Смекни!
smekni.com

Жанры телевизионной рекламы (стр. 3 из 6)

Ночь. Спальня в пионерском лагере. Один из мальчишек начинает рассказывать страшную сказку: «На стене Черной-черной комнаты появился черный-черный зуб! И с тех пор у семьи стали страшно болеть зубы!».

Мальчишки начинают испуганно приподниматься в кроватях. Только Петров спит крепким сном. Второй мальчишка наклоняется над ним и удивленно спрашивает. «Петров, тебе че, не страшно?». Голос диктора: «Конечно, не страшно. Ведь вся семья Петровых регулярно пользуется зубной пастой «Pepsodent» с фтором и кальцием...» На экране чистят зубы Петров, его мама и папа. ...«Pepsodent» отлично очищает зубы, сохраняя их крепкими и здоровыми, и прекрасно освежает рот. Вот почему семье Пе­тровых бояться нечего».

Создателей рекламы вдохновляют не только отечественные киношедевры. Мотивы «Крестного отца» использованы в ре­кламе апельсинового сока «Minutemaid»; классического фильма ужасов «Кошмар на улице Вязов» — в рекламном ро­лике препарата «Стрепсилс»; фрагмент из популярной приключенческой ленты «Маска Зорро» заново переписан в рек­ламном ролике кофе «Амбассадор».

Однако стоит заметить, что использование киноцитат должно быть уместно, соответствовать здравому смыслу и элементарному вкусу.

В ряду аналогий с киноиндустрией стоит и спот анимационный, или рекламный ролик с включением анимации. Забав­ные рисованные или кукольные истории выглядят, как самостоятельный мультфильм и создают особую атмосферу, благоприятствующую восприятию рекламной информации как в любой рекламе, в которой присутствует развлекательная сторона, важно, чтобы она не затмевала содержательные аспекты. В мультфильмах встречается как наиболее распространенный прием в анимационной рекламе - оживление рекламного продукта (на­пример, орехи в глазури M&M'S играют в шахматы, посещают бассейн, гуляют, раз­говаривают; испытывают страх, любо­пытство), так и прием отождествления продукта с каким-либо персонажем (в се­рии рекламных роликов чипсов «Cheetos» (рис 6), например, таким героем ста­новится тигренок Честер). В большинст­ве случаев мультипликационные персо­нажи представляют собой образ марки; смешной зверек — молочные продукты «Рыжий АП» (рис 7), белый тестообразный че­ловечек — маргарин «Делми», старичок - чай «Беседа» (рис 8). Пример «ожив­ления» комиксов, почерпнутый из кине­матографических традиций — серия ис­торий про «создателя» пива «ПИТ» пи­вовара Ивана Таранова.

Приемы анимации незаменимы, когда в рекламе необходимо показать невидимые глазу процессы, происходящие при действии продукта. Чаще всего встречается уве­личенное отображение последовательно­сти уничтожения пятен различными мою­щими средствами, принцип действия лезвий и станков для бритья, влияние косметических средств на кожу и волосы, схемы действия лечебных препаратов.

Например полностью анимационный спот лекарственного препарата «Лизивит С» разъясняет принцип его действия, сравнивая сосуды с дорогами, по которым движутся эритроциты-авто­мобили. На дороге из-за холестериновых бляшек образуется «пробка». Но прибытие скорой помощи «Лизивит С» устра­няет бляшки, ремонтирует стенки сосудов и движение эрит­роцитов восстанавливается.

Наложение мультипликации на «живое» действие почерпну­то из арсенала современных приемов киноиндустрии и быст­ро зарекомендовало себя в качестве эффективного рекламно­го средства возбуждения интереса, привлечения и удержания внимания. Достаточно вспомнить Мойдодыра в рекламе сти­рального порошка «Миф-универсал»; кролика, устраивающе­го соревнование на самые белые зубы в рекламе жевательной резинки «Дирол Kids»; принца, угощающего уставших бас­кетболистов вафлями «Принц».

Анимационная реклама достаточно дорога, но вложенные средства вполне оправдывает. Кроме того, как шутят мультипликаторы, «их персонажи не требуют зара­ботной платы, не стареют, не убегают в разгар съемок на дру­гую работу и не умирают»[9].

Особую разновидность телевизионного ролика представляет собой рекламный видеоклип.

Исключительность его - в сочетании в качестве выразитель­ных средств музыкального и изобразительного языков, при­чем именно музыка тот стержень, которому подчиняется и информационное, и образное, текстовое, и изобразительное наполнение. Появился этот жанр на стыке музыкальной и те­левизионной культур, и первоначально его задачей было представление в зрительной форме произведений эстрадных исполнителей — клип появился в США в 80-е годы для рек­ламы грампластинок. Сегодня говорят уже о существовании специфического «клипового сознания» — «экранного синтак­сиса с преобладанием звонких, вызывающих метафор, гром­кой звукозаписью, вызовом глагольных форм, создающих эк­ранную материю повышенной ассоциативной сложности»[10].

Видеоклип по существу - «динамичный набор картинок, ме­трически организованных музыкальным сопровождением. По форме - это микрофильм-калейдоскоп... Клип — это антисериал, это монтажная форма культового искусства современности.

