Смекни!
smekni.com

Народные детские сказки и сказки для детей (стр. 4 из 9)

· постфигуративные, в которых дети учатся главным образом у своих предков;

· кофигуративные, в которых и дети и взрослые учатся прежде всего у равных, сверстников;

· префигуративные, в которых взрослые учатся также у своих детей.

Взаимодействие культур происходит в социальной среде, важное внимание которой уделял А.И. Никифоров. Об этом можно судить, анализируя характеристики, данные им некоторым исполнителям. Его замечания по поводу личности рассказчиков, общей манеры исполнения, стиля и особенности записывания отдельных сказок даны в следующей таблице:

Таблица № 5.

ФИО рассказчика Характеристика
Рогозина Марья Васильевна, 16 л. Грамотная, бывала только в городе Повенце, Тип эпический, с артистической манерой исполнения, говорит с увлечениемЗнает сказки о женихе-мертвеце ("Ленора". - Ук.365), о женихе-разбойнике (Ук.955), о морском царе (Ук.313) и др., а также поет духовные стихи, песни.
Чурсанова Виринея Герасимовна, 12 л. Сказка - образец схематического лакунного рассказа.
Малкин Осип Иванович, 29 л. Занятие - земледелие и лесной промысел. Служил в Красной армии и бывал в больших городах. Женат, детей нет. Грамотен, сказки не читал.
Нехорошко Северьян Павлович, 22 л. Занимался в момент записи крестьянством и лесосплавом, не служил на военной службе, в городе не бывал, холост, грамотен. Знает еще стих-песню о лесосплавщиках, сказки. Эпик, по манере средней говорной манеры".
Титова Матрена Архиповна, 56 л. В момент записи занималась крестьянством, замужняя, имеет внука, неграмотная. Эпик и забавница, стиль разговорный, и пение, и декламация.
Панфилов Григорий Васильевич, 16 л. В момент записи занимался крестьянством, холост, грамотный эпик, рассказывает с воодушевлением и артистическими элементами.
Грязнов Василий Петрович, 51 л.№ сказки в перечне - 42. Эта сказка рассказывалась глубокой ночью, когда мы со сказочником, утомленные, уже окончили работу. Вдруг ему пришла фантазия пошутить, и он начал, быстро, комкая и отрывисто бросая фразами, сказку про Балду. Я схватился за бумагу и стал записывать. Таким образом эта запись сказки является представительницей особого стиля “сказки на лету”, сказанной на ходу. Она записана без больших пропусков и в общем довольно близко к полному виду текста, так, как он был дан в своеобразных условиях.
Поташев Яков Васильевич, 55 л. Занятие - крестьянство, охота, рыбная ловля. Женат. Двое детей. Грамотен, но в школе не учился, читал лубочные сказки, слышал от разных лиц. Сказочник артистической манеры исполнения. Эпик. Сказ четкий, ритмический.
Поташев Александр Яковлевич, 13 л.№ сказки в перечне - 66. Сын Якова Васильевича Поташева (см. № 67 и сл.), неграмотный. По манере сказа эпик, есть черты артистизма, по-видимому, от отца. Записана сказка на улице в толпе детей.
Гольчиков Михаил Федорович, 28 л. Занимается крестьянством, лесосплавом, сапожным делом. Служил на службе 9 лет, живал в Саратове, Екатеринграде, Москве, Архангельске, Вятке и других местах. Семейный, жена, девочка. Грамотный, сказки читывал, но рассказанная им ("Незнаюшко", см. № 87), по его словам, некнижная. Эпик, с элементами артистического исполнения. Сказка № 87 записана у сказочника в доме. Слышал он сказку от отца, а отец читал сказку.
Бобрецов Иван Григорьевич, 27 л. Занятие - крестьянство и лесосплав. Служил в Красной армии, бывал в Архангельске, Крыму, Москве, Ленинграде, на Украине. Холост. Малограмотен. Учился два месяца, сказки перенимал “по народу”. Эпик с элементами артистизма. Знает сказок несколько. Все длинные, некоторые мотивы неизвестны указателю Аарне.
Бобрецов Федор Александрович, 22 г. Не родственник И.Г. Бобрецова. Был кочегаром на пароходах в Архангельске 2 года, в момент записи крестьянствовал. Не служил на военной службе. Грамотный. Холост. Эпик. Знает сказки, не известные указателю Аарне.
Новиков Сидор Алексеевич, 50 л.№ сказки в перечне - 169 Занятие - крестьянство, служил 11 лет, много где бывал. Семейный. Трое детей. Грамотный, но довольно неразвит; сказки перенял, главным образом от отца, известного сказочника, ныне умершего; сказывает сказки на деревне и теперь, по исполнению эпик с индивидуальной артистической манерой.Конец сказки производит впечатление скомканного. Моя попытка настоять на подробном рассказе конца, на продолжении сказки, оказалась безуспешной.
Семенов Максим Васильевич, 56 л. Занятие: ходил на морского зверя, плавил лес, охотничал, теперь крестьянствует и охотится. Служил на военной службе. Семейный, детей не было. Грамотный, читывал и сказки из книг, знает и поет былины. Очень интересный сказочник, прекрасно говорит, одушевляется, чувствует свою силу и обаяние сказки, много артистизма. Я записывал у него в избе. Платил ему за сказывание. Вечером присутствовала полная изба крестьян.
Гладкий Терентий Павлович, 51 л.№ сказки в перечне - 267 Занятие - крестьянство, служил на военной службе трижды. Женат, трое детей. Неграмотный, сказки знает от разных лиц. Тип эпика с высоким артистическим талантом и ритмической манерой сказа. Записано от него только три сказки, но знает он их больше, однако зарегистрировать их не разрешил.Сказка не закончена. Была глухая полночь, сказочник устал и оборвал сказку. Осталась нерассказанной история двух погибших братьев. Один у девицы погиб, а другой у разбойников в подвалах.
Абрамова Александра Гавриловна, 12 л.№ сказки в перечне - 28 Реплика слушателя: "Ты бы сказала, больше врать нельзя".

