питать?

Чайком,молочком, сахарком,

Залетелив уголок,

Зажигалиогонек,

Сталикашку варить,

СталиВаню кормить.

Режев колыбельных упоминаются другие птицы - куры, вороны, грачи:

Айкачи, качи, качи,

Прилетелик нам грачи.

Онисели на ворота

Ворота-то- скрып, скрып,

АКоленька спит-спит.

Вколыбельных песнях также встречается персонаж, которым пугают ребенка. Врусском крестьянском быту им может стать и медведь, и «серый волк», и «бука», идругие страшные для ребенка существа:

Придетсеренький волчок,

СхватитКатю за бочок,

Утащитее в лесок,

Закопаетво песок.

СтанутКатеньку искать

Поболотам, по мохам...

Матьуговаривает ребенка спать: «Спи, сынок, спи, пёстышек. Спи, а то бука придет».Ребенок плачет. Тогда мать говорит: «Писаный ты мой, спи. И кошка спит, и Жучкаспит, и мама спит, и сыночку спать хочется-хочется». Ребенок продолжаетплакать: «Сыночек, бука идет. Вон, вон, слушай!»

Матьпоет грубым голосом:

Яна липовой ноге,

Наберезовой клюке.

«Слышь,бука идет - спи, спи!»

Опятьгрубым голосом:

Яна липовой ноге,

Наберезовой клюке.

Иземля-то спит,

Ивода-то спит!

Ребенокчто-то испуганно спрашивает. Мать: «Спи, спи. А то вон она, букарка-то, идет.Закрой глазки, спи!» Ребенок пытается разговаривать. Мать опять поет грубымголосом:

Всепо селам спят,

Подеревням спят,

Однабаба не спит

Данаш Ванюшка,

Ита бабочка не спит,

Моюшерсть прядет,

Моемясо варит.

«Спи,вон, вон бука-то за тобой идет. Не дадим тебе, бука, Вани». Ваня спит. «Иди,бука, прочь. Ванюшка спит»!

Обычнок ребенку обращаются с пожеланиями сна, здоровья, роста, иногда содержатсяпросьбы слушаться окружающих, не ложиться на край, не капризничать, неподнимать головы:

Абаю-баю, баю,

Неложися на краю.

Придетсеренький волчок,

Тебясхватит за бочок

Иутащит во лесок

Подракитовый кусток.

Тамптички поют,

Тебеспать не дают.

Кживотным, птицам, мифологическим персонажам обращаются с просьбой не пугатьребенка и помочь ему заснуть. Поэтому часто встречаются императивные формы:«Поди, муха, под сарай, / Нашу Маню не пугай. / Бай-бай-бай».

Древниеколыбельные песни не имели рифмы, ее заменяли повторы однотипных слов илипобудительных междометий («Баю-бай, засыпай / Скоро глазки закрывай»). Позжепоявились припевы, основанные на междометиях («Баю-бай», «Люли-люленьки»,«А-а-а»), придавшие тексту монотонность и размеренность. «Они могут становитьсязачином, концовкой, связующим элементом песен, исполняемых последовательно, а такжевыступать в роли самостоятельных попевок.

Спомощью припевов создавался своеобразный ритмический рисунок, усиливаемыйпереносами, анафорами и эпифорами.

Закономерноечередование ударных и безударных слогов отсутствовало. Каждый стих имел по дваопорных ударения, вокруг которых свободно группировались безударные слоги.Рифма и размер прежде всего появились в запевах, припевах, концовках песен.Чаще всего в колыбельных песнях используется четырехстопный хорей с мужской илиженской рифмой.

Вколыбельных песнях XIX века, как правило, употребляется хорей с пиррихием илихорей и ямб. Дактилическая рифма встречается значительно реже. Данная рифмовкасближает песни с разговорной речью, делает их доступными для детей.

Кособенностям колыбельных песен можно отнести преимущественное употребление существительныхи глаголов. В колыбельных песнях встречаются различные повторы: аллитерации,ассонансы, синонимы, тавтологические слова и выражения, повторы слов в одномстихе, повторы начальных слов смежных стихов, цепевидных повторений словсмежных стихов, повторений целых стихов, местоимений с предлогами и безпредлогов, служебных слов, звукоподражаний. Одни участвуют в создании системыобращений, другие придают повествованию динамику и в то же время обеспечиваютоднотонный ритм.

Возможностиразвития колыбельных песен исследователи видят в использовании как колыбельныхсемейно-бытовых, социально-бытовых песен, баллад, усилении влияния литературы.

"Болееполовины современного репертуара колыбельных заимствовано из разных жанров -прибауток, потешек, песен, частушек, игровых приговорок, считалок. Можноговорить об использовании жанровой структуры народных колыбельныхпрофессиональными поэтами и композиторами», - считает М.Н. Мельников.

2.2Поэзия пестования

Еслив колыбельной песне большинство мотивов непонятны ребенку, то поэзия пестованиячетко связана с интересами, запросами и потребностями ребенка. Поэтому еесчитают собственно детским фольклором. Каждая из трех групп текстовпредназначена для детей определенного возраста. Самым маленьким адресованы пестушки,детям чуть постарше - потешки. Прибаутки предназначены детям, которые уже могутне только понять обращение, но и ответить на него.

 

2.2.1Пестушки

Пестушкаминазывают короткие приговорки или песенки, сопровождающие игровые движения илифизические упражнения (потягивание, разведение рук, тормошение, поглаживание,подбрасывание, щекотание). Они помогали установить эмоциональный контакт совзрослым, без чего немыслимо нормальное психическое и физическое развитиеребенка, обучали языку и мелодике, давали первые представления о реалияхокружающей действительности».

Пестушкипомогают поддерживать в ребенке в период бодрствования хорошее настроение,удерживают его от слез и капризов. Одновременно проводится массаж или несложныефизические упражнения. Практическая медицина и народная педагогика выработалицелый комплекс упражнений, сопровождаемых исполнением пестушек с первых недельжизни ребенка.

Названиепестушка (пестюшка) происходит от глагола пестовать - нянчить, носить на руках,воспитывать, растить, ухаживать за кем-либо.

Движениеиграет особую роль в развитии ребенка раннего возраста. Еще в XIX веке один изпервых собирателей детского фольклора, доктор Е.А. Покровский замечал: «Этидвижения имеют некоторый воспитательный смысл как в физическом, так и в духовномотношении для приучения детей к необходимому движению, ловкости, сметливости».

Каждыйэтап развития ребенка сопровождался соответствующей пестушкой. Когдапроснувшийся ребенок потягивается и расправляет свое тельце, его поглаживают иговорят:

Потягунюшки,порастунюшки,

Поперектолстунюшки,

Ав ножки ходунюшки,

Ав ручки фатунющки,

Ав роток говорок,

Ав головку разумок.

Тексткак бы подсказывает нужные движения, помогает точнее дозировать времяупражнения.

Сводяи разводя ручки ребенка, произносят другую пестушку:

Тянихолсты,

Потягивай,

Вкоробочку

Покладывай.

Переваливаяголовку ребенка с ладони на ладонь, приговаривают:

Валяй,валяй коровай,

Пришелк бабе пономарь.