Смекни!
smekni.com

Народные детские сказки и сказки для детей (стр. 6 из 9)

Он вылез в окно и кричит:

Ко-ко-ко-ко-ко,

Небоюсь никого,

Хочу лиску убить,

Себе шубку сошить,

Курицам по шапке,

По шапочке.

Д’лиса его крюком по шапочке и сгребла. Но, д’понесла его. Он кричит:

Котя-братя,

Тащит меня лиса

За высоки горы,

За шумячи леса!

Благодаря стремлению А.И. Никифорова сохранить в сказке не только каждое слово, но и стиль, манеру исполнения настолько, насколько позволяет письменная речь, мы видим, что девочка рассказывает сказку с выражением. Слова "я далеко пойду" произносятся с повышением тона с растяжением. Это примечание А.И. Никифорова. "Д’лиса", "д’понесла", а не просто "лиса", "понесла". В слове "лиса" ударение падает на первый слог. Это проявления индивидуального стиля и манеры рассказывания. От А.И. Красильниковой записано около 10 сказок. Но, безусловно, она знает больше.

Второму рассказчику уже 12 лет. Его сказка не так подробна, как сказка девочки. Но в ней также присутствуют ритмические вставки. В его сказке не забыт род занятий кота: "Я сегодня далеко пойду в дровосеки и не учую". Конец сказки, когда гибнет петушок, смазан и кажется неожиданным: "Дале розманила лиса и утащила него далеко, далеко да и съела". Зато горе и переживания кота занимают больше места: "Котик пришел с дровосек да и плаче. Поплакал, поплакал да стал один жить, поживать, да добра наживать". Таким образом, в сознание закладывается идея о том, что ослушание может стать причиной не только твоей гибели, но страданий твоих близких. Такой вариант учит думать не только о себе, но и о других.

Своих героев дети называют ласково "котик", "петушок", "котя-братя". Это также говорит о том, что детям свойственно отождествлять себя с главными героями сказки. Сказки детей - это не просто пересказ со слов взрослого. Они не только слушают, но и видят сказку. Поэтому в их сказках много таких выражений, как например: "она взяла его за шейку да и утащила", "лезь под лавку вниз, да и не оглядывайся", "оны наварили каши", "крюком по шапочке и сгребла", "посадила в подпол заспы молоть", "под дом ямку подкопал".

Сказка взрослой исполнительницы существенно сложнее по структуре, чем сказки детей. В некоторых местах моей таблицы есть пробелы, которые говорят, что исполнитель пропускает какие-то моменты. В сказке мальчика похищение петушка повторяется трижды, в сказках девочки и женщины - дважды. Но сказки последних красочнее за счет дополнительных бытовых деталей. В сказке Титовой роль защитника выполняют кот и дрозд ("дрож"). Петух называется ею как "певушко", а лиса - "лисанька". По стилю исполнения рассказчик ориентируется на детскую аудиторию. Постоянно повторяются запреты: "Певушко, говоря, ты, лисанька придя, так не выходи на улицю", "не ходи, не выглядывай, как лисанька прие на улицю, а то она тебя унесе". Для рассказчика и аудитории основная функция сказки - воспитательная. Есть юмористические моменты:

Бояра-те наехали,

Гороху навезли,

Две куры-ти клюют,

Да петухам не дают.

Он выскоцыл:

Коо-ко-ко! Как не дают?.

Предполагается, что реакция петушка должна вызвать улыбку.

Герои предпринимают более сложный способ освобождения петушка, чем в кот в сказках детей. Сначала они выманивают лису песней ("они изделали гусельцы и пошли к ней") и мажут крыльцо смолой. "Она пошла да и ульнула". Помимо этого, в самом конце рассказчица упоминает о гибели лисы. Это очень жестокий вариант наказания, учитывая предыдущие слова лисы:

Дома я лисавье живе,

Дома я кунавья живе

Со скотом-животом,

С малыма детоцками.

Получается, что детей лишили матери. Вспомним, что в сказке девочки лису просто ограбили: "Да с котом унес туды домой жернов, да заспу, да всё".

Кроме этих людей сказку рассказал также Александр Пятницкий (11 лет), но она не была напечатана в полном виде В.Я. Проппом. Но из четырех рассказчиков трое дети. Это говорит о том, сказки о животных живут, в основном, в детской среде. Таким образом, особенности детского возраста проявляются в следующем:

· отождествление себя с младшим героем (петушком);

· ярко выраженная дидактичность;

· отнесение к сказкам о животных;

· наличие стихотворных вставок;

· тема дружбы и заботы;

· гуманистические мотивы;

· эмоциональное отношение к героям;

· простота сюжета по сравнению со взрослым.

