Смекни!
smekni.com

Роль колыбельных песен и поэзии пестования в системе детского фольклора (стр. 4 из 5)

Дай,баба, теста,

Нетв печи места.

Когдаребенок пытается встать на ножки, ему помогают:

Дыбки,дыбок,

СкороСашеньке - годок!

Чтобыприучить ребенка стоять без опоры, припевают, взяв его за обе ручки:

Ай,деточка, попляши,

Твоиножки хороши,

Носсучком,

Головакрючком,

Спинкаящичком.

Когдаребенок делает первые шаги, то поется следующая потешка:

Ножки,ножки,

Кудавы бежите?»

Влесок на мошок

Избушкумшить,

Чтобне холодно жить.

Ребенокначинает бегать, делают вид, что догоняют его и приговаривают:

Яточу, молочу

Начужом гумне.

Комне курочка пришла,

Куропаточкапришла.

Ядевушку нагоню,

Якрасную нагоню,

Засебя ее возьму.

Большоеколичество текстов связаны с подбрасыванием ребенка на руках и качанием наколенях. Упражнения помогают воспитывать координацию движений и приучаютребенка владеть своим телом. Сопровождающие их пестушки отличаютсядинамичностью стиха и ритма в соответствии с движениями ребенка.

Пестушкиобычно начинаются со звукоподражания: «Скок, поскок», «Чики, чики, чикалочки»,«Тюшки, тютюшки». Последнее из этих звукоподражаний дало диалектное названиеэтому виду песенок «тютюшки», отсюда же происходит глагол «тютюкать», т.е.подбрасывать ребенка.

Тюшки,тютюшки,

Овсяныелепешки,

Пшеничныйпирожок,

Наопарушке мешон,

Высокохоньковзошел.

Произносяпоследние слова, ребенка высоко поднимают.

ВТобольской губернии, сажая ребенка на колени и подбрасывая его, напевают«Петровну»:

БабушкаПетровна,

Поехалапо бревна,

Вскачьпогонила,

Бревноуронила,

Ногуизломала,

Какстарику показать.

Шубнойрукав привязать.

Плачущего ребёнка обычноуспокаивали, показывая ему «козу», т. е. бодали, наставив на него вытянутыеуказательный палец и мизинец, при этом приговаривали:

Идёт коза рогатая,

Идёт коза бодатая;

Ножками - топ-топ!

Глазками – хлоп-хлоп!

Кто кашки не ест,

Кто молока не пьёт,

Забодаю, забодаю.

К пестушкам иногдаотносят шуточные заговоры, которые произносят во время купания ребёнка («С гусявода, с Пети худоба»), вытирая его («На кота потягушки, / На дитя порастушки»),если ребёнок падает и ушибается:

У сороки боли,

У вороны боли,

У Феденьки заживи.

Поформе пестушки представляют собой простое распространенное или сложносочиненноепредложение. Диалогическая форма встречается редко. Употребляется обычно парнаярифма («подушки-подружки», «мыше-выше») или внутренняя («В лесок по мошок»).Созданию звуковой организации пестушек способствуют повторы («Лунь плывет, луньплывет»). Подобную же функцию выполняют звукоподражания:

Вышлакошка:

Тра-та-та,

Вышлакошка за кота!

Текстпестушки состоит из слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, используютсяразличные части речи.

2.2.2 Потешки

По мере усиления игровогоначала пестушки переходят в потешки, элементарные игры: «Ладушки»,«»Сорока-ворона», «Коза рогатая». В них создаётся элементарная игроваяситуация, предусмартивающая осознанную ответную реакцию ребёнка.

Потешки обычно начинаютрассказывать на втором году жизни, когда ребёнок овладевает словарным запасом,произносит первые слова. Во время игры используют пальцы, руки или какие-либодругие части тела ребёнка и взрослого. Они обозначают самые разнообразныепредметы и действия. Самой популярной игрой, сопровождающейся соответствующимсловесным приговором, считаются «Ладушки». Обычно взрослый усаживает ребёнка наколени и, взяв его руки в свои, то сводит, то разводит их, изображая полётптиц. Действие завершается следующим образом:

Ладушки, ладушки,

Где были? У бабушки.

Что ели? Кашку.

Что пили? Бражку.

Бабушкадобренька,

Кашкавкусненька,

Попили,поели

Шу-у-у!полетели,

Наголовку сели!

Длядетей в возрасте четырех-шести лет придумывали другие забавы, вводили в потешкиэлемент неожиданности, подвоха, которые ребенок должен был разгадать: Сложивкрест-накрест указательные пальцы обеих рук, взрослый предлагал ребенкузасунуть пальчик в образовавшийся «колодчик»: «Сунь пальчик в колодчик» или«Сунь пальчик, там зайчик!» В последнем случае взрослый сжимал руки в «замок» иподжимал большие пальцы, как бы обозначая заячьи уши. Смысл игры заключался втом, чтобы опередить взрослого и вовремя выдернуть палец.

Потешкипредставляют собой постепенно разворачивающийся рассказ, в ходе которогопроисходит вовлечение ребенка в игру.

