Смекни!
smekni.com

Определение роли и места PR технологии в режиссуре театрализованного представления и праздника (стр. 3 из 15)

По-прежнему значимыми оказались в эпоху Нового времени пер-формансные виды социальной коммуникации: шествия и демонстрации, благотворительные акции и ритуалы избрания на престол или в парламент.

Как и во многих развитых странах, где правительства принимали на себя инициативу в проведении эффективных социальных изменений, приемы паблик рилейшнз применялись в Европе и Америке и в сфере управления обществом.

В 1809 г. Британское казначейство назначило пресс-секретаря. В 1854 г. Министерство почт Великобритании в своем первом годовом отчете заявило о необходимости объяснения своих услуг общественности. Одним из первых активно применять тактические PR-приемы стало правительство Великобритании, которое пришло к власти в 1912 году. Лойд Джордж (Lloyd George), тогдашний канцлер казначейства, организовал группу лекторов для объяснения первой схемы пенсионного обслуживания по старости.

После Первой мировой войны правительство прибегало к PR-приемам для объяснения программ здравоохранения и жилищного строительства. В период 1926–1933 гг. одной из самых крупных PR-акций в Великобритании стали действия сэра Стефана Таллентса (Stephen Tallents), которые он предпринял по поручению Имперского совета по маркетингу. Используя кинофильмы, плакаты, организуя выставки, он истратил 1 млн. фунт стерлингов на то, чтобы фрукты и другие продукты империи стали лучше известны жителям Великобритании. В 1948 г. Таллентс стал первым президентом Института паблик рилейшнз (IPR). В наши дни медалью сэра Стефана Таллентса ежегодно награждаются люди, добившиеся особых успехов в сфере паблик рилейшнз. Ее вручает действующий президент IPR.

Знаменательно, что 1948 г. стал историческим годом как для британского, так и американского паблик рилейшнз. В этот год в Великобритании был основан Институт паблик рилейшнз (Institute of Public Relations in Britain), а в США – Общество паблик рилейшнз Америки (Public Relations Society of America).

На рубеже XIX-XX веков в России, как и в других странах, формировался институт праздника, однако, несколько в ином виде, скорее, в образе «клуба по интересам» и интересы эти были не профессиональными, а политическими. Возможно еще и оттого, что энергия и знания выросшего в своем интеллектуальном уровне рабочего класса не были верным образом использованы собственниками, и возникли революционные общества.

В XX в. праздник стал неотъемлемой частью жизни общества. Всенародные торжества, посвящённые различным годовщинам, государственным праздникам, дням города, начало учебного года и пр. Массовый театр улиц, больших сценических площадок успешно развивается до сих пор.

Следует остановиться на закономерностях, которые привели к возникновению PR именно как системы.

1. Политические.

Наличие развитого гражданского общества, в котором мнение граждан значимо для власть имущих и последние вынуждены бороться за привлечение этого мнения в свою пользу, т.е. наличие политической конкуренции.

2. Экономические.

Наличие развитого конкурентного рынка, участники которого вынуждены бороться за потребителя с множеством других рыночных субъектов, предлагающих аналогичные товары и услуги. Соответственно, экономической оболочкой существования и развития PR, как системы, является наличие частной собственности, на базе которой строиться конкурентный рынок.

3. Коммуникационные.

Для работы PR необходимым условием является наличие в обществе разветвлённых, развитых каналов массовых коммуникаций. Т.е. без возможности единовременного оповещения миллионов людей о чём бы то ни было, все гениальные разработки остались бы на бумаге. Если для России PRXX века был только политической отраслью, то с началом XXI века мы наблюдаем резкий рост бизнес-PR. Но всё зависит от того в какой кампании идет работа.

1.2 Праздники, как способ связей с общественностью

В сознании человека праздник ассоциируется, как отметил М Бахтин, с «временным вступлением в утопическое царство всеобщности, свободы, равенства и изобилия». Праздник – это антитеза будням, обычной жизни, специфическая, кратковременная форма человеческого бытия.

Празднество (всякое) – это очень важная первичная форма человеческой культуры. Её нельзя вывести и объяснить из практических условий и целей общественного труда или из биологической (физиологической) потребности в периодическом отдыхе. Празднество всегда имело существенное и глубокое смысловое, миросозерцательное содержание.

В настоящее время в структуре современной культуре все большее место занимают увеселительные программы, различные шоу, которым отводится значительная роль в деле идейного, нравственного и художественного воспитания людей, организации их быта и досуга.