Второй сюжет связан с образом Бабы-Яги, который имеет крайне противоречивый характер. Баба-Яга может играть как положительную, так и отрицательную роль. В последнем случае образ Бабы-Яги может быть сведен к шести типам:

1. Баба-Яга - воительница

2. Баба-Яга - мстительница

3. Баба-Яга - обладательница чудесных предметов

4. Баба-Яга - злая чаровница

5. Баба-Яга - коварная доброжелательница, злая советчица и разлучница

6. Баба-Яга - похитительница детей

У детей этот образ наделяется в основном отрицательной характеристикой и выступает в качестве похитительницы. Сюжет "Ведьма уносит мальчика" может быть соотнесен с двумя жанрами детского фольклора - с детской страшилкой, где образ Бабы-Яги преобразуется в образ Пиковой дамы, ведьмы, красной руки.

Таблица № 7.

А-А 327 С Ведьма уносит мальчика
Фофанов К.Л., 65 лет (Пинега, Карпова гора) Тесаловский С.М., 12 лет (Пинега, скорятино) Данилова А.Т., 12 лет (Пинега, Сура) Титова М.А., 56 лет (Пинега, Гора)
Ольшанка Глинушка Про Лишанушка Про Олишанка
1. Мужичок, не имеющий детей. Бездетные старик со старухой. Бездетные старик со старухой. "… мужик да жонка". "… парнецок Олишанко…".
2. Из ольховой чурки "образовался мальчик". Они лепят из глины мальчика. "Цюрка-то и заговорила…".
3. Ему покупают "маленьку лодочку да оружейко". Ему покупают "лодочку и красненько веселышко и гармонью". "…сделау ему лодоцьку да весеуко…". "… сделай мне лодочку…".
4. Ездит "уток стрелять". Ездит песни петь. "…пошоу плавать-то, да его и унесло далеко, далеко". Он отправился плавать по озеру.
5. Его увидела Егабова. Его увидела Ягишна. Егибова велит дочери похитить Олишанко.
6. Дочь ее подманивает Ольшанку. Она пытается заманить его пирогами. Дочь говорит, что идет с гостинцами к его матери.
7. Он предлагает ей садится, а сама забирает пироги и уходит. Глинушка усыпляет ее, бьет и забирает пироги. Олишанко уезжает с гостинцами, когда она мыла ноги.
8. Вторая дочь. Повторение ситуации. Повторение ситуации со старшей дочерью. Другая дочь. Повторение ситуации.
9. Третья дочь. Повторение ситуации.
10. Сама Егабова. Похищение Ольшанки. Глинушка не говорит нужного слова и его уносят. "Его Егибова и переняла…". Сама Егибова. Она его притянула к берегу крюком. Похищение.
11. Егабова наказывает дочерям изжарить Ольшашку. Отлучка Егабовы. Егибова велит дочерям его изжарить. Егабова велит дочери изжарить Олишанка.
12. Первая дочь пытается посадить Ольшанку в печь. Они пытаются посадить его в печь. Младшая дочь пытается посадить героя в печь.
13. Он сажает ее в печь, заставив ее показать, как влезать. Он сажает их в печь, заставив показать, как влезать (одну за другой, всех трех). Он сажает ее в печь, заставив показать, как влезать. Олишанка сажает дочь в печь, заставив показать, как влезать.
14. Егабова ест дочернино мясо. "Скусно, скусно ольшанково мясо". Егибова ест дочернино мясо. "Скусно, скусно Лишанково мясо".
15. Слова Ольшанки: "Скусно, скусно дочернино мясо". Слова Лишанушки: "Ешь да покатись, дочеренкино мясо".
16. Вторая дочь. Повторение ситуации. Вторая дочь. Повторение ситуации. Повторение ситуации с другой дочерью.
17. Третья дочь. Повторение ситуации.
18. Сама Егабова. Повторение ситуации. Сама Егибова. "Сядь… по-щуцьему". Сама Егибова. Повторение ситуации.
19. Просьба ее выпустить. Он и ее хочет посадить в печь, но не получилось.
20. Ольшанка просит за это деньги, но, получив их, не выполняет уговора. Лишанушка подпирает избу и убегает.
21. Ольшанка отдает ее мясо воронам. Обращение к гусям с просьбой отнести его домой.
22. Отказ.
23. "Он забрался на высокую елушку".
24. Егибова старается перегрызть дерево, на котором спасается герой.
25. Обращение к гусям с просьбой отнести его домой.
26. Возвращение с деньгами. "…все у них забрал". Возвращение. Они уносят. Возвращение с деньгами. Возвращение.

В.Я. Пропп говорит о том, что сказки с участием животных и детей, очень любимы ребенком. Очевидно, поэтому данный сюжет пользуется особой популярностью среди детей. Они с интересом его рассказывают, воспроизводят детали.