Потешка«Сорока-ворона» разбивается на отдельные части. Взрослый вертит пальцем поладони ребенка, изображая помешивание каши. Когда каша «сваривается», следуетее раздача детям, которых изображают пальчики ребенка. Касаясь каждого пальца,взрослый говорит: «Этому дала». В некоторых вариантах называется посуда, вкоторой дается каша: «Этому на ложке, этому в чашке, этому в поварешке» и т.д.Все детки-пальцы получают кашку, исключая меньшого - мизинчика. Иногда отказнакормить мотивируется: «за водицей не ходил, дров не рубил, каши не варил».

Следующийэтап игры - обделенный мизинчик идет искать работу. Теперь действие переходитна всю руку, мизинчик «толчет, мелет, по воду ходит» и т.д. Рука как быизображает дорогу, по которой идет мизинчик. Ребенка щекочут на сгибе кисти, улоктя и под мышкой, говорится, что мизинчик находит здесь «пень, колоду,криницу и теплую водицу». Игра заканчивается щекотанием ребенка под мышкой,вызывающим смех.

Сорока-ворона

Кашкуварила,

Напорог скакала,

Гостейсозывала.

Гостине бывали,

Кашкине едали.

Всесвоим деткам

Отдала.

Этомудала (перебираются все пальцы),

Этомуне дала (трогают мизинец).

Зачемдров не пилил,

Водуне носил.

Пошелсам искать,

Здесьводица холодненькая,

Здесьтепленькая,

Здесьгоряченькая,

Здеськипяток, кипяток.

Вдругих потешках объектом игры являются не пальцы, а нос или спинка ребенка.Берут нос ребенка и говорят:

-Чей нос?

-Савин.

-Где был?

-Славил.

-Что выславил?

-Копеечку.

-Что купил?

-Калачик.

-С кем съел?

-Один (Вариант: Съел с тобой.)

Припервом варианте ответа теребят ребенка за нос, как бы в наказание за то, что онпоступил не по-товарищески и не поделился с другими.

Каждаяигра содержит наставление: в потешке-сказочке «Сорока-ворона» птица щедрокормит всех кашей, кроме одного, того, кто ленился и не работал вместе совсеми: «Этот мал, не дорос, / Он воды не принес. / Шшу, шшу, полетели!» Такребенок постепенно приготавливается к самостоятельной жизни в детскомколлективе, познает окружающий его мир и приспосабливается к нему.

Общениес ребенком происходит в виде диалога, подразумевающего непосредственныйконтакт. Ребенок должен был повторять за взрослым отдельные команды. Во времяигры ребенок также обучался элементам счета и подходил к пониманию некоторыхабстрактных понятий (аллегории: пальцы - сорочата).

Основнойчастью речи, способствующей созданию динамики действия, становится глагол, он«выносится в окончание стиха, ставится под логическое ударение, выделяетсяинтонационно, скрепляется рифмой» (Мельник., с. 44).

Насыщенностьпотешек экспрессивно-эмоциональными словами, рефренами, то и дело возвращающимиребенка к определенной мысли, обуславливает наличие большего количествавариантов (Сл., с. 267-268). В собраниях чаще других представлены вариантысюжетных схем «Ладушки», «Сорока-воровка».

Средидругих особенностей потешек можно отметить наличие звукоподражаний, междометий,повторов, Постоянный словообразовательный процесс на основе речи ребенка -словотворчество, изобразительность. Потешки, как и пестушки, отличаетритмичность.

Потешкивходят как составляющая самостоятельной игры. Похлопывая ребенка по спинкемежду лопаток, приговаривают:

«Чтов горбу?»

-Денежка.

«Ктонаклал?»

-Дедушка.

«Чемон клал?»

-Ковшичком.

«Каким?»

-Позолоченным.

2.2.3Прибаутки

Третьюгруппу поэзии пестования составляют прибаутки - небольшие рассказы или сказки,не сопровождаемые движениями и забавляющие ребенка своим содержанием, ритмом,мелодией.

Прибауткаминазывают «маленькие, элементарно построенные сказочки, доступные детям в раннемвозрасте. В них рассказывается незамысловатая история с элементарным сюжетом:например, «скачет галка по ельничку-березничку, плачет: наехали разбойники,сняли черные сапоги - не в чем теперь скакать по городу, не в чем плясать».

«Песенкии прибаутки относятся к тем жанрам фольклора, которые занимают переходноеположение между фольклором пестования и детским»,- замечает А.Н. Мартынова.

 Исследователисвязывают форму бытования с функцией прибауток: песенки и прибаутки исполняютсявзрослыми для детей и самими детьми. «Матери и няни забавляли детей, напевая иприговаривая им перед сном или в часы бодрствования складные, рифмованныезабавушки». Дети также складывали подобные тексты, развлекая и себя самих, иокружающих.

Вероятно,песенки и прибаутки вошли в детский фольклор из фольклора взрослых: шуточных,игровых, хороводных, плясовых, сатирических песен, песенок из сказок, загадок,частушек. Сравним игровой приговор и прибаутку:

Коза,коза, бя,

Гдеты была?

-Коней стерегла.

-И где кони?

-Они в лес ушли...

Изколыбельных песен заимствована образная система, встречаются близкие и знакомыедетям животные: кошка, курочка, мышка, барашек и другие. Повсеместнораспространена песенка:

Тили-бом,тили-бом,

Загорелсякошкин дом.