Смекни!
smekni.com

Актуальность проведения этнических PR-мероприятий в условиях многонационального региона (на примере фестиваля "Саянское кольцо") (стр. 9 из 14)

Но рядом с настоящим праздником выросло другое растение, которое люди все чаще начинают принимать за праздник. Почти лишенное корней, оно стелется по земле и не стремится достичь неба. Это праздник – развлечения. Замечательный отечественный философ Иван Ильин еще полвека назад увидел сущность устремленности к развлечениям в потере человека цельности. «Человек, несущий в себе внутренне расщепление, не знает счастья. Его ждет вечное разочарование и томление. Он обречен на вечную и при том безнадежную погоню за новыми удовольствиями; и везде ему предстоит неудовлетворенность и дурное расположение духа. Добиваясь и не получая, требуя и не находя, он все время ищет нового, неиспытанного, но приятного раздражения, и всякое «обещание» обманывает его» (Ильин). Настоящий праздник не исчезает. Просто его все труднее увидеть за разросшейся тягой к развлечениям. Но, прикоснувшись к празднику по-настоящему, всем существом своим, и мыслями, и чувствами, человек оживает и обретает ориентиры, позволяющие отличать здоровое дерево от пустоцвета. В народной культуре развлечения всегда занимало место, подчиненно содержательной стороне праздника. Молодежь пела, танцевала, играла и соревновалась в ловкости, веселилась и смеялась, но всему было «свое время». Троицкие хороводы, кумования, плетения венков… эмоциональное богатство народной праздничной культуры приводило к полноценному опыту переживания радости, а время подготовки – к опытному познанию того, что перед радостью нужно преодолеть страдания. Либо наоборот – что вслед за страданием неминуемо следует радость. Г. С. Виноградов одним из первых обратил внимание на то, что, изучая культуру народных масс, этнографы мало уделяют внимание «процессу унаследования культуры», тому, какими путями каждое новое поколение «вступает во владение» культурным богатством, добытым ранее живущими поколениями», и призвал изучать детский возраст, поскольку именно в это время совершается «процесс унаследования». Современные этнографические и этнологические исследования позволяют увидеть, как новые советские праздники проросли, используя традиционную народную культуру – богатую, но слабо осознанную самим народом. [6]


2. Практическая часть

2.1 Изучение культурного и исторического наследия Сибири

На территории Сибири проживают более 30 коренных народностей, относящихся к тюркоязычным, тунгусо-маньчжурским, монголоязычным, самодийским и угорским, а также палеоазиатским группам. Эти коренные народы имеют древнюю историю, уникальное культурное наследие.

Истоки его уходят в глубины тысячелетий. Еще в 1871г. в Иркутске при строительстве военного госпиталя были обнаружены прекрасные образцы первобытного искусства, возраст которых около 20тыс. лет. Изображения животных и птиц, сделанные из кости давно умерших животных – мамонта и носорога, поражали своим изяществам и совершенством. Столь древние находки были тогда первыми в России и одними из первых в Европе. Но вот прошло еще 15лет и последовали новые, не менее удивительные открытия: на этот раз на Енисее, где на Афонтовой горе школьный учитель И.Т.Савенков нашел вначале стоянки эпохи палеолита, а затем в течении нескольких лет еще большую серию стоянок и поселений древнего человека.

В 1892г. в Москве на Международном антропологическом конгрессе демонстрировалась коллекция каменных орудий с берегов Енисея. На нее обратил внимание французский ученый Ж.де Бай, который по возвращении на родину выступил перед французской Академией наук с сообщением о выдающимся открытии на Енисее, сопровождая рассказ демонстрацией фотографий. В 1896 и 1897гг. он однажды побывал на Енисее, а по возвращении в Париж устроил выставку в музее. Она пользовалась большим успехом у специалистов. Сибирские находки привлекли внимание крупных ученых Л. Капитана и О. Месния. С того времени прошлое Сибири находится в поле зрения европейской исторической науки.[13]

В последние годы в урочище Уландрык и других местах на Алтае ведутся раскопки малых курганов, в которых производились захоронение простых общинников. В массивных лиственничных срубах Уландрыка, заполненных древним льдом, обнаружены не ограбленные в отличие от царских погребения пазырыкской культуры. Благодаря особым условиям в сохранились самые разнообразные предметы: деревянные блюда на 4 ножках, деревянные ковши, бронзовые кинжалы в деревянных ножках, чеканы с хорошо сохранившимися деревянными рукоятками, детали луков и стрел, ткани и изображения из золотой фольги, уникальные украшения сакральных головных уборов, которые входили в состав погребальной одежды. Среди изображений различных мифических персонажей, выполненных из дерева и помещенных на головных уборах, первостепенное место занимают образы оленя и коня. В набор деревянных фигурок входили и другие популярные персонажи алтайского звериного стиля.