Как видно из таблицы, А.И. Никифоров с интересом и большим уважением относился к личности рассказчика. Дети не являются исключением. Никифоров уделял условиям жизни рассказчика и даже условиям рассказывания сказки повышенное внимание. В его записях встречаются заметки о личности рассказчиков, иногда делаются заметки о поведении рассказчика, слушателей (!) во время рассказывания сказки. Так, например, сказка Фофанова Н.Л. "Ольшанка" помещена В.Я. Проппом в массовое, по его словам, издание сказок, собранных А.И. Никифоровым. При ней имеются ссылки "сказочник поет низким голосом" (когда тот подражает ведьме), "сказочник повалился на пол, руками вверх" (в подражание мальчику, садящемуся на лопату).

В разных исследованиях дается разная классификация сказочников по манере исполнения. И. Минц делает вывод о существовании четырех типов сказочников. Это бытовики-реалисты, профессионалы-балагуры, эпики и схематики. И.В. Карнаухова выделяет импровизаторов, владеющих твердым текстом и разрушителей, а Б.М. Соколов - эпиков, моралистов, реалистов-бытовиков, балагуров и сатириков. По словам В.Я. Проппа, манера исполнения не влияет на выбор жанра, хотя иные исследователи уверены в обратном. В замечаниях А.И. Никифорова, в основном, говорится об эпиках. Но это не значит, что в собрании других нет. Например, Н.Л. Фофанов мы бы отнесли к профессионалам-балагурам. Рассказанная им сказка о том, как Баба-Яга похищает мальчика, дает повод так думать.

Главный вывод, который можно сделать, исходя из этих заметок, - это вывод о тесной взаимосвязи поколений. В процессе трансмиссии культуры осуществляется формирование модели мира. Модель мира - это важнейшие пространственные и смысловые ориентиры, обобщающая схема мироздания и представления о месте своего нахождения в ней. В связи с ее воплощением в детских фольклорных текстах психолог М.В. Осорина вслед за М. Мид выделяет три главных фактора, определяющих формирование модели мира ребенка:

1. Влияние "взрослой" культуры, активной проводниками которой являются прежде всего родители, а затем и другие воспитатели.

2. Личные усилия самого ребенка, проявляющиеся в разных видах его интеллектуально-творческой деятельности.

3. Воздействие детской субкультуры, традиции которой передаются из поколения в поколение детей и чрезвычайно значимы в возрасте между 5-12 годами для понимания того, как освоить мир вокруг.

Но, в отличие от М. Мид, М.В. Осорина более конкретно подходит к личности ребенка, точно указывая, как социальная ситуация формирует систему его мировоззренческих принципов. Таким образом, она вводит понятие модели мира. Модель мира любого человека, даже маленького ребенка, доступна для внешнего восприятия только при том условии, что она каким-то образом воплощена, "овнешнена", материализована - в виде рассказа, рисунка, поступка и т.п. Если же взрослый (например, воспитатель) хочет приобщить ребенка к определенной системе мировоззренческих принципов, а значит и определенной модели мироустройства, то он обязательно должен воплотить ее в виде словесного, изобразительного или поведенческого текста (рассказа, песни, басни, картины, модели поведения и т.д.), который максимально легко и полно может быть усвоен воспитуемым.

Наличие сказок взрослых и детей сделать нам вывод об истории бытования сказки как таковой, передачи ее из поколения в поколение. Это важно, учитывая, что сказка - жанр устного народного творчества. Ее формирует среда. Этим можно сказать, что сказка - это коллективный жанр. Наследуются не только сюжеты, но и манера рассказывания. Например, отец и сын Поташовы обладают артистической манерой повествования. Поташев-младший рассказал одну сказку, но и она была записана случайно. В издании В.Я. Проппа сказка была напечатана в полном виде. Рассказчик контаминирует три сюжета: "Юноша обещан морскому царю" (313), "Победитель змея" (300), "Незнайко" (532). По классификации В.Я. Проппа сказка относится к волшебным. Поташов-старший рассказал 10 сказок. Сюжет "Незнайко" (532) имеется в сказке "Жар-птица". Он переплетается с сюжетом "Жар-птица и серый волк" (550). Почти все сказки, рассказанные Поташевым-старшим, за исключением двух, волшебные. Четыре из них напечатаны в полном виде В.Я. Проппом. Частые упоминания об артистичности исполнения говорят о влиянии на сказку игровых форм. Преимущество взрослых перед детьми в наличии опыта и знания жизни. Это тоже является одним из важных условий качества сказки.