Смекни!
smekni.com

Морально-религиозная проблематика рассказов о патере Брауне (стр. 2 из 9)

В целом можно сделать вывод, что наиболее изученным в рассказах о патере Брауне является главный герой – священник, а также некоторые жанровые особенности честертоновского детектива, такие как притчевость и психологический метод Брауна. Но детально эти специфические черты рассказов о патере Брауне не рассмотрены. Что касается морально-этической стороны, то можно сказать, что критики уделяли внимание одной проблеме: перевоспитанию преступника и роли Брауна в этом процессе. Но все же полной картины морально-религиозной проблематики, затрагиваемой Честертоном в рассказах, в исследованиях нет. Кроме того, не изученной является и парадоксальная основа детективов. Ученые определяли Честертона как мастера парадокса и отмечали присутствие этой стороны творческого метода в рассказах о патере Брауне, но все же детальных исследований на материале детективных рассказов Честертона нет. Данная работа направлена на изучение морального аспекта рассказов о Брауне, на выявление характерных особенностей детективов Честертона и отличий от классического канона, что делает писателя новатором в этом жанре, на детальное изучение образа Брауна и его роли в рассказах.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав и заключения:

1. В первой главе рассматривается морально-религиозная проблематика рассказов о патере Брауне;

2. Вторая глава посвящена жанровым особенностям детективных рассказов о патере Брауне; образу главного героя;

3. В заключении будут сделаны выводы.


Первая глава

Морально-религиозная проблематика в рассказах о Патере Брауне

честертон браун детективный рассказ

Несомненно, что объединяющим началом всех новелл Честертона о патере Брауне является герой сыщик – отец Браун. Это видно уже из названия циклов (“Неведение отца Брауна”, “Мудрость отца Брауна”). Следует отметить, что выбор такого героя-сыщика критики связывают с проявлением парадоксального начала в рассказах Честертона. Вместо полицейского или частного сыщика, любителя интеллектуальных загадок, увлекающегося распутыванием сложных клубков, перед нами предстает католический священник. Отсюда происходит сдвиг в каноне жанра: на первый план в рассказах писателя выходит моральная сторона преступления. Несомненно, что и в рассказах А.Конан-Дойля присутствует этот момент. Но у Честертона герой-священник усиливает постановку морально-психологических проблем, которые осмысливаются с точки зрения христианской этики.

При анализе морального аспекта в рассказах о патере Брауне следует выделить основные морально-религиозные проблемы, затрагиваемые Честертоном:

1. Проблема перевоспитания преступника и связанная с ней проблема его морального выбора;

2. Проблема возмездия, которое настигает преступника;

3. Проблема христианского милосердия.

Проблема перевоспитания преступника является наиболее важной для Честертона. Особенно ярко она раскрывается в рассказах “Око Апполона” и “Молот Господень”. В этих двух рассказах Честертон обличает, как он говорит, “самый тягчайший из смертных грехов - гордыню”[11]. Писатель как истинный христианин считает, что “гордыня – столь сильный яд, что он отравляет не только добродетели, но и грехи. Все зло от притязания на первенство».[12] Доказывая это, Честертон выстраивает сюжет таким образом, что гордецы оказываются убийцами. В рассказе “Око Апполона” жрец солнца – Калон – вознес себя выше всех. Он прекрасен лицом, горд, самоуверен, т.е. поражен самым опасным душевным недугом – гордыней. В результате Калон совершает убийство Полины, последовательницы его учения, пользуясь своей властью над ее душой.

То же самое происходит и с героем рассказа “Молот Господень”. Уилфрид Боэн убивает своего брата от имени Бога, свершает самосуд, называя его карой свыше за нечестивый образ жизни. Возвышая себя до Бога, Боэн становится самым грешным из грешников. Отец Браун восклицает: “Хороший он был человек, но впал в большой грех”[13].

В то же время Честертон стремится показать, что этих людей еще можно спасти, поэтому Браун не передает их в руки правосудия, хотя с самого начала знает их вину. Сокровенное желание автора, а значит и патера – покаяние грешника. Так, в рассказе “Око Апполона” патер пытается повлиять на Калона: “Полина видела... – глаза его сияли ярче. – Говорите…Ради Бога, скажите все! Самому гнусному преступнику, совращенному бесом, становится легче после исповеди. Покайтесь, я вас очень прошу!”[14].

В “Молоте Господнем” Честертон строит повествование таким образом, чтобы показать потенциальную возможность перерождения

преступника. Так, Боэн – набожный человек, ведущий праведный образ жизни. Он становится преступником, но совершает убийство не преднамеренно, а в порыве отчаянного гнева, который завладел его душой. Боэна мучает совесть за совершенное, он выдает себя волнением, трепетом в голосе и бледностью лица, что и замечает патер Браун. Кроме того, обвинив душевнобольного, которому не грозит никакое наказание, в убийстве брата, Боэн пытается таким образом спасти невиновного кузнеца и его жену, подозреваемых в преступлении. Уловив в душе священника такие проблески света, Браун терпеливо проникает в сущность этого человека и направляет на праведный путь.