О. Немиро рассматривали праздник в рамках изучения праздничного города и искусства декорирования, С. Шубинский занимался изучением воспоминаний очевидцев праздников XVIII века, и в своих работах описывал эти действа. Так же изучением праздников занимались и такие исследователи как М. Пыляев, С. Тенив, Д. Струков. Они интересовались стилистикой маскарадных костюмов, обнаружение регламентирующие предприятия, образные аллегории и символы. Но, к, сожалению, труды этих ученых сейчас мало доступны. В рамках рассмотрения культуры XVIIXVIII вв. многие исследователи тем или иным образом касаются маскарадов и карнавалов, например, Ю. Рябцев, А. Некраснова, А. Забылин, Костомаров и др[11].

Исследователь праздника, как феномена культуры, К. Жигульский справедливо писал, что «праздник в своей глубочайшей сущности – институт, необходимый для поддержания порядка во вселенной, такого, с которым они (люди) сталкиваются в своей повседневной борьбе за существование». Другими словами, праздник – неотъемлемый атрибут человеческого бытия.

Исторические корни праздника уходят в глубокую древность, они тесно связаны с магией, ритуалом, трудовой деятельностью, мировосприятием, образом жизни, ценностными ориентациями. Издревле существовало общечеловеческая потребность в празднике. Праздник всегда выполнял весьма важные социальные функции: компенсаторную, эстетическую, нравственно-облагораживающую, выступал как способ духовного единения, коллективного самовыражения, восприятия свободы, раскрепощения, снятия груза будничных забот и тревог.

Праздник по своей сути всегда имеет оптимистический жизнеутверждающий характер; его содержательная сторона отличается выражено-духовной направленностью. Он всегда связан с идеалами красоты, свободы, равенства и справедливости. В нем достаточно ощутима многовековая преемственность духовных ценностей.

Особое значение в празднике приобретает его эстетическая составляющая: чувственно-эмоциональная насыщенность содержания, выразительность, экспрессивность, алогизм форм. Празднику всегда присуще игровое начало, яркая образность, зрелищность, ярмарочность, элементы карнавальности, театрализация. Все эти качества роднят праздник с искусством, но не отождествляют с ним. Праздник некая пограничная зона между реальной жизнью и художественным произведением. Психологический механизм воздействия праздника близок к катарсическому воздействию искусства.

Типология праздников многообразна. Принято выделять народные (национальные), религиозные, государственные, профессиональные, детские, спортивные и др.

Древнейшими формами народных праздников можно считать такие, как ярмарка и карнавал. И первая, и вторая восходят своими истоками к рынку. Если ярмарка связана с каким-либо церковным праздником или каким-либо весьма значимым светским событием, то в таких случаях обычный рынок превращается в праздничный т.е. в ярмарочный. Такой рынок обставлен торжеством и обогащен всяческими развлечениями.

Ярмарка, устраиваемая первоначально на церковной площади, имела свой знак - эмблему, которая представляла собой крест, куда вешались перчатки, меч, шляпа и щит - практические атрибуты средневековых светских рыцарей. В самой эмблеме сосуществуют два начала: религиозное в кресте и светское во всем остальном. Но крест может указывать на перепутье дорог, и в этом случае ярмарка - стечение всех дорог.

Уже тогда народ не имел возможности контролировать процесс, место и время проведения праздников: право на ярмарку давал король. Сама ярмарка – это временный город, но в ней участвуют два начала: сельское в виде производителей продукции, и городское - прежде всего покупателей.

Именно на ярмарке происходило взаимовлияние сельской и городской культур, но доминирующей была последняя. В XIX веке сохранялась традиция среди аристократов ездить на «балаганы» посмотреть на диковины. Ярмарка одновременно и труд, и развлечение для всех участников. Неслучайно купеческая пословица гласит: «Мешай дело с бездельем – с ума не сойдешь!» Ярмарка – своеобразный деловой клуб, где есть и делу время, и потехе час.

В отечественной традиции можно вспомнить Нижегородскую и Сороченскую ярмарки. Ярмарка была учебным полигоном, где феодальные отношения постепенно получали элементы буржуазных.

Праздничные характеристики ярмарки, как считают отдельные исследователи, связаны с мотивом жертвоприношения, осмыслением в его контексте «святого» торжественного торгообмена жертвами. Человек приносит жертву Богу, а он, в свою очередь, удовлетворяет просьбу человека.

Предтечей ярмарочного торга принято считать паломничество. Верующие отправлялись в путь для того, чтобы получить возможность увидеть какую-либо реликвию. Прибыв в пункт назначения, они хотели приобрести нечто памятное. Как правило, паломничество приурочивалось к какому-либо празднику, а к нему - ярмарка.

Другой формой народного праздника являлся карнавал, который на определенных этапах развития городской культуры является производным от ярмарки, отличающимся от нее тем, что в нем утрачивается пограничность между делом и бездельем. Он становится формой воплощения праздничного бытия человека.