Смекни!
smekni.com

Морально-религиозная проблематика рассказов о патере Брауне (стр. 8 из 9)

Честертон создал оригинальный образ героя-сыщика – католического священника отца Брауна. Фигура патера связана в первую очередь с осмыслением морально-религиозного аспекта преступления, что отражает христианское мировоззрение писателя. В дипломной работе были рассмотрены следующие проблемы: проблема перевоспитания преступника и его морального выбора, проблема возмездия и христианского милосердия.

Надо сказать, что ключевым для Честертона является перевоспитание преступника, в котором главенствующую роль играет отец Браун. В достижении этой цели священник прибегает к христианским методам воздействия: проповеди и исповеди грешника, с помощью которых, по мнению автора, только и возможно изменить жизнь грешника. Однако писатель часто не приводит проповедь и исповедь в рассказах, что делает перевоспитание преступника художественно не раскрытым.

Затрагиваемая Честертоном проблема возмездия призвана выявить закономерность жизни: преступление всегда наказуемо. По мнению автора, Суд Господень настигает всех, что и неоднократно декларируется отцом Брауном в рассказах. С другой стороны, Честертон делает Брауна милосердным по отношению к преступникам, чтобы показать, что грешника необходимо прощать, поэтому патер борется не с человеком, а со злом. Эта особенность рассказов Честертона делает его произведения отличными от других авторов, в частности от А.Конан-Дойля, у которого герой-сыщик стремится раскрыть преступление и покарать преступника – это его главная цель.

Таким образом, заострение моральной проблематики в рассказах Честертона значительно обогащает их содержание , что не совсем присуще этому “несерьезному” жанру и делает рассказы о патере Брауне уникальными в этом смысле.

Кроме того, новаторство писателя заключается и в другом. Как уже говорилось С.Н.Филюшкиной, детективный жанр может выявлять философские взгляды автора. Если у А.Конан-Дойля и Э.По повествование раскрывает четкую причинно-следственную связь между событиями, то у Честертона внешние явления зачастую противоречат истинному положению дел. Именно поэтому в рассказах о патере Брауне писатель неоднократно пародирует дедуктивный метод Шерлока Холмса, чтобы показать обманчивость логических доводов и вещественных доказательств. Герой-священник у Честертона пользуется другим методом раскрытия преступления: патер опирается на знание психологии человека и на свою интуицию. Не только метод сыска Брауна основан на проникновении в человеческую сущность, но и характер тайны, например, в рассказах “Странные шаги” и “Невидимка”. Таким образом, психологизм рассказов – отличительная особенность честертоновского детектива.

Построение детективных рассказов о патере Брауне раскрывает особенность мироощущения автора, который видел парадоксальную сторону во всех явлениях жизни и в самом мироздании. Так, произведения “Сапфировый крест”, “Три орудия смерти”, “Сломанная шпага” и др. основаны на парадоксе, с помощью которого Честертон стремился выявить жизненные противоречия и, в то же время, докопаться до истины. Более того, парадоксы писателя вносят новую струю в детективный жанр, показывая потенциальные возможности этого, казалось бы, избитого вида литературы.

Изучение рассказов о патере Брауне связано с осмыслением вопроса развития детективного жанра вообще. Так, картина современных детективов демонстрирует два направления: с одной стороны, авторы отходят от достижений классического детектива – этот жанр изменяется в русле массовой литературы; с другой, – продолжается развитие детективного жанра в мировой литературе. Примером тому творчество французского писателя Ж.Сименона, который в своих романах углубляет социальную проблематику, усиливает психологическое начало в детективном сюжете. В свою очередь детективная повесть “Обещание” швейцарского писателя Дюрренматта отражает философский поиск автора, который раскрывает роль случая в жизни человека, делающего постижение истины невозможным. Широко используют детективный сюжет и писатели постмодернисты, по-своему утверждающие мысль о непостижимости истины.


Список литературы

1. Честертон Г.К. Избранные произведения в 4 т./ Г.К.Честертон.-СП.: Бук Чембэр Интернэшнл. – т.1.,1994. - 392 с.

2. Честертон Г.К. Избранные произведения в 4 т./ Г.К.Честертон.-СП.: Бук Чембэр Интернэшнл. – т.2.,1994. - 497 с.

3. Честертон Г.К. Избранное/ Г.К. Честертон. - М.: Терра, 1996.- 592 с.

4. Честертон Г.К. Писатель в газете: худ. публицистика / Г.К.Честертон.-М.: Прогресс, 1984. - 384 с.

5. Аверинцев С.С. Гилберт Кит Честертон, или неожиданность здравомыслия/ С.С.Аверинцев // Честертон Г.К. Писатель в газете: худ. публицистика.-М.: Прогресс, 1984. - С. 329-342

6. Адамов А., Ильина Н. Детектив: игра и жизнь / А. Адамов, Н. Ильина // Литературная газета. - 1974. - №26. - С.5

7. Анисимов И.Н. История английской литературы / И.Н. Анисимов.-М.: Издательство А.Н. СССР,1955. - С. 75-96

8. Арсеньев С. Мудрость отца Брауна / С.Арсеньев // Печать и революция. - 1925. - №4.- С. 288-289

9. Берман Б. Навсегда останусь журналистом / Б.Берман // Лит. обозрение . - 1986. - №9. - С. 69-71

10. Борхес Х.Л. О Честертоне / Х.Л. Борхес // Проза разных лет: Сборник.- М.: Радуга, 1989. - С. 213-215

11. Брюсов. В.Я. Новая апология христианства / В.Я. Брюсов // Русская мысль. - 1910. - №11, отд. 2. - С. 184-185