В рассказах “Сапфировый крест”, “Летучие звезды”, “Странные шаги” Честертона также интересует моральный аспект преступления и вопрос о перевоспитании грешника. Эти рассказы объединены общей ситуацией: перед нами преступление – кража, один и тот же преступник – вор Фламбо и, разумеется, один и тот же сыщик – отец Браун. Общий момент есть и в проблематике этих рассказов. Одна из затрагиваемых проблем ставится писателем перед преступником. Это проблема морального выбора: идти по пути безнравственному или начать жить по совести. Отмечу, что Фламбо никогда не совершает убийств. Это вор, для которого важна игра. Как справедливо отмечает И. Петровский, “его кражи обладают изяществом ювелирной работы и отличаются хорошим чувством юмора “[15].

Преступник умен, обаятелен, он еще не утратил определенные нравственные качества, такие как чувство чести и собственного достоинства. Так, в рассказе “Сапфировый крест” вор, понимая, что проиграл, не пытается убежать или атаковывать соперника. “Он был талантлив и знал законы игры: он отступил на шаг и низко поклонился”. А в рассказе “Летучие звезды” преступник, узнав, что из-за него подозрение пало на честного юношу, отдает украденные алмазы, так как подставить кого-либо - это низкий для него поступок.

Неудивительно, что Честертон, наделив своего преступника такими качествами, предполагает нравственную эволюцию героя: в рассказе “Сапфировый крест” перед нами сомневающийся грешник, в “Странных шагах” и в “Летучих звездах” вор раскаивается в содеянном, а уже в рассказе “Невидимка” и в других перед нами абсолютно парадоксальное решение проблемы морального выбора, так как сам Фламбо становится сыщиком, который борется с нарушителями закона. Более того, преступник и отец Браун становятся лучшими друзьями, что, казалось бы, противоречит логике. Но для писателя парадоксальное сочетание противоположностей – жизненный принцип. Как пишет Н.Трауберг, Фламбо и Браун – “две половинки ножниц, которыми Бог кроит мир”[16].

Следует сказать, что все же главную роль в становлении преступника на праведный путь играет отец Браун. Как уже отмечалось, проблема перевоспитания преступника является ключевой для Честертона. В соответствии с его религиозным мировоззрением, церковь, а вместе с ней и священник, должны помогать людям раскрывать и признавать свои грехи, чтобы затем очиститься. Если не признать своих грехов, они разрушат человека и отодвинут его от Бога. По мнению Честертона, именно церковь как неустанный сыщик должна упрямо и настойчиво “охотиться на человеческие души, чтобы спасать их, а не уничтожать”[17].

Честертон подкрепляет этот принцип в своих рассказах. Отец Браун изобличает отступившихся от нравственной нормы, выискивает заблудившихся во лжи, преследует пагубную мораль. Он деятелен гораздо больше, чем обычный приходской священник. “Я – ловец человеков!”[18]

произносит он в рассказе “Странные шаги”. Отец Браун не сыщик-профессионал, именно поэтому он видит в преступнике прежде всего человека.

Такое отношение к нарушителю закона – уникально для детективного жанра и характерно только для рассказов Честертона. Если у других авторов (Конан-Дойля, Агаты Кристи) герой-детектив рад замысловатым преступлениям, которые дают ему возможность применить свой аналитический ум, то в рассказах Честертона цель героя-сыщика, что парадоксально для данного жанра, не раскрыть преступление, а вывести грешника к правде; отец Браун будет скорее рад невиновности человека и отсутствию преступления вообще.

Отметим, что Честертон не позволяет Брауну пользоваться силой или законом для достижения своей цели. Как справедливо пишет американский исследователь D.Ahlquist, “попытка изменить мир изнутри означает изменить людей, меняя их сознание. Другие социальные институты (в отличие от церкви) меняют мир с внешней стороны. Они полагаются на силу. Но есть разница между силой (властью) и авторитетом. Церковь действует через авторитет, который мы признаем, уважаем и которому подчиняемся»[19] (перевод мой.-О.В.). Браун оставляет преступнику свободу выбора. Например, в “Молоте Господнем” священник сохраняет тайну исповеди и дает Боэну право решать самому: признаться в убийстве или нет. В итоге грешник кается. В рассказе “Око Апполона” Браун также не арестовывает Калона, а позволяет ему уйти. Преступник делает выбор сам, но влияние патера зароняет в душу преступника сомнение в правильности своей жизни.

В выполнении своего морального долга – перевоспитании преступника – отец Браун упорен, как никто. Католический священник воздействует на человека через волю, морально-психологически, задевает его нравственные