Визуализация музыки в клипе - не всегда «дословное» изображение содержания. Ассоциативная связь между текстом и изображением может быть столь затейливой, что уловить ее, тем более при стремительной смене монтажных фрагментов, бывает практически невозможно.

В 1996 году в рамках отечественного видеопроизводства по­нятия «музыкальное видео» и «рекламное видео» породили новое понятие «музыкальная реклама». Эту тенденцию не­возможно не заметить: за последние годы объем музыкальной рекламы (порой даже не клипов, а слотов) резко вырос на всех основных каналах телевидения.

Собственно, рекламный видеоклип— порождение джингла (рекламной песенки), пришедшего из радиорекламы, и музыкального видео­клипа, оформляющего зрительным рядом му­зыкальное произведение. Создание действительно эффектив­ного видеоклипа - задача непростая, поскольку песенка не просто должна прозвучать, а стать хитом, мелодией, которую хочется напевать. Правда, при высокой частоте повторений телевизионных роликов, песенки настолько «заседают» в соз­нании, что хочешь-не хочешь вертятся в голове. Существуют как авторские творения рекламной музыки (джингл продук­ции «Эрмигут»), так и переложения на рекламный текст по­любившихся людям мелодий (пиво «Старый мельник»).

Случается, что первоисточник музыки забывается и мелодия начинает ассоциироваться в сознании с рекламным текстом. Подобный эффект происходит и с джинглами, использующи­ми, любые популярные фрагменты — рано или поздно музы­кальные фразы начинают вызывать в памяти образ реклами­руемого товара.

Телевидение обладает уникальной возможностью подробно показать товар, его применение, конструкцию, функцио­нальные особенности. Один из приемов, используемых в те­левизионной рекламе так и называется — демонстрация. Львиная доля рекламных роликов построена по демонстра­ционному принципу. В различных источниках под видами телевизионной демонстрации понимается разное - от набо­ра приемов до перечисления всех существующих на телевидении форм рекламы, поскольку сам факт телевизионного показа и есть демонстрация. Несмотря на все обилие предла­гаемых и существующих приемов демонстрации, их можно свести к следующим.

Простое перечисление свойств товара(новых возможностей, предложений, услуг). Например, ролик магазина «Мир кожи в Сокольниках», задача которого ознакомить зрителей с ус­лугами, предоставляемыми этим торговым предприятием. На экране сменяют друг друга новые отделы и подразделения магазина, новые предложения ассортимента. Диктор пере­числяет: «Мир кожи в Сокольниках» Он стал еще больше, а значит, в нем стало еще больше услуг. Бесплатная химчистка на период гарантии, подгонка одежды, кожгалантерея с аксес­суарами и фурнитурой. Еще больший выбор. От элегантных шуб, модных дубленок и кожаной одежды до кожаных изделий для детей. А цены — цены приемлемы. «Мир кожи в Сокольни­ках» — красиво, тепло и уютно».

Продукт в действии. Только телевидение способно продемонстрировать функциональные возможности продукта. Показ того, как действует товар, как работает прибор, что можно делать с его помощью.

Демонстрация товара в действии может быть решена просто показом, а может быть представлена в виде драматической миниатюры с использованием свидетельства простых людей, знаменитости или любимого персонажа, решена посредством анимации (тот же мультипликационный Мойдодыр в рекла­ме стирального порошка «Миф»; «принимающиеся за рабо­ту» крошки Сорти — крупинки стирального порошка) - сло­вом, вариантов комбинирования может быть бесчисленное множество.

Например: на экране рука женщины, выключающей душ и тянущейся за полотенцем. Крупным планом - капельки воды на теле. С по­мощью анимации демонстрируется как, словно при много­кратном увеличении, петельки полотенца вбирают влагу. Текст диктора: «Так работают 5 тысяч петелек в каждом нашем полотенце. Донецкая мануфактура — идеальная фак­тура!».

Нестандартно представлено уникальное торговое предложе­ние в рекламе нового пылесоса «Самсунг диджитал»:

На экране кошка на задних лапах аккуратно собирает кусоч­ки шерсти и несет в мусорное ведро. Текст: «Ваша кошка не настолько аккуратна. Купите новый пылесос «Самсунг диджитал». Его специальные щетки избавят вас от шерсти жи­вотных в доме». Показ пылесоса, всасывающего кошачью шерсть. Текст диктора: «Самсунг. Хорошо там, где мы есть».

Экстремальные условия. С помощью этого приема (край­ности, особый случай) пред­ставляются исключительные характеристики товара, его сверхпроч­ность, сверхвыносливость, сверэкономичность и прочее. К демонстрации подобного рода можно отнести ролик чайни­ка «TefalVitesse».

За время, пока диктор проговаривает текст: «Подчас дорога каждая секунда. Поэтому мы создали электрический чайник «Vitesse». Диск моментального нагревания в его основании вскипятит воду мгновенно. Чайник «Vitesse» сделает вашу жизнь гораздо проще», герой ролика успевает проснуться, вскипятить воду в чайнике, плеснуть кипятком на замерзший замок автомобиля, открыть ее и уехать.