Смекни!
smekni.com

Печорин как герой своего времени (стр. 6 из 6)

Итак, все его стычки с судьбой, все его эксперименты были проверкой на прочность судьбы и себя. Он постоянно решал один из сложнейших вопросов человеческого бытия: судьба или я, моя воля, мой разум.

Эта новелла особая. Она имеет явно выраженную интона­цию конца, итога. Тональность ее целиком мажорна. В ней нет надрывов, потрясений, жертв Печорина, хотя он подвергает се­бя и других такой же опасности, как и везде. Показательно, что именно здесь Печорин — единственный случай в романе — не противопоставлен простому человеку, а в чем-то с ним сбли­жается (диалог с Максимом Максимычем в конце повести), и в некоторых случаях становится нравственно выше: ведь еса­ул, тоже исповедующий фатализм, предлагает пристрелить казака через щель, несмотря на то, что здесь же стоит мать.

Поэтому чрезвычайно важно, чтобы учащиеся не восприня­ли здесь Печорина как героя, пришедшего к какому-либо ито­гу, а судя по эмоциональному настроению повести — итогу положительному; как героя «изменившегося», «исправившего­ся», пришедшего к верному пониманию диалектической связи двух начал: судьбы, фатума и личной воли.

Стоит еще раз посмотреть на события, описанные в повес­ти. Печорин не дал пристрелить казака и пленил его, рискуя жизнью.

Можно ли говорить о благородстве Печорина?

Очевидно нет, так как благородный поступок предполагает иные цели, чем те, которые преследовал Печорин. Кроме того, следует обратить внимание и на то, что мысль о пленении ка­зака пришла Печорину не сразу, а только тогда, когда он решил «подобно Вуличу, испытать судьбу». Нельзя говорить о нравственном итоге еще и потому, что расположение частей романа не соответствует хронологии событий. События «Фаталиста» предшествуют основным событиям «Бэлы», где опять будет схватка с судьбой, метания, терзания и жертвы.

Чем же тогда объясняется эмоциональный настрой повес­ти? Почему в «Фаталисте» нет жертв Печорина, не происхо­дит несчастий по его вине? Напротив, он даже обезвреживает преступника. Более того, Печорин в результате волевого целе­направленного действия смог подчинить своей воле обстоя­тельства, т. е. одержать победу в «схватке с судьбой».

Это очень сложный вопрос, предполагающий пристальное внимание к авторской позиции…

Может быть, ключ к пониманию даст «Предисловие к жур­налу Печорина»: «Хотя я переменил все собственные имена, но те, о которых в нем говорится, вероятно, себя узнают, и, может быть, они найдут оправдание поступкам, в которых до сей поры обвиняли человека, уже не имеющего отныне ничего об­щего со здешним миром: мы почти всегда извиняем то, что по­нимаем».

Печорин не эволюционизировал, не изменился, не «испра­вился». Он продолжает метаться в заколдованном круге из «проклятых» вопросов.

Автор же относительно спокойным эмоциональным наст­роением «Фаталиста» как бы выражает свое понимание и про­щение, что в общем поэтическом ансамбле снимает мотив безысходности и допускает возможность выхода личности из со­стояния трагической обреченности.

Заключение.

Вслушаемся в слова Печорина и представим, к каким убеждениям приводили они современников Лермонтова: «Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера; напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится – а смерти не минуешь!» И в этот именно момент мы расстаемся с героем, закрываем последнюю страницу романа. Насколько грустнее и безнадежнее были бы наши мысли после чтения «Героя нашего времени», если б мы расстались с Печориным на той дороге, что вела его в Персию. Пусть мы знаем о конечной бесцельности жизненного пути Печорина, но как читатели мы прощаемся с ним в то мгновение, когда он смело пошел навстречу судьбе.

Вероятно, вот это бесстрашие, эта непокорность року, готовность лучше умереть, чем смириться, и вызвала резкое неприятие романа Николаем 1 и всем хором реакционной критики. И вероятно, именно этими качествами «Герой нашего времени» завоевал признание и любовь многих читательских поколений.

«...В этом человеке есть сила

духа и могущество воли,

в самих его пороках проблескивает

что-то великое».

(В.Г. Белинский)


Список литературы:

1) Белинский В.Г. - Полное собрание сочинений - 4 том.

2) Шагалов А.А. - М.Ю. Лермонтов – в школе.

3) Бенькович М.А. - Из истории русского философского романа.

4) Виноградов В.В. - Стиль прозы Лермонтова – литературное наследство 1941г.

5) Галкин А. - Об одном символе в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

6) Герштейн Э. – «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова. 1976г.

7) Григорьян К.Н. – Лермонтов и его роман «Герой нашего времени»

8) Долинина Н.Г. – Прочитаем Онегина вместе, Печорин и наше время. 1985г.