Смекни!
smekni.com

Печорин как герой своего времени (стр. 2 из 6)

Образ Печорина написан ни одной черной краской. В конце концов, Печорин потерял свою худшую половину. Он – как человек из сказки, потерявший свою тень. Поэтому Лермонтов не превратил Печорина в вампира, а оставил его человеком, способным даже сочинить «Тамань». Вот этот человек, так похожий на Лермонтова, и заслонил тень Печорина. И уже невозможно разобрать, чьи шаги звучать на кремнистом пути. Лермонтов набросал портрет, состоящий не из пороков, а из противоречий. А главное, дал понять, что ту жажду, которой страдает этот человек, не утолить из колодца с минеральной водой. Губительный для всех, кроме самого себя, Печорин подобен пушкинскому анчару. Его трудно представить среди желтеющей нивы, в русском пейзаже. Он все больше где-то на востоке – Кавказ, Персия.

Роман «Герой нашего времени» «составлен» из отдельных самостоятельных новелл. В целом он представляет собой систему, казалось бы, не связанных между собой эпизодов из жизни главного героя.

Новеллистический принцип повествования способствует углубленной психологической характеристике героя. «Новелла» в переводе означает «новость», «новое»: так от Клавы к Клаве раскрываются новые грани противоречивого характера героя и сложный мир эпохи 30-х годов XIX века – эпохи безвременья. Личная инициатива героя, выступающая в каждой главе своего рода экспериментатором, движет сюжет и при всей «разорванности» повествования организует его в единое целое, образуя единство мысли и единство чувства.

Фрагментарная дискретность романа, построение его как слабо связанных между собой эпизодов и периодов жизни героя по-своему отражает «разорванность» этой жизни. Она (эта жизнь) происходит на перепутьях, в погоне каждый раз за какой-то новой целью, в надежде на полноту человеческой жизни. Лермонтов искал форму повествования органически, внутренне соответствующую характеру главного героя.

Дискретность повествовательной структуры давала автору возможность менять ракурс изображения, «сводить» позиции, мнения, оценки, на пересечении которых не только становился доступным загадочный Печорин, но разносторонне освещались и явления действительности.

Лермонтовский роман – произведение, рожденное последекабристской эпохой. Героическая попытка «ста прапорщиков» изменить общественный строй в России обернулась для них трагедией. Последекабристское десятилетие явилось сложным периодом русской истории. Это были годы реакции, политического гнета. Но в этот период напряженно работала мысль. Можно сказать, что вся энергия, накопившаяся в русском обществе и потенциально способная перейти в действие, была переключена в сферу интеллектуальной жизни. Русские образованные люди ставили перед собой цель выработать широкий взгляд на мир, постигнуть всеобщую связь явлений, понять закономерности исторической жизни народов и смысл бытия отдельного человека. Их внимание привлекли достижения немецкой классической философии (Шеллинга периода «Системы трансцендентального идеализма», объективного идеализма Гегеля) и последние завоевания исторической науки. В десятилетие после 14 декабря 1825 года стремление к знанию в русском обществе было столь велико, что позволило видным представителям его, освоив достижения европейской общественно-философской и исторической мысли, стать вровень с нею и самостоятельно обратиться к разрешению насущных проблем русской жизни.

Жизнь Печорина, как она дана в романе, не имеет общего направления. Она состоит из ряда разрозненных, эпизодических стычек с судьбой, которые не складываются в единый «сюжет», как и не способствуют процессу духовного роста героя. Один этап биографии Печорина не служит психологической подготовкой другого, не способствует накоплению героем жизненного опыта, который бы сохранялся на последующем этапе его развития.

Жизнь Печорина представляет, по собственному его признанию, цепь постоянных противоречий, которые возбуждают перед его сознанием, в общем-то, одни и те же вопросы. Бесконечно варьируясь. Видоизменяясь, принимаю каждый раз, в связи с изменяющимися обстоятельствами новую форму, эти вопросы так и не получают на страницах романа окончательного ответа.

Предметом анализа романа и могут стать эти мучающие Печорина вопросы, решению которых он отдал свою жизнь.

«Бэла», «Максим Максимыч».

Как и Онегин, Печорин – явление чисто русское, порожденное обстоятельствами русской жизни и общей культурной атмосферой 30-х годов.

«Герой нашего времени» создавался в тот период, когда русская литература выходила из романтизма и вступила на пути реализма. И естественно, что герой лермонтовского романа, явившись ближайшим литературным потомком героя романтиков, наследовал характерные его черты, его представления, его идеалы. Все это осложнилось в его сознании новыми идеями нового времени.

Печорин, в отличие от Онегина, предельно активен. Обстоятельства, с которыми он сталкивается в жизни, пробуждают его внутреннюю энергию, заставляют действовать, подчинять их себе.

Исследователи романа уже неоднократно отмечали, что «В действенности Печорина нашла отражение лермонтовская концепция личности. Проблема действия, соотношения необходимости («судьбы») и свободной активности человека («воли») составляем важную грань проблемы личности в «Герое нашего времени». Она имела актуальный общественно-политический смысл. С ее решение был связан вопрос об активности человека, о возможности преобразования действительности»

Сейчас очень важно увидеть все противоречия, которыми изобилует характер Печорина. В «Бэле» эти противоречия раскрываются через прямую характеристику, которую дает Печорину Максим Максимыч, через «исповедь» Печорина Максиму Максимычу, через поступки самого Печорина. Важно попытаться понять истинную цель поступков Печорина, хотя она, на первый взгляд, объяснена в «исповеди» Печорина. Увидеть ее в «Бэле» очень трудно, она восстанавливается по еле заметным деталям, которые в повести, взятой отдельно, вне контекста романа, просто необъяснимы. Эта цель – решение некоего вопроса, который неотступно стоит перед Печориным и который станет понятным читателю только в «Фаталисте», так как примет завершающий вид будет обличен в словесные формулы.

Наконец, важно услышать тональность повести, чтобы осознать ее место в композиции романа и хронологии событий.

Итак, каким предстает перед нами Печорин как характер в «Бэле»?

Первую характеристику дает ему Максим Максимыч. В его оценке Печорин «странный» человек, с которым «должны случаться разные необыкновенные вещи». И действительно, многое, что мы узнаем о Печорине, несоизмеримо одно с другим.

Печорин прислан в крепость по «казенной надобности», он «переведен» из России, служит здесь по чьей-то воле, а затем будет «назначен» в другой полк и уедет в Грузию.

Сразу же обращает на себя внимание «страдательное» значение слов: «прислан», «по казенной надобности», «переведен», «велено остаться». Печорин здесь как будто бы лицо пассивное. Однако на протяжении всего повествования нет ни одного поступка Печорина, совершенно «по казенной надобности»; все, что он делает, он делает по «личной надобности».

Печорин – дворянин, аристократ, «должно быть, богатый человек». Но свой дворянско-аристократический статус он воспринимает иногда не «аристократически». Вспомним его отношение к «шпаге», когда «Максим Максимыч пришел наказать его за похищение Бэлы».

Печорин погубил Бэлу и всю ее семью, причем сделал это не своими руками, а руками других людей: Азамата, Казбича; втянул в эту историю Максима Максимыча, причинив старику неимоверные страдания. Но он глубоко переживает нравственные издержки выбранной им жизненной позиции, и если является причиной несчастья других, то «и сам от этого не менее несчастлив».

Бэла и ее семья становятся жертвой своеволия Печорина, его безудержного эгоизма и индивидуализма. Но, делая своими жертвами других людей, он и себя не щадит. Он создает и себе экстремальные ситуации, когда на карту поставлена его жизнь Он готов в случае неудачи в деле «завоевания» Бэлы искать смерти, гоняясь «за пулей или ударом шашки». И это не игра. Хотя ситуация искусственная, «сделанная» им, рискует он всерьез. Здесь надо поверить Максиму Максимычу, убежденному в искренности замыслов Печорина, хотя истинный смысл его намерений и поступков старику непонятен: «Таков уж был человек, Бог его знает!» А разве не риском был вызов Казбичу, которого Печорин лишил и Бэлы, и коня! Недаром Максим Максимыч чувствует свою вину в том, что пересказал Печорину разговор Азамата и Казбича, где Казбич пел песню любви своему Карагезу.

Несомненно, жестокостью было вырвать Бэлу из ее среды, из естественного течения ее жизни, разрушить гармонию неведения и неискушенности, но какое-то мгновение дать ей ощущение полной жизни и любви, показать, что есть и иная жизнь, кроме той, какую знали женщины черкешенки. Это было жестокостью потому, что вело к неизбежной гибели в случае пробуждения. А оно было не за горами: Печорину очень скоро стало скучно, и Бэла была обречена. Простодушный Максим Максимыч подвел итог этому «эксперименту»: «Нет, она хорошо сделала, что умерла…». Но если внимательно прочитать сцену «приручения» Бэлы, то можно увидеть, что Печорин над ней ставит сознательный эксперимент. Ему важно не только подчинить Бэлу своей власти, но и проникнуть в тайные пружины ее поведения. Он испытывает, насколько свободен и несвободен в своих поступках человек. Он не только сам предельно активен, но и хочет вызвать активность в других людях, подтолкнуть их к внутреннему свободному действию. Печорин не вмешивается в принятие человеком решения, предоставляя ему возможность свободного выбора хотя не равнодушен к его результатам.

Итак, уже в этой повести видно, что Печорин – воплощенное противоречие. Отрицательные и положительные начала в душе Печорина – диалектические противоположности. Их борьба – это и сеть сам герой. Именно в постоянном противоборстве противоположных начал, а не в их равновесии или победе одного над другим заключается сама суть Печорина.