Головные уборы украшались также многочисленными золотыми бляшками в виде птиц, розеток и стилизованных бычьих голов. Удивительные деревянные и глиняные сосуды, орнамент на коже и дереве, мифические персонажи и многое другое были перенесены через многие столетия, сохранялись, обогащались и нашли вторую жизнь у алтайцев и других народов Южной Сибири.

Многочисленные научные исследования говорят о необыкновенной оригинальности и самобытности коренного населения. И это связано с наследованием многих элементов в искусстве, духовной культуре, в живой связи традиций многих сотен поколений. У нанайцев, ульчей, удегейцев, например, которые живут по берегам Амура, в поделках из бересты, аппликациях на одежде, головных уборах, рукавицах мы видим те же самые прошедшие через века сюжеты: знаменитую «амурскую спираль», встречающуюся на глиняных первобытных сосудах, маски-личины, затейливые узоры-плетенки, орнамент в виде рыбьей чешуи, которые бытовали у населения 5-6 тыс. лет назад. Очевидна непрерывность развития культуры народов Сибири и Дальнего Востока. И это еще одно доказательство, что не существовало народов без культуры и вне истории.

Народы Сибири сохранили прикладное изобразительное искусство. Оно было разнообразным по форме, содержанию, но глубоко самобытным и талантливым. Изобразительное искусство коренных народов Сибири имело как общие для них черты, так специфические особенности, свойственные тому или другому народу. Сказывалось влияние природных условий, хозяйства и быта, прежних традиций, общения между народами, их экономических, бытовых и культурных связей. Прикладное искусство у народов Сибири развивается и обогащается и в наши дни.[13]

Когда мы говорим о культурном наследии и культурных традициях Сибири, мы не можем забывать удивительное богатство духовной культуры- фольклор-память народа о прошлом, героических традициях. В фольклоре народа, который создавался веками и тысячелетиями, хранится богатейшая информация о становлении национального самосознания, борьбе с темными силами зла, о торжестве разума, доброты и справедливости.

Фольклор народов Сибири является величайшим достоянием мировой культуры. Он ярок, красочен и неповторим. Из поколения в поколения передавались сюжеты, образы, события, которые обогащались содержанием и приобретали все большую эмоциональную окраску.

У хантов и манси народное творчество представлено мифами, сказками и песнями о происхождении земли и людей, былинами и сказаниями о богатырях, и их подвигах, лирическими песнями. У кетов, нганасан, долганов и других народов Севера бытует героический эпос, сказки, предания, загадки, рассказы на бытовые темы. Наиболее известны в мировой литературе алтайские героические сказания «Алтай-Бучай», «Коготей» и другие, бурятские богатырские былины-улигеры. Самое крупное произведение устного народного творчества – «Абай Гасэр Хубун» содержит более 30тыс. стихотворных строк. Не менее крупные былины - олонхо у якутов, в которых сказатели –олонхосуты воспевали свою родину.

Глубочайшие культурные и исторические корни имеет фольклор народов Сибири, что еще раз свидетельствует о непрерывной связи времен и эпох. Это хорошо можно проследить, в частности, по наскальным изображениям. Многие из них, 3-4тыс. лет назад, ярко и убедительно иллюстрируют сцены из фольклора народов Сибири, корни которого, как оказывается, в железном бронзовом, а истоки, быть может, в каменном веке.

Сказанным не исчерпывается богатство культурного населения Сибири. Сегодня Сибирь – это край не только интенсивно, быстро развивающийся экономики, но и культуры, науки. Все вместе взятое, составляет огромный пласт, являющейся неотъемлемой частью всего огромного населения народов нашей страны и мировой культуры в целом. Культурное наследие – сконцентрированная мудрость многих поколений – должно работать на настоящее и будущее.

В данной работе стоит многогранная задача, суть которой состоит в изучении, от изучения- к сохранению и сбережению, от сохранения и сбережения – к широкой пропаганде и дальнейшему развитию нашего богатейшего культурного и исторического наследия.7

17 апреля 2005 года состоялся Референдум, который объединил Красноярский край, Эвенкию и Таймыр в единый субъект Российской Федерации. У Референдума была экономическая логика: со времен Енисейской губернии Красноярский край составлял единый хозяйственный организм с Таймыром и Эвенкией. Мы жили и должны жить в исторически сложенных границах и стремимся к тому, чтобы поднимать край всем вместе, ведь у нас все единое.