12. Вулис А. Поэтика жанра / А. Вулис // Новый мир. - 1978. - №1. - С. 250-271

13. Динамов С. Переведенные англичане: Честертон – О’ Флахерти – Мак Гилл / С. Динамов // Вестник иностранной литературы. - 1928. - №1. –С. 165-168

14. Елистратова А. Предисловие / А. Елистратова // Честертон Г.К. Рассказы.-М.: Правда, 1958. - С. 3-9

15. Кашкин И. Г.К. Честертон / И. Кашкин // Для читателя-современника: Статьи и исследования.-М.: Сов. писатель, 1968. - С. 327-374

16. Ливергант А. Честертон о литературе / А. Ливергант // Вопросы литературы. – 1981. - №9. - С. 196-201

17. Ливергант А. От составителя / А. Ливергант // Честертон Г. К. Писатель в газете: худ. публицистика. – М.: Прогресс, 1984. - С. 5-9

18. Петровский И. У истоков “здравого смысла” г.К. Честертона / И. Петровский // Диапазон. - 1991. - №4. - С. 26-50

19. Приключение, фантастика, детектив: феномен беллетристики / [ под ред. Т.Г. Струковой, С.Н. Филюшкиной]. – Воронеж: Изд-во ВГПУ. – 1996. – С. 76-123

20. Томан Н. Что такое детективная литература / Н. Томан // О фанрастике и приключениях. О литературе для детей.-Л., 1960. - С.5-25

21. Трауберг Н.Л. Гилберт Кийт Честертон и его трактаты // Честертон Г.К. Вечный человек.-М.: Политиздание, 1991. - С. 4-12

22. Трауберг Н.Л. Проповеди и притчи Г.к. Честертона / Н.Л.Трауберг // Честертон Г.К. Избранные произведения в 3 т. - М.: Худож. лит., 1992. - т.1. –С. 5-20

23. Филюшкина С.Н. В нем властвует закон / С.Н. Филюшкина // Голоса времени: сборник литературно-критических статей. - Воронеж: Б.Н., 1974. – С. 70-83


1 Кашкин И.Для читателя современника: статьи

и исследования/И.Кашкин.-М.: Советский писатель, 1977.-С.326

2 Елистратова А. Предисловие/А.Елистратова//Честертон Г.К. Рассказы.-М.: Правда, 1958.-С.5

3Там же. – С.9

1 Трауберг Н.Л. Проповеди и притчи Г.К.Честертона/Н.Л.Трауберг//Честертон Г.К. Избранные произведения в 3 т.-М.: Худож. лит., 1992.-т. 1.-С.12

2 Там же.- С.12

1 Елистратова А. Предисловие/А. Елистратова//Честертон Г.К. Рассказы.-М.: Правда,1958.-С.9

2 Там же.-С.9

1 Аверинцев С.С. Гилберт Кит Честертон, или неожиданность здрасомыслия/С.С.Аверинцев//Писатель в газете: Худ. пубдицистика.-М.: Прогресс,1984.-С.335

2 Петровский И. У истоков “здравого смысла” Г.К.Честертона/И.Петровский//Диапазон.-1991.-№4.-С.38

3 Кашкин И.Для читателя-современника: статьи и исследования/И.Кашкин.-М.: Сов. писатель,1977.-С.374

1 Честертон Г.К. Дали прочитать одну единственную проповедь/Г.К.Честертон//Избранное.-М.: Терра,1996.-С.480

2 Там же.-С. 483

3 Честертон Г.К. Избранные произведения в 4.т./Г.К.Честертон.-СП.: Бук Чембэр Интернэшнл, 1994.-т.1.-С.164

4 Там же.-С.164

1 Петровский И. Указ. соч.-С.35

2 Честертон Г.К. Указ. соч.-Т.1-С.30

1 Трауберг Н. Указ.соч.-С.20

2 D.Alhquist Указ. соч.-С.218

3 Честертон Г.К. Указ. соч.-т.1.-С.65

1 D.Ahlquist Common sense : lessons from G.K. Chesterton/Ahlquist D.-San Francisco: Ignatius press, 2006.-P.215

1 Честертон Г.К. Указ. соч. –т.1.–С.27

2 Там же.-С.16

3 Там же.-С.30

4 Там же.-С.80

5 Там же.-С.67

1 Честертон Г.К. Бог с золотым ключом (из автобиографии) / Г.К.Честертон // Избранное.- М.: Терра,1996.-С.486

2 Честертон Г.К. Указ. соч.-т.1.-С.82

1 Честертон Г.К. Указ. соч.- т.1.-С.63

2 Там же.-С.176

3 Там же.-С.84

4 там же.-С.61

1 Честертон Г.К. Указ. соч.-т.1.-С.103

1 Честертон Г.К. Указ. соч.-т.2.-С.156

2 Там же.-С.158

1 Честертон Г.К. Указ. соч.-т.2.-С.123

2 Там же.-С.123

3 Петровский И. Указ. соч.-С.35

1 D. Ahlquist Указ. соч. –С.217

2 Честертон Г.К. Ортодоксия/Г.К.Честертон//Избранное.-М.: Терра,1996.-С.535

3 Честертон Г.К. Указ. соч. –т.1.–С.175

4Там же.-С.176

1 Филюшкина С.Н. Детектив / С.Н. Филюшкина // Русская словесность. -1998.-№5.-С. 13

2 Там же.-С.13

1 Вулис Поэтика жанра Вулис А. Поэтика жанра / А. Вулис // Новый мир. -1978. -№1. -С. 255

2 Филюшкина С.Н. Указ. соч. –С.15

1 Честертон Г.К. Как пишется детективный рассказ / Г.К. Честертон // Г.К. Честертон Писатель в газете: худ. публицистика.- М.: Прогресс, 1984. -